Цикл «Анима» долгое время оставался единственным прочитанным мной у Екатерины Соболь, потому что я редко бросаю свой читательский взор в сторону книг, рассчитанных на средний школьный возраст. Но тут неожиданно узнала, что писательница начала творить для молодёжной аудитории, да ещё и в модном нынче направлении «Книжной дорамы» под новым псевдонимом Ка Ти Лин. Как дорамщик с большим стажем, я не смогла пройти мимо и для знакомства выбрала роман «У смерти твой голос». Во-первых, это история на стыке четырёх моих любимых жанров: детективного, городского, любовного и этнического фэнтези. Во-вторых, сюжет основан на тайнах восточного календаря, что сразу сделало её в моих глазах ещё более экзотичной и привлекательной.
Сюжет романа «У смерти твой голос» Ка Ти Лин
Жизнь Ли Юн Хи сделала крутой вираж в двенадцать лет. Её мать — самый знаменитый астролог по восточному календарю Бацзы предсказала своей единственной дочери, что если та полюбит до тридцати — умрёт молодой. Другие её пророчества всегда неизменно сбывались до мельчайших деталей, потому не поверить этому было невозможно. И Ли Юн Хи поверила. Более того, чтобы наверняка избежать коварного удара судьбы, не только пошла по стопам матери, выбрав профессию предсказательницы Бацзы, но и разработала для себя правила, позволяющие пресекать любые ростки нежных чувств. Первое было совсем простым и даже забавным: вообразить приглянувшегося парня без одежды в какой-нибудь глупой ситуации. Второе жутенькое: представить своё тело, медленно разлагающимся в земле после смерти. Третье… к нему Ли Юн Хи за восемь лет пришлось прибегнуть лишь раз и сработало оно отменно. Потому девушка смотрела в будущее со спокойствием легендарного корейского адмирала эпохи Чосон — Ли Сун Сина, а все её мысли занимала исключительно работа.
Первый день летнего фестиваля Дано, Ли Юн Хи решила встретить пораньше. Её салон располагался на территории главной достопримечательности Андона — этнографической деревни Иемтео, где гадание являлось одним из любимых туристических развлечений. В десять часов началось музыкальное представление, людской поток схлынул, давая возможность немного передохнуть и попить кофе. И вдруг под вибрирующий бой барабанов, долетающий с центральной площади, в её салон зашла пьяная девушка и превратила жизнь Ли Юн Хи в такую же драматическую постановку. Едва закончив расклад Бацзы незнакомке, которою ожидало яркое будущее и везение на личном фронте, та рухнула на пол, словно подрезанный тростник, и умерла.
На звонок Ли Юн Хи сразу прибыли полицейские из участка «Андон‑Юг» и скорая, подтвердив то, что она и так знала. Судьба явно посылала знак — к ней любовь будет также безжалостна. Но именно в этот момент девичье сердце, изголодавшееся по теплу, предательски дрогнуло перед офицером Чан Чон Мином. Возможно, проверенные годами способы по искоренению влюблённости снова дали бы результаты, если бы Ли Юн Хи постаралась больше не пересекаться с объектом своих грёз. Но странная смерть Пак Со Ён нанесла серьёзный удар по профессиональному самолюбию девушки. Как она может работать астрологом Бацзы, если не способна предсказать гибель человека за пять минут до её наступления?
Однако дальнейшие события заставили Ли Юн Хи обеспокоиться ещё больше. Спустя три дня в Иемтео нашли мёртвой вторую девушку, которая скончалась от такого же внезапного сердечного приступа. А затем через такой же промежуток времени — третью. Ситуация для этнографической деревушки, где никогда не случалось ничего серьёзнее кражи, была беспрецедентной. Но полиция не могла здесь ничего предпринять. Зато смогла Ли Юн Хи. Выведав даты рождения последних погибших, её взору предстала пугающая картина: первая девушка являлась полным воплощением стихии огня, вторая — земли, третья — металла. Следующей по священному кругу У-Син следует вода. Последняя стихия — дерево, под которой родилась Ли Юн Хи по году, месяцу, дню и часу. Просто идеальная жертва. И пусть офицер Чан Чон Мин к её теории отнесся с явным скепсисом, лучше быть рядом с ним, когда астрологический убийца придёт за ней.
