В 2016 году в Санкт-Петербурге издан учебник для вузов Татьяны Филановской «История хореографического образования в России».
Глава 6.8 этой книги, которая называется «Особенности эпохи постмодерна, определившие развитие бальной (спортивной) хореографии и хореографии современного танца» (страницы 262—266) может помочь нам разобраться в самой сути развития современной хореографии.
Автор отмечает:
Рождение двух новых направлений в системе хореографического образования: бальной (спортивной) хореографии и хореографии современного танцевального искусства, — определено особым художественным сознанием эпохи Постмодерна. В его основании лежит плюрализм ценностей, сосуществование традиций и новаций, смешение стилей. Искусство постмодерна возникло как отрицание классики, для него характерны «эстетические мутации», эклектизм, диффузия больших стилей, смешение жанров, соединение художественных стилей различных эпох, использование элементов национальных культур. <...> Размываются границы между высоким и массовым искусством, этому способствуют интерактивные формы, вовлечение зрителя в творческий процесс. Такие характеристики эпохи, как толерантность, мозаичность, открытость, определяют терпимое отношение разнообразных стилей друг к другу.
По словам исследователя, балетмейстеры
стали смело соединять многие движения народного танца со свободной пластикой, с акробатикой. Академический танец включил элементы модерна, гимнастики.
Т. Филановская обращает внимание на то, что
Важным внешним фактором развития нового стилистического направления в хореографии — бального (спортивного) танца являлась смена иерархии жизненных ценностей человека. Если в центре художественной культуры послевоенного времени были масштабные темы победы, героических поступков, патриотизма, то в 1970-80-е годы героем становится простой человек как носитель общечеловеческих ценностей. Представляет интерес его частная жизнь, повседневная культура, человеческие чувства. Неслучайно становится популярной бардовская песня под гитару и камерная манера исполнения А. Галича, Ю. Визбора, Б. Окуджавы. <...> Масштабные танцевальные проекты уступают ме-сто камерным парным современным бальным танцам под мелодии из появившихся компактных приемников-транзисторов. Сначала это были танцы в ритме вальса, фокстроты, танго, латиноамериканские танцы румба, ча-ча-ча, самба, пасодобль, а также джайв, летка-енка, вару-вару и другие.
Увлечение молодежи этими танцами привело к тому, что
наряду со школами бального танца, кружками по кратковременному обучению во дворцах культуры и школах возникли коллективы, организованные по типу художественной самодеятельности в студии и ансамбли (Пособие для студентов институтов культуры / под ред. В. М. Стриганова, В. И. Уральской. М.: Просвещение, 1978. С. 15).
Большую социальную значимость в России в 70-е — 80-е годы приобрело искусство бальной хореографии. Т. Филановская пишет:
Его возникновение отвечало социальной потребности людей разных возрастов в расширении общения, организации содержательного досуга, в поиске новых положительных эмоций. Танцевальные формы и образная система бальной хореографии постепенно приживались на почве русской ментальности, приобретала художественную ценность. Почему советскому человеку стали интересны европейские и латиноамериканские танцы, которые обрели большую популярность? Вероятно, в бальном танце от национальной основы сохранено все самое типичное, сконцентрированы наиболее характерные свойства. Техника исполнения движений канонизирована, но при этом эмоциональность, чувственность дают возможность импровизации и индивидуального исполнительского стиля. Школа российской бальной хореографии отличается благородством, элегантностью и изяществом исполнения.