Найти в Дзене

Обзор "Голубоглазого самурая". Разбираю плюсы и минусы сериала

Оглавление

В декабре 2023 г. на Netflix вышел анимационный сериал "Голубоглазый самурай", который окрестили одним из лучших за последнее время. Это мнение я полностью разделяю, однако меня продолжает беспокоить осадочек, что остался после просмотра. Что-то не так с новым творением Netflix, и я попробую об этом рассказать.

О чем сериал?

Япония. На дворе эпоха Эдо. В стране восходящего солнца иностранцем теперь не место. Только четверо белых мужчин смогли себе выбить "теплое местечко", параллельно заделав дюжину европеоидных бастардов.

Каждый из этих мужчин является целью Мизу, воительницы-полукровки. С детства она поставила перед собой цель - убить "белого демона", породившего её. На пути мести Мизу упорно хочет быть волком-одиночкой, но судьба её упорно сталкивает с людьми, которые то и дело сбивают её с намеченного курса. Это вынуждает Мизу задуматься было ли в её жизни хоть что-то верным?

Осторожно спойлеры

Немного о сути сериала (в чем и заключается его главный плюс)

"На одном конце катаны - жизнь, на другом - смерть" - слова слепого кузнеца, вырастившего главную героиню, хорошо описывают суть сериала. Мизу выковала меч, что убил множество людей. На его острие - смерть, но человек, что держит его за рукоять тоже не жив.

С самого начала Мизу хочет убить не столько отца, сколько свою "демоническую половину". Об этом говорит видение Мизу, где на месте отца она представляет не неизвестного иностранца, а себя. Поэтому месть Мизу больше похожа на путь саморазрушения и хаоса.

В конце сериала из-за отсутствия баланса между жизнью и смерть и ломается катана, металл которой, казалось бы, невозможно разрушить. Мизу признает, что её подход к жизни ошибочен, и в качестве символа перемен в душе, сплавляет вместе со сломанным клинком вещи людей, которые повлияли на неё: колокольчик её ученика Ринго и молот приёмного отца.

-2

Однако она не торопиться отливать новый меч. Несмотря на то, что семя перемен уже зреет внутри, создаётся впечатление, что Мизу ещё не готова принять систему, в которой она является жизнью, пускай и несущей смерть.

Мизу в целом противоречивая девушка: будучи водой по стихии (на что нам указывает её имя), она вынуждена жить в окружении огня. Хотя работа в кузне под крылом приёмного отца учила Мизу укрощать пламя, то огонь мести все равно начал её пожирать. Во время финальной серии "Великий пожар 1657", она попыталась использовать огонь, чтобы убить Фаулера, но вместо этого он сжег целый город... Огонь пока только испаряет воду, поэтому Мизу придется научиться его тушить.

Ух, как красиво все выходит на макро уровне сюжета. В купе с красивой рисовкой и великолепными боями все вышло прекрасно. Вот только одно "но". Дьявол кроется в деталях, а тут с ними полный...

Герои отделены от мира

Создатели сериала упорно пытались построить жестокий и извращенный мир, где человек может быть жестоко убит за просто так. Получилось ли у них это? Ну, они пытались.

Статисты в "Голубоглазом самурае" и правда мрут, как мухи. Жестоко. Иногда красиво. Иногда отвратительно. То же самое касается и тех, кто перешел дорогу Мизу: в живых никто не остаётся. Правда, главных героев это не касается.

Герои словно находятся в пузырях, которые отделяют их от убийственной средневековой Японии. Раны магическим образом перестают их беспокоить через серию, выбитые зубы вырастают, а противники такие неумехи, что не могут отрезать героям даже пару пальцев. Кроме того, их действия не ведут к изменению их положения в обществе, что тоже важно.

-4

Вместе все это вызывает диссонанс, и герои начинают "выпадать" из системы, в которой сами же живут. Поэтому некоторые сюжетные ветки выглядят очень искусственно. Если этот мир так ужасен, почему от него страдают только фоновые персонажи?

Возьмем как пример линию принцессы Акеми, которая решила сбежать из дома вслед за женихом. Конечно, в начале побег не задался: на неё напали разбойники, но героиня отделалась легким испугом и потерей тапок. Дальше путешествие пошло как по маслу: избавившись от опеки старого няньки, Акеми уходит с первым попавшимся сутенером. Думается, добрый старичок продал бы девку в ближайший бордель с чистой душой? Нет. Он прошёл с ней несколько городов, пока героиня "выбирала" себе хорошее место работы. Создатели, вы серьёзно?

Затем, когда она попадает в нужный бордель, жизнь её не опускает до уровня обычной проститутки. Невероятным костыльным ходом героиня избегает изнасилования за счет неожиданной любви клиента к стихам и самоудовлетворению. И жизнь Акеми все также прекрасна! А потом ещё и муж оказывает мямлей и готов ей полностью отдаться после хорошего... общения. В конце-концов мы можем наблюдать, как лунной походкой Акеми встает на путь матриархата в Японии...

