Спорные территории не всегда сложная проблема. Всё зависит от того, у какой именно страны есть претензии. Вы удивитесь, насколько просто иногда решается вопрос принадлежности 1 млн кв. км, если тут замешаны интересы гегемона. США, наплевав на всякие договорённости, присоединили себе участок, по площади равный двум-трем большим еврoпейским странам, а он вполне мог быть канадским. Как же так вышло и в чём подвох?
Материал создан при поддержке 76m2
Битва за Арктику в самом разгаре
Морское пространство приобретает всё большее значение. Без контроля над водными ресурсами можно запросто лишиться доступа к ключевым транспортным артериям, что равносильно проигрышу в экономическом противостоянии. С развитием технологий вопрос приоритетного права пользования морским пространством становится всё более острым. Люди умеют добывать полезные ископаемые не только на суше.
Как следствие, многократно возросла ценность Арктики — обширного региона Земли, обладающего колоссальным потенциалом. Моря Северного Ледовитого океана богаты природными ресурсами. Одних только углеводородов там содержится почти на 70% всей территории. По данным американского издания Bloomberg, в регионе около четверти мировых запасов нефти и природного газа, а коммерческие морские пути, благодаря Арктике, будут на несколько недель короче традиционных.
По разным оценкам площадь Арктики составляет от 21 млн кв. км до 27 млн кв. км (если к Северному Ледовитому океану добавить участки Тихого и Атлантического), что превышает совокупную площадь России и США. Ещё один немаловажный показатель — протяженность побережья прилегающих государств. Это 38,7 тыс. км, из которых у России 22,6 тыс. км.
География, не более
Так вот, Госдепартамент США просто берёт карту и дорисовывает себе 1 млн кв. км. Обновлённые американцами данными опубликовали на прошлой неделе. Bloomberg поясняет, что Вашингтон расширил так называемый континентальный шельф, прихватив территорию, равную двум Калифорниям. Грубо говоря, кое-кто лёгким движением руки присоединил себе два шикарных штата.
Но не спешите возмущаться. Госдепартамент США вежливо пояснил, что всё дело в географии, а ресурсы вовсе ни при чём. То есть как бы ничего личного, только святая правда самой демократичной страны мира, якобы законные претензии на экономическое пространство. Бывает же, что данные приходится уточнять. Ну а тот факт, что Америка критически зависит от различных минералов, необходимых в высокотехнологичном производстве, видимо, простое совпадение.
Впрочем, своей радости официальные лица не скрывают и прямо говорят об открывающихся перспективах. Директор Полярного института Центра Вильсона в Вашингтоне Ребекка Пинкус назвала расширение американского шельфа огромным событием.
«Это суверенитет США над морским дном. Будь то добыча полезных ископаемых на морском дне, перегон нефти и газа, прокладывание кабелей или что-то еще, США объявляют границы своего шельфа и будут иметь суверенитет над этими решениями», — заявила она.
Какие ваши доказательства
Обязаны ли Штаты обосновать свою позицию? Зависит от того, с какой стороны на это посмотреть. Джентльменам, вообще-то, принято верить на слово. Требовать от них доказательств даже некрасиво, и это общеизвестный факт. На международной арене в роли таких джентльменов выступают США. Ну а что? Правда с молекулами свободы — она такая, и ей предшествовало много всего.
Есть такая международная организация, как Арктический совет, из которого после февраля 2022 г. исключили Россию. Вероятно, этот вопрос тоже лежит сугубо в плоскости изоляции — ой, простите! — географии. Страна с самым протяженным арктическим побережьем оказалась не нужна США, Канаде, Норвегии и Дании. Зато теперь формальные союзники гегемона расхлебывают последствия своей «миролюбивой» политики. Канада и Япония десятилетиями претендовали на территории, которые уводят у них буквально из-под носа, воспользовавшись хитрой лазейкой.
Дело в том, что, согласно международному праву, континентальный шельф страны находится в пределах 200 морских миль. Всё, что выходит за эти пределы, по умолчанию не считается естественным продолжением материковой части. Чтобы расширить континентальный шельф, нужна была сущая мелочь — те самые доказательства, которых не требуют от джентльменов. Комиссия ООН их рассматривает и принимает соответствующее решение. По крайней мере, раньше порядок был такой.
Но это если страна ратифицировала конвенцию ООН. А если не ратифицировала, вроде бы и шельф расширять не должна. Однако Вашингтон считает иначе: вот этот 1 млн кв. км наш — и точка. Наслаждайтесь, господа, уроком занимательной географии от гегемона.
Спрашивается, а что, так можно было? А как быть с тем, что Россия провела серьезные научные исследования, подтвердившие ее суверенные права на расширение своей части континентального шельфа в Арктике.
Железобетонные доказательства дались не просто так: история эта началась ещё в начале 2000-х гг. Дания и Норвегия также претендовали на хребет Ломоносова, а Канада — на поднятие Менделеева. А в ответ на заявку России Комиссия ООН порекомендовала провести дополнительные исследования. В 2007 г. делали аэрогеофизическую съёмку, сейсмоакустирование, телефотопрофилирование, со дна Северного Ледовитого океана брали пробы грунта и прочее. Данные анализировали много лет — и в 2022 году ученые МГУ им. Ломоносова совместно с коллегами из научно-исследовательских институтов интерпретировали многолетние исследования дна с помощью специальных компьютерных программ и создали новую модель геологического строения Арктики. Так дополнительная территория площадью в 1,2 млн кв. км стала российской.
Ничего не меняется. Россия действует по праву, а США по правилам, которые установили для других. И меняют на ходу. В одностороннем порядке, не предоставив доказательств, присоединяют 1 млн кв. км, проигнорировав даже интересы союзников и усилив международную напряженность. А что, так можно было?
Дорогой читатель, редакция канала от всей души поздравляет вас с Новым годом! Желаем силы дракона, огненного настроения и трёхглавого ума.