Особенности и главная тема романа «У смерти твой голос» Ка Ти Лин
Роман написан в лучших традициях корейского кинематографа: читая его, действительно, возникает ощущение, что смотришь сериал (даже глав 16, что соответствует стандартному количеству серий в корейской дораме).
Главная героиня Ли Юн Хи — милая и наивная двадцатилетняя девушка, которая изо всех сил старается бороться с внезапно вспыхнувшим романтическим чувством, разрываясь при этом между строгим воспитанием матери и зовом обстоятельств. Чан Чон Мин — инспектор полицейского участка «Андон‑Юг» двадцати восьми лет, напротив замкнут, груб и выглядит в духе ходячей социальной антирекламы на тему «Какими становятся некогда симпатичные парни за годы службы в полиции». Особую пикантность их отношениям придаёт тот факт, что неопытной в отношениях Ли Юн Хи приходится в прямом смысле бегать за Чан Чон Мином, доводя его до белого каления своей астрологической теорией убийств.
Несмотря на кажущуюся лёгкую романтическую завязку на фоне очень интересного детективного ребуса, книга не о любви и даже не про расследование. Её центральная тема — судьба, в которую так легко поверить в антураже экзотической Азии, где мифологические сюжеты до сих пор остаются гармонично вписанными в повседневную жизнь людей. Принять судьбу или бороться с ней? Всегда ли смириться — означает сдаться? И так ли необходимо идти наперекор предначертанному?
«Предсказания часто создают будущее: не они отразили то, что должно случиться, а что-то случилось, потому что человек заранее верит, что это произойдёт. Поселить в сердце человека смертельный страх — сродни проклятию».
В романе «У смерти твой голос» злой рок, преследующий Ли Юн Хи, воплощён в духах пяти стихий: огня, земли, металла, воды и дерева. А это значит, что фэнтезийная линия играет здесь сюжетообразующую роль. Однако переход к ней автором сделан резко и только в одиннадцатой главе, то есть уже ближе к развязке. Подобный поворот событий (словно ведро воды за шиворот вылили) я до сих пор встречала лишь один раз у Стивена Кинга в романе «Чужак». До середины это был классический детектив-триллер, а потом вдруг автор передумал писать реализм и одним абзацем свернул в сторону ужасов. Такие «подарочки» с неожиданной сменой жанров не всем читателям приходятся по вкусу и грозят вылиться в порцию отрицательных отзывов. Потому хочу ещё раз подчеркнуть: роман «У смерти твой голос» — это фэнтезийный детектив с очень долгой реалистичной завязкой.
Финалы я стараюсь не затрагивать в отзывах, чтобы не разрушать интригу. Но на этот раз мне хочется высказать своё мнение, так что постараюсь пройти буквально по краю (если же вы боитесь спойлеров даже с маковое зёрнышко — пропустите этот абзац). Моральный выбор, с котором сталкивается Ли Юн Хи невероятно сложен. Имея дело с иной сущностью нельзя подходить к ней с человеческими мерками понятий о добре и зле. Потому, рассказанная Зелёным Драконом (Стихией Дерева) история, меня с ним примирила. Но открытый финал расстроил. Да, он оставляет волю фантазии и некоторой надежде с толикой грусти, однако я ожидала большего. Поясню. Зелёный Дракон в своей исповеди не раз подчёркивал, что этот приход в мир людей был с самого начала другим. Судьба словно давала им шанс поменять правила игры: каждая стихия столкнулась с той, что была по-настоящему влюблена в него, а любовь — самая мощная магическая сила по негласным законам фэнтези. Потому я ждала заключения нового договора между людьми и стихиями, или включения в старый договор нового правила. В общем, историю вполне можно было бы завершить однозначным счастливым финалом. Концовка же автора для меня выглядит так, будто судьба — это сила, которую бесполезно даже пытаться изменить, будь ты человек или какое-то божество. В общем, моё сердечко в итоге осталось разбитым.
Рекомендации к чтению
Роман «У смерти твой голос» Ка Ти Лин — прекрасный образец книжной дорамы. Обманчиво лёгкий слог, много ярких этнических деталей Южной Кореи, включая астрологическую систему Бацзы, лихо закрученный сюжет и милая романтика. Особенно хочется выделить детективную линию, которая по ходу развития сюжета притворяется то триллером, то мистикой, то сказкой. И всё равно в итоге вас обманет. Терпко-нежный финал кому-то придётся по душе, кого-то опечалит, но это не отменяет того факта, что сама история великолепна.
Оценка: 5/5