"Незнакомка" - эта картина известна каждому, только мало кто знает, что имя незнакомки - Софья Крамская - дочь известного художника И. Крамского. Её жизнь была трагична и удивительна, наполненная любовью и горечью, испытаниями и радостями. Хотя все могло быть совершенно иначе, только Софье Крамской выпала нелегкая доля тяжелого жизненного пути...
Софья родилась в 1866 году, одна среди братьев, любимица отца. И. Крамской написал множество портретов своей дочери. В детстве она была совершенно неулыбчивая, немного грустная и задумчивая, казалось, что мысли ее бродят где-то далеко-далеко, чувствовалась настороженность и внутренняя строгость, а глаза маленькой, любимой отцом, девочки казались бездонными озерами, в которых можно было просто утонуть...
Она училась в обычной гимназии, жила в совершенно творческой атмосфере и рано стала рисовать. Отец всячески это приветствовал и стал первым ее учителем. К юности она просто расцвела и похорошела, стала красавицей, а детская угловатость сменилась изяществом. Софьей восхищался Репин, а Альберт Бенуа начинал ухаживать, только девушка открыла свое сердце и нежную душу молодому врачу Сергею Боткину. Они были помолвлены, но Боткин встретил и полюбил совершенно другую девушку - Сашу Третьякову.
Тогда были ли чувства к Софье или это просто мужской каприз? Признаться в чувствах, говорить о любви и ... полюбить другую...разве это не предательство, не удар, не жестокость, от которых сложно отправиться и прийти в себя... Вскоре он женился на барышне Третьяковой, оставив Софью в крайней тоске, душевной опустошенности и полном непонимании происходящего...хватило ли у него духа просто объясниться? Бездонные глаза потухли и мир перестал радовать, казалось, что рассвет не наступит никогда, и не станет смеха, веселья, нежных чувств, любви и гармонии...что может быть страшнее предательства любимого человека? Как найти себя, свое место в этом чудовищном мире?
От тьмы, пустоты и тоски спасает живопись! Именно она открывает дыхание и приносит надежду, будто глоток из целебного источника. Очень часто художники развиваются не в любви, а в потрясениях...чтобы запело мастерство тонкой скрипкой, нужен удар... В 1884 году Крамской отправляется с Софьей в заграничную поездку, чтобы отвлечь ее от тяжелых мыслей, разбитости и депрессии. И девушка начинает рисовать живописные этюды юга Франции, позже Крамской скажет: "Дочка моя, известная Вам ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант".
Но, как отец, он жил в постоянной тревоге и волнениях: "Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию". Словно предчувствовал трагичность судьбы своей любимицы, только ничего не мог поделать...он умирал, а дочь оставалась беззащитной, как неоперенный птенец, без поддержки и родного плеча...она еще не встала на ноги, не нашла себя в этом мире... Девушка совершенно перестала верить, закрыла свое сердце и ни в кого не влюблялась, тем более не стремилась выходить замуж!
Отца уже не было в живых, когда назрели перемены. Это случилось в 1901 году, Софья Крамская вышла замуж за петербургского юриста финского происхождения Георгия Юнкера. Ей было уже 35 лет. Брак оказался счастливым и казалось, что сама вселенная встала на их сторону. Они не только любили друг друга, понимали, но и поддерживали. Софья помогала мужу писать книгу-исследование о декабристах, а он решал разные вопросы по устройству музея имени Крамского.
Соня Крамская - та самая девочка с большими бездонными глазами стала признанной портретисткой. Заказы сыпались словно из рога изобилия, ее работы участвовали в различных выставках, знали ее и как книжного иллюстратора, а жанровые картины были просто восхитительны. Только жалко, что большая часть работ просто погибла в период революции. Да и личное счастье было не долгим, в 1916 году Георгий Федорович умирает и начинается череда беспросветных ударов судьбы - революция, гражданская, смерть матери...и только человек, сильный духом, мог это все принимать со смирением и покорностью, стараясь каким-то образом войти, вписаться в эту новую и не совсем понятную ей жизнь.
С 1918 года Софья Ивановна начинает работать в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Она иллюстрирует "Историю религии" издательства "Атеист", но не скрывает своей веры и всегда готова прийти на помощь ближнему. Совершенно невероятная сила духа и открытость сердца своим знакомым из прошлой жизни привели ее к аресту 25 декабря 1930 года по статье 58-II УК РСФСР. Софью Крамскую обвинили в контрреволюционной пропаганде. А она всего лишь помогала тем, кого знала раньше, кто лишился крова, имущества и всяких средств существования, устраивая на работу с самым скромнейшим жалованием, чтобы выжить. Софью Ивановну обвиняли в создании "контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях...", не забыли и о ее религиозности...
Юнкер-Крамская стала "чуждым элементом". Ей вынесли приговор - три года ссылки в Сибири. Перенести такого потрясения она не смогла - случился инсульт, но совершенно больную и разбитую ее отправляют в тюремную больницу - немного подлечили и в этап, в Иркутск...затем в Канск и Красноярск...второй удар и отнимается левая часть тела...испытания Судьбы безжалостны...и найдутся ли силы вынести все это?
Уже из красноярской больницы она напишет письмо Екатерине Пешковой - первой жене Максима Горького, которая оказывала посильную помощь политическим заключенным. Юнкер-Крамская расскажет о всех своих последних событиях и постарается доказать, что все еще может принести пользу...попросит работу, ведь правая рука еще может рисовать...
...Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, языки, я работать могу, люблю… О моей рабочей жизни Вам может подтвердить Елена Дмитриевна Стасова, с отцом которой был так дружен мой покойный муж. О музее Крамского Вам тоже могут дать сведения и она, и товарищ Луначарский…(из письма С. Юнкер-Крамской)
Она в совершеннейшем отчаянии, эта девочка с прекрасными бездонными глазами... Помогите мне! Я написала просьбу о помиловании М.И. Калинину. Я прошу Вашего содействия. Я оправдаю милость, если мне она будет дарована, могу уверить в этом Вас. Я честно проработала 40 лет. Тяжко последний, быть может очень короткий срок — чувствовать себя — так наказанной… Я собрала последние силы, чтобы написать Вам все это…(из письма С. Юнкер-Крамской)
В феврале 1932 года дело пересмотрели и признали, что социальной опасности от Софьи Ивановны Юнкер-Крамской совершенно нет. В марте 1932 года она вернулась в Ленинград, а в 1933 году художница умерла при совершенно странных обстоятельствах - "от рыбьего яда", уколов палец при чистке селедки. Реабилитировали ее только в 1989 году уже посмертно...она не оставила наследников и большинство ее работ просто погибло, но те немногие, что остались полны удивительного и прекрасного женского очарования...маленькая девочка, с огромными красивыми глазами, любимица отца, встретившая предательство и такое недолгое личное счастье...
Всегда с вами - Летящая стрекоза...