В статье я расскажу о создании фототравления в Компас-3D, озвучу плюсы и минусы такого подхода. И даже покажу утилиту, которую написал для помощи в переносе детали из 3D в векторный формат.
Вступление
Лично для меня CAD редакторы, а именно Компас 3D, перевернул моё представление о создании допов. Причём это касается не только 3D печати, но и фототравления.
Большую часть наработок, сделанных без CAD, пришлось буквально выкинуть. Но это не расстраивает, а, напротив, вдохновляет.
На Компасе свет клином не сошёлся, я слышал хорошие отзывы и о Fusion 360. Концептуально эта статья подходит под все продвинутые CAD программы.
Выбирая CAD программу, главное помните об одном - в программе должен быть функционал по работе с листовым телом и сборки.
Зачем CAD? Можно ли проще?
Да, можно.
Если вы делаете допы для себя и ваши детали простой формы, например:
Тогда достаточно будет обычного векторного 2D редактора, например Adobe Illustrator или Corel Draw.
И, если вы новичок, то с рекомендую с этого и начать. Особенно если вы хотите сделать всё для себя и сделать быстро.
Специально для вас, любимые подписчики, я записал коротенькое видео этого процесса:
Извиняюсь за качество звука :)
Ну и всё, не нужен этот ваш CAD! Или нужен?
Очень часто векторного 2д редактора может оказаться недостаточно. Чтобы понять почему - достаточно взглянуть на вот эту деталь:
Если сам короб спроектировать ещё не так трудно, то правильно спроектировать два внутренних зубчика уже не так просто. Особенно, если учесть, что на коробе есть пазы, а на зубчиках есть выступы для пазов:
Можно, конечно, как Voyager сделать без зубчиков и пазов, но мы ведь не хотим превратить сборку/пайку в издевательство над собой? Ещё и получив кривой результат после несколько часов пытки.
Так что зубчики и пазы must have.
Сперва я успешно сделал эту деталь в Adobe Illustrator, без Компаса. И признаюсь это было не просто, хотя по геометрии и черчению у меня всегда было 5, провозился я долго.
А затем переделал в Компасе и всё получилось относительно легко, достаточно быстро и результат получился ну очень точный (Компас считает за нас).
Плюс, когда я закинул короб и оба зубчика в сборку и свёл вместе, то обнаружил, что не учёл много вещей. Например, оказалось, что нужно убрать немного материала вдоль зубчиков, потому что они касаются короба нижними краями, а я рассчитывал по верхним.
В сборке подобные ошибки ловятся очень легко, детали можно точно подогнать друг другу, меняя их прямо на ходу.
Очевидно, что можно так же посмотреть и поправить сходимость со смолой или пластиком, убедившись, что деталь сидит как надо:
Всю сборку можно сохранить как stl файл и потом открыть в блендере, чтобы оформить красивую инструкцию для набора. Это же сказка!
Какие ещё есть плюсы?
Помимо перечисленного есть и другие полезности. Например, обратите внимание на вот этот сгиб между А и В:
Какую ширину надо заложить под этот сгиб? Мы можем посчитать внутренний радиус сгиба R1 и внешний R2. При сгибе металл внутри сгиба будет как бы немного сжиматься, а снаружи растягиваться. То есть ширина сгиба будет лежать где то между R1 и R2 (по "нейтральной оси").
Если мы работаем в векторном 2D редакторе и всё считаем сами, то можно взять упрощённую формулу (R1 + R2) / 2. То есть просто среднее значение. И высчитывать каждый раз ручками.
Компас же избавляет нас от этой проблемы и довольно точно считает всё сам.
Кстати ещё один очевидный плюс - можно психануть и просто распечатать сборку на 3D принтере, не заморачиваясь с фототравлением. Но это путь слабых духом :)
Что дальше
Чтобы слишком сильно не раздувать статью, я продолжу в следующей:
Там, как и обещал, я расскажу про практические моменты работы с листовым телом и расскажу как это тело превратить в векторный файл фототравления.
Пожалуйста лайк и коммент, если вам действительно интересно.