Рахманинов легко влюблялся и смолоду, и в зрелую пору. В Веру Скалон из генеральского семейства с пятью дочерями — ещё совсем юным. В Лану, дочь психолога и гипнотизёра Даля, который излечил его от депрессии.
История с Ланой — оказалась историей всей его жизни. Он встретился с ней в 1897 году в пору лечения от депрессии у гипнотизёра Даля, её отца, после громкого провала премьеры 1-й симфонии в Петербурге. Неудачу объясняли по-разному: неготовностью петербургской публики воспринять московский стиль, дирижёрством композитора Александра Глазунова, которому то ли не хватило репетиций разобраться в сложной партитуре, то ли он, разнервничавшись, принял перед премьерой больше обычного (а за ним, по свидетельству жены Рахманинова, эта слабость водилась). А пока лечение Рахманинова у гипнотизёра Даля шло успешно, он влюбился в его красавицу-дочь по имени Лана, которая вскоре стала добрым гением всего рахманиновского семейства.
Она помогла семье Рахманинова получить визы на выезд из России в 1918 голу. Через несколько лет сама перебралась в США. Когда на концертах Рахманинова стали появляться букеты белой сирени, жена композитора поняла, что Лана рядом.
Когда Рахманинов был при смерти и лежал в своём доме в Беверли-Хиллз в последние дни марта 1943 года, жена Наталья Александровна послала шофёра за Ланой. Она приехала, вошла в комнату и приблизилась к изголовью умирающего. Вдова призналась потом детям: «Я хочу, чтобы вы знали: я была не единственной в сердце вашего отца».
Шутки
Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в «Карнеги-холле». Скрипач играл без нот и… вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подошёл ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы «поймать» партнёра. «Где мы?! Где мы находимся?!» — шёпотом взмолился скрипач. — В «Карнеги-холл», — не переставая играть, так же шёпотом ответил композитор.
Такие шутки всегда подчёркнуто серьёзного и нередко даже сумрачного Рахманинова были очень в его духе. Однажды на каком-то домашнем концерте он присел с краю в последнем ряду. Знаменитый Шаляпин исполнял вещь, специально написанную его закадычным другом Рахманиновым по торжественному поводу. В одном месте голос певца сорвался. Он повторил кусок и вновь споткнулся. Знаменитый бас ничего не мог понять. Взглянув в партитуру, он понял, что Рахманинов написал ему ноту, которую бас заведомо не мог взять. Шаляпин, известный своей недюжинной силой, в гневе схватил стул и грохнул его об пол что было мочи. Хорошо, что не об Рахманинова, иначе дело могло бы кончиться увечьем.
«Оставьте меня в покое!»
Когда он только переехал в США, один музыкальный критик спросил, почему он так скромно одевается. Сергей Васильевич пожал плечами: «Меня всё равно здесь никто не знает...» Прошли годы. Пришла слава, выросли гонорары. Тот же критик поинтересовался, почему маэстро не стал одеваться лучше. «Зачем? — удивился Рахманинов. — Меня и так все знают...»
«Я русский композитор, — говорил о себе Рахманинов,— моя Родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская».
Русские люди на пути эмигранта
Популярность Рахманинова растёт, его знакомства ищут лучшие люди России. Он познакомился и подружился с Чеховым, Горьким, Куприным, Буниным, «При первой встрече с ним в Ялте, — вспоминал потом Бунин, — произошло между нами то, что бывало только в романтические годы молодости Герцена, Тургенева, когда люди могли проводить целые ночи в разговорах о прекрасном, вечном, о высоком искусстве. Впоследствии до его последнего отъезда в Америку, встречались мы с ним от времени до времени очень дружески, но всё же не так, как в ту нашу встречу, когда, проговорив чуть не всю ночь на берегу моря, он обнял меня и сказал: «Будем друзьями навсегда!»
В 1911 году молодая начинающая певица Ксения Держинская упросила Рахманинова, которому случилось быть в Киеве, послушать её.
Композитор остался доволен талантом девушки и предложил ей выступить назавтра в его концерте. Она с успехом исполнила «Это хорошо» и арию Ярославны. Доброе напутствие, которое дал ей Рахманинов, сыграло свою роль: Держинская стала впоследствии солисткой Большого театра, народной артисткой СССР и лауреатом Сталинской премии...
1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где был встречен с огромным интересом. Американская публика помнила его по гастролям 1909 года. Начав бурную концертную деятельность в США как пианист, Рахманинов не прекращал её вплоть до своей смерти, давая по многу десятков концертов за сезон. Популярность Рахманинова как пианиста была огромной.
Покидая Россию в 1917 году — как оказалось, навсегда — Рахманинов опустился на колени и поцеловал землю своих пращуров. Категорически не приняв новую власть большевиков, он остался со своим народом и старался, чем мог, облегчить участь соплеменников.
Он и на чужбине работал во славу русского племени: каждое его произведение, каждый концерт (а он давал их сотнями в год) вызывали у слушателей и зрителей из числа соотечественников чувство гордости за свою страну и за её таланты. Вспомнить хотя бы Игоря Сикорского, выдающегося авиаконструктора и друга Рахманинова, на чьих вертолётах до сих пор летают американские президенты.
Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, вращался, в основном, в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о Родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими, он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей — глава фирмы «Стейнвей и сыновья», производитель роялей, который подарил композитору прекрасный инструмент своей фабрики.
В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — «Симфонические танцы». Это произведение было самым любимым и для самого Рахманинова.
Окончание здесь Автор: Линник Виктор Начало очерка здесь
Источник: газета Слово №12, 2023 Подписывайтесь на газету «Слово»! Подписной индекс: П4244 (индекс каталога Почты России) Подписаться на Почте России через интернет можно здесь Подписку также можно оформить через следующие агентства: ГК «Урал-Пресс» — (подписка в России и за рубежом) ООО «Деловая Пресса» — (цена указана с учётом доставки заказной бандеролью) «Ист Вью» электронная версия
Книга "Сергей Рахманинов: Воспоминания. Записанные Оскаром фон Риземаном" здесь