Найти тему
Елизавета Красная

Ярославль был местом расцвета искусства полихромных изразцов

Местными мастерами был создан не только узнаваемый типично ярославский узор, но и собственная цветовая гамма.

Если верить плану города 1777 года, который хранится в областном краеведческом музее, здесь было сосредоточено 19 керамических заводов. Центром изготовления изделий из керамики была Коровницкая слобода, где располагались 18 из них.

Расцвет местного производства пришелся на конец 18 столетия. Умельцы успешно перенимали опыт и секреты московских и белорусских мастеров.

Пышная нарядная облицовка плитками в данный период использовалась в основном для отделки храмов, в чем можно убедиться, глядя на церкви Иоанна Предтечи в Толчковой слободе, колокольни и церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

Керамические изделия изготавливались в пяти-шести разновидностях с рельефными изображениями. Наиболее ходовым мотивом изразцов была цветочная розетка, украшенная различными цветами.

Выделяется шесть видов таких розеток: один из них был с шестью крупными лепестками, один – с двенадцатью и четыре – с восемью.

За основу был взят московский прототип, при этом в керамике из Ярославля данный мотив был представлен более чем десятком видов (всевозможными вариациями на тему полевых цветов). При помощи этих розеток создавались уникальные в своем роде изразцы. Их ставили вертикально на угол, что позволяло образовать керамические лопатки, присущие только ярославской керамике.

Кроме того, популярными мотивами также были разнообразные вазы с цветами и изображения птиц, как реальных, так и фантастических, в различных способах обрамления, заморские фрукты и ягоды.

Встречается даже информация, что у каждого из сюжетов было свое значение. Так, грифон выступал олицетворением надежной защиты, соловей – молодости, райская птичка – мечты о светлом будущем, единорог – процветания, а птица Сирин – материнства. Но не увлекайтесь, это не доказано и кажется мне слегка околонаучным.

Ставьте лайк, если красота!