-5

К чему я вообще веду. В хороших произведениях развитие персонажа происходит через "переломы", достаточно болезненные этапы, когда герой находится в наиболее кризисной ситуации. Персонаж стоит перед выбором: жизнь или смерть, добро или зло, причем что-то среднее выбрать нельзя. Например, у Мизу таким "переломом" стала смерть матери (а потом и ещё одна), когда она выбрала положить свою жизнь на борьбу со своим отцом. Акеми же, как и другие "товарищи" Мизу явных сломов не переживали. У всех все прошло довольно гладко.

Причем, параллельно авторы пытаются нагнетать обстановку вводя в лор сцены с насилием в духе "Молчания ягнят" и сексом из извращенного п0рн0. Правда, весь их смысл теряется из-за того, что это не про главных героев. Все кроме Мизу, они не выбирают чью-то сторону, а болтаются по середине, что их устраивает.

Господи, но это же детская сказка какая-то! И ваши осьминоги из "Сна жены рыбака" меня не убедят в обратном.

-6

Логика персонажей (и сценаристов)

Какой должен быть злодей? Холёный садист, который готов убить каждого на своём пути. О, нужно еще показать, как он любит вытаскивать из жертв внутренности, чтобы ещё раз подчеркнуть какая он сволочь. Иначе же вообще будет непонятно, что его так героиня хочет убить...

Ладно, я подушнила. Фаулер, хоть и сделан на основе шаблона господина зла, более менее интересный мужик. Как минимум понятно, что он хочет. Что не скажешь про других.

Многие ругали "Голубоглазого самурая", за очень странный ход мыслей главных героев. И я тоже поругаю. В особенности Тенгена, возлюбленного Акеми, которого в целом очень странно прописали. Сначала он хочет получить получить расположение в высшем обществе. Потом готов все бросить, чтобы убить "голубоглазого демона", которого почти сразу начинает защищать ценой жизни. Ну оукей...

Решение создателей перенести действие в Англию вообще вызывает много вопросов. Последняя сцена вообще свалилась как снег на голову. Эдакий рояль из кусков, который сыграл нам сямисэне. Будет ли органично выглядеть героина с катаной на туманном Альбионе... Что-то мне подсказывает, что это очень просто запороть.

Сериал о Японии, имеющий мало общего с японским менталитетом

Перейдем, наверное, к самому главному, что бросается в глаза. Хотя события сериала происходят в Японии, а главные герои японцы, сериал остаётся максимально западным.

В "Голубоглазом самурае" в полной мере не показаны ценности, характерные для японского общество того времени. Хотя Тенген и верен сегуну, он без лишних разговоров покинул додзё, а значит бросил господина. Это такой позор для тех лет. Акеми - вообще пример современного феминизма и так себе вписывается в эпоху сериала. Ну не слышала я, чтобы японская поэзия поощряла проактивность у девушек. Откуда она вообще научилась так ублажать мужиков? Она же не в публичном доме росла! Что до Ринго... Ну он слишком шаблонный персонаж-спутник из западного кинематографа.

-7

Во время просмотра сериала у меня создалось впечатления, что образы главных героев противоречат характеру сдержанных и интровертных японцев (как минимум так их описывают в антропологии). Вы скажете, что японцы бывают разными, да и анимация лучше смотрится на эмоциональных героях. Возможно, но в период Эдо это выглядит как конверсы на самурае. Что Акеми, что Тенген, что Ринго больше похожи на героев диснеевских мультфильмов, которых случайно занесло в сериал 18+, и только Мизу, которая тихо переживает все в себе, меньше всех походит на иностранку.

Грустно. Вместо того, чтобы погрузиться в реальную философию Японию, наполненную идеями о долге война, о природе и сакральном, создатели будто бы сконцентрировались на п0рнографических гравюрах. В итоге зритель не понял, что это за такой путь самурая, о котором все говорят, но зато узнал, что маску Тенгу можно использовать как фалл0с.

-8

Итоги

"Голубоглазый самурай" хороший сериал с красивой картинкой и неплохими боями. Хотя на некоторых сериях мне было скучно, в целом он мне понравился. Как минимум, в последнее время на американском рынке чего-то с таким уровнем графики и попытки в сюжет не выходило,.

Однако печально, что авторы сериала не смогли добиться баланса в сюжете истории про баланс и многое потеряли в попытке увеличить количество шок-контента. Да, и от настоящей Японии там только картинка. "Голубоглазый самурай" создан только в западной системе координат.

На этом все! Если тебе понравилась статья, то поставь лайк и напиши своё мнение в комментариях. Также не забудь подписаться на мой канал, ведь впереди нас ждет еще много интересного!

Читайте также:

Обзор сериала "Дочь, которая вернулась"
Одержимая Солнцем | Аниме, манга, дорамы12 февраля 2023
Аниме обзор: "86"
Одержимая Солнцем | Аниме, манга, дорамы1 июня 2021