Русская часть акватории Северного Ледовитого океана практически не имеет границ, это огромные территории.
Однако внушительные расстояния не мешали немецкому флоту в 1942 -1943 годах контролировать Баренцево и Карское моря.
Суда, следующие из Тихого океана и Дудинки в Архангельск, немецкие корабли умудрялись обнаружить даже на краю земли, вблизи полуострова Таймыр.
Организованная противником в 1942 году операция "Вундерланд" прошла не так гладко, как мечтало немецкое командование.
Авария гидросамолёта-разведчика не позволила "Адмиралу Шееру" уничтожить караван советских кораблей.
27 августа в порту Диксон крейсер "Адмирал Шеер" взял реванш: полностью разгромил и сам порт, и близлежащий жилой посёлок.
Два корабля союзников, которые пытались помешать, открыв ответный огонь, были так же уничтожены.
Ещё раньше "Адмирал" расправился с легендой советского флота - ледоколом "Александр Сибиряков", который в 1932 году первым открыл в море Северный путь.
Только к 1944 году Советскому Союзу удалось нарастить боевую мощь флота, который теперь мог дать достойный отпор противнику, но это не исключило возможность гитлеровцам топить наши субмарины в Карском море.
Врагу даже удалось десантировать своих солдат на мыс Стерлегова, что расположен на Таймыре.
Точка была важным стратегическим объектом - здесь находилась полярная станция, открытая ещё в 1934 году.
В захвате мыса немецкие солдаты преследовали определённую цель.
Мыс Стерлегова, как мы уже говорили, был расположен в четырёхстах километрах на Северо-Восток от порта Диксон, точнее, ровно посередине между портом и мысом Челюскина.
Задачей сотрудников станции был сбор и передача метеоданных для безопасного прохода кораблей по Северному морскому пути.
В начале войны охранять и контролировать работу полярной станции были направлены моряки-краснофлотцы.
Они должны были следить за безопасностью в акватории и, в случае нападения, защищать её от врага.
В силу отдалённости мыса от Большой Земли у наших солдат сложилось неверное впечатление, что они находятся в глубоком безопасном тылу, куда враг точно не доберётся.
Кроме того, сводки с фронта, из которых они знали о переходе боев на территорию Польшу и приближении победы, окончательно убаюкивали их бдительность.
Вместо контроля за территорией солдаты во главе с командиром - старшиной Василием Уткиным, ночами спали и никак не ждали беды - высадки на мыс гитлеровского десанта.
Немецкие субмарины U-711 подошли к берегу глубокой ночью, 26 сентября 1944 года, и высадили на берег десант в количестве 50 человек.
От станции их отделяли 2.5 километра. Немцы сознательно высадились подальше, чтобы подойти к объекту незамеченными.
Лев Венцковский, радист "Мыса Стерлегов", вспоминал, как в момент передачи метеоданных к нему в будку внезапно ворвались незнакомые люди в меховых куртках, которые говорили на немецком языке.
Сбитый с ног радист понял, что попал в руки фашистов.
В это время на станции остались лишь четыре сотрудника: три краснофлотца под руководством начальника станции Поблодзинского.
По неудачному совпадению, замначальника Бухтияров и красноармеец Ногаев уехали на собачьих упряжках уничтожать прибившиеся к берегу немецкие мины.
Если бы на станции в тот день остались собаки, они лаем смогли бы предупредить наших бойцов и предотвратить беду.
Задачи немецкого десанта
Начальнику станции Поблодзинскому немцы приказали выйти в эфир. Так началась хитрая игра, продолжавшаяся больше суток.
Гитлеровцам необходима была точная информация и координаты нашего конвоя, который в эти дни должен был отправиться в море.
Начальник станции тайно смог отправить на Диксон сигнал экстренной помощи, но на мысе в тот день дежурил новичок, который не смог расшифровать тревожное послание.
Целые сутки немцы тщетно пытались узнать информацию о передвижении каравана.
Вечером того же дня гитлеровцы захватили в плен вернувшегося с задания Бухтиярова. Бойца Ногаева спас убитый накануне белый медведь, тушу которого он остался сторожить.
Перед уходом немцы забрали со станции всё ценное, что только попалось на глаза: продукты, консервы, оборудование и медикаменты. Всё это они погрузили на свои подлодки.
Замначальника, воспользовавшись увлечённым мародёрством немецких солдат, сумел сбежать. Оставшихся краснофлотовцев и начальника станции немцы пленили.
При отходе они расстреляли станцию из орудия субмарины.
Ещё одной задачей, которую преследовали гитлеровцы, было получение шифровальных кодов. Снова мимо. Советское командование в срочном порядке за трое суток поменяло коды.
В это время в акватории царил режим тишины. Тревогу забили, когда в положенное время полярная станция не вышла на связь.
На мыс отправился самолёт. Подлетая, лётчики увидели полыхающую станцию и двух человек, которые махали пилоту с берега. Лётчик посадил машину и забрал Бухтиярова и Ногаева.
Наказание
Судьба пленных моряков с мыса Таймыр сложилась по-разному. Немецкую субмарину U-711 у норвежских берегов потопили английские союзники.
Несколько наших полярников, находившихся на её борту, погибло. Остальные пленные бойцы были доставлены в Тронхейм, где их подвергли допросам и пыткам, а затем отправили в концлагерь.
Радист Лев Венцковский и командир краснофлотовцев Василий Уткин остались живы.
Лев после войны вернулся на станцию "Мыс Стерлигова", где работал вместе с Бухтияровым. Потом окончил институт и получил учёную степень доктора философских наук.
С Уткиным советское командование обошлось жёстко.
За халатное несение боевой службы он был отправлен в лагерь на 10 лет.
Поддержите канал - нажмите "подписаться"👍
Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала✔
Использованы фото из открытых источников