Найти тему
Царь-Танк

Создаём фототравление в Компас 3D

Оглавление

Это вторая часть данной статьи. В некотором роде обзорная статья по созданию фототравления в Компас 3D. Я просто опишу основные шаги работы, чтобы вы могли понять как устроен процесс и решить насколько вам всё это нужно.

Для начала, прошу бегло проглядеть несколько следующих видео, чтобы мне не пришлось рассказывать уж совсем базовые основы Компас 3D. Но если вы имеете опыт работы с CAD программами - то их можно и пропустить.

И так, мы хотим создать фототравлёную деталь, используя инструмент "листовое моделирование". С чего нам нужно начать работу:

Два основных способа

В контексте моделизма мне кажутся наиболее важными 2 способа:

1. Самый распространённый способ - это строить деталь шаг за шагом: грань, сгиб + грань, сгиб + грань и т.п.

Почти все гайды на Ютубе описывают этот способ, вот и от меня небольшой пример:

Подходит для большинства наших задач, для построения простых объектов.

2. Другой способ - построить деталь по контуру объекта. Сейчас объясню, что это значит.

Допустим наша фототравлённая деталь сгибается в объект сложной формы, вроде куба или призмы, типа таких:

-2

В этом случае проще создать обычный объект (заготовку) сложной формы, копирующий габариты согнутой детали. А уже затем построить деталь либо по внешнему или по внутреннему контуру этой заготовки:

-3
-4

2.1. При построении по внешнему контуру мы как бы оборачиваем заготовку пластиной, выделяя грань за гранью. Это удобно, если фототравлённая деталь впоследствии будет насаживаться на пластиковую/смоляную деталь. (то есть заготовка в данном случае копирует её габариты). Записал небольшое видео с примером:

2.2. Построении по внутреннему контуру выполняется аналогично, просто в процессе мы выделяем внутренние грани вместо внешних. Это удобно, если согнутую фототравлёную деталь необходимо впоследствии вставить в углубление/паз/отверстие/выемку в пластиковой/смоляной детали. Так же сделал для вас видео с примером:

В обоих случаях заготовку я рекомендую делать с запасом (чтобы исходные грани были побольше). Ибо потом мы будем просто убирать/вырезать лишнее.

Вы можете заметить разные пугающие парметры вроде "коэфициент нейтрального слоя", "радиус" и прочие. О них мы ещё поговорим отдельно.

Вырезы и канавки для сгибов

Допустим, что после предыдущего пункта у нас готова основа для нашей детали. Основа в уже согнутом виде.

Далее мы разворачиваем деталь и добавляем недостающие сквозные вырезы, углубления и канавки. Инструменты аналогичны тем, что мы используем, работая с обычным твёрдым телом, то есть мы делаем эскиз и применяем "вырезать выдавливанием" на всю толщину или на половину толщины.

Немного подробнее остановимся на канавках.

Вы же помните зачем нужны канавки? Чтобы помогать моделисту делать ровные сгибы в задуманных местах. Сгибы бывают двух видов:

1. Острые. То есть с минимально возможным скруглением. Делаем через обычное прямоугольное углубление:

-5

2. Скругления. То есть угол огибает определённый радиус:

-6

На мой взгляд тут большой прямоугольный вырез подходит не очень хорошо и я предпочитаю в этом случае делать много небольших канавок по всей площади сгиба. Можно использовать как продольные, так и поперечные. Я предпочитаю поперечные (вариант слева), потому что продольные могут дать едва заметные грани на внешней поверхности, что нам не нужно.

Технически в Компасе поперечные грани делаем так: рисуем одну канавку, а затем размножаем её через операцию "массив по сетке":

Параметры для сгибов

Есть такая вещь, как коэфициент нейтральной оси:

-7

https://www.adhmt.com/ru/k-factor-bend-allowance-and-bend-deduction/

То есть это линия, от которой Компас считает ширину полоски металла в месте сгиба. По умолчанию ставит значение 0.4

И проблема в том, что для нас 0.4 это не совсем корректно, как минимум для острых сгибов. Ибо по всей длине и ширине острого сгиба мы делаем канавку, по которой моделист и будет сгибать деталь. И канавка делает металл в 2 раза тоньше.

То есть коэфициент нужно скорректировать, но как? Для себя я пока выработал следующее решение по острым сгибам:

1. Задать минимальный внутренний радиус сгиба, например 0.01

2. Задать коэфициент 0.65 - 0.7

Для обычных сгибов-скруглений (с поперечными канавками) я оставляю коэфициент по умолчанию равный 0.4

Не знаю как это сработает на практике. Но как проверю - обязательно поделюсь. Главное подписывайтесь, чтобы не пропустить :)

Я записал коротенькое видео, где подробно и на примере размышляю над этим вопросом. Буду благодарен, если объясните, где я не прав в комментариях. Тема для меня плохо исследованная.

Когда все детали готовы - можно приступить к сборке. Хотя это и не обязательный шаг, но рекомендую всегда делать сборку, если у вас несколько деталей комбинируются вместе. Как минимум это поможет проверить сходимость деталей.

Сборка

Тут всё просто:

1. Создаём отдельный файл сборки.

2. Вставляем туда файлы деталей. На этом шаге желательно размещать их друг напротив друга, на небольшом расстоянии.

Добавляем сопряжения, причём те сопряжения, что слепляют детали вместе - добавляем последними. На этом всё.

Как правило достаточно только одного типа сопряжения - "Совпадение". Иногда бывает полезна "Соосность".

"Совпадение" помещает грани в одну плоскость, что не всегда означает слепливание деталей вместе. Что очень полезно.

Так же "Совпадение" можно применять между гранью одной детали и ребром другой. Это полезно когда одна деталь лежить на искосок на другой.

Рекомендую добавлять больше сопряжений, ибо это позволяет ловить ошибки, когда одна деталь залезает в другую.

Я записал коротенькое видео процесса сборки:

Напоминаю, что можно психануть и целиком сохранить сборку в STL файл и просто напечатать на 3Д принтере.

Что дальше?

И опять статья получилась слишком объёмной. Потому последний шаг я опишу в заключительной части. В следующей статье мы научимся переносить готовую листовую 3D деталь из Компаса в векторный 2D файл:

С вас лайк и подписка если материал понравился!