Ислам отвергает монашество и не очень одобряет аскетизм – аналогичная практика зухд, означает не отказ от всего лишнего, а простую умеренность. Поэтому, религиозных орденов, идентичных европейским, в мусульманском мире никогда не было. Хотя и имелись собственные аналоги.
Мало кто их воспринимает в этом ключе, однако, классическим военным орденом являются янычары. С самого своего основания их духовными наставниками были бекташи – особая организация суфийских дервишей. Их родоначальником стал перс из Хорасана по имени Хаджи Бекташ, который в конце 13-го века переселился в Малую Азию.
Легенда приписывает ему участие в создании янычарского корпуса и даже помазание на царство Османа Гази – того самого, от чьего имени получила название Османская империя. Однако, суфии-бекташи сблизились с янычарами только несколько столетий спустя. Они стали их покровителями в 14-м веке и оставались ими до самого конца. Это течение ислама было близко к шиитам и признавало двенадцать шиитских имамов. Более того, сам отец-основатель считался потомком одного из них.
Лидер бекташей был номинальным командиром главной 99-й роты, а янычары в полном составе являлись членами этого религиозного ордена. Воины сталкивались со многими ограничениями. Все они были детьми из христианских семей, им запрещалось жениться до выхода в отставку и было нельзя отпускать бороды.
Социальной опорой ордена и корпуса стали Босния и Герцеговина – единственные мусульманские регионы империи, которым почти с самого начала дозволялось отдавать своих сыновей в янычары. И именно здесь многие ветераны оседали после своего выхода на пенсию.
Как и тамплиеры, янычары со временем стали слишком могущественными, стали заниматься торговлей, а военная служба ушла на второй план. Корпус несколько раз пытались реформировать, но из-за восстаний это не получалось. Лишь в 1826-м году это удалось путем применения остальных частей османской армии. Огромные капиталы и недвижимость бекташей были конфискованы казной или переданы суфийским орденам кадири и накшбанди. Янычарская военная музыка была запрещена.
В Персии был собственный военизированный духовный орден. Его основал Сефи ад-Дин Исхак из Ардебиля, современник Хаджи Бекташи. Его последователями стали кочевые тюркские племена из Центральной Анатолии, которые враждовали с Османской империей.
Вскоре после своего создания орден Сефевийе обратился в шиизм из суннитского ислама. Тогдашний шейх предписал своим сторонникам носить для отличия красные чалмы. С тех пор эти люди стали известны, как кызылбаши – «красноголовые». Они очень рано поставили себе цель основать собственное государство, и проводили военные походы на каждого из своих соседей.
Такая активность не понравилась османам, которые изгнали шиитских тюрок на восток. Молодой глава ордена Исмаил отправился в Азербайджан, на родину своих предков, и по пути к нему примкнуло несколько новых племен. В орден теперь вступили не только тюрки, но некоторые курдские и талышские кланы. В течение первого десятилетия 16-го века ими были завоеваны Кавказ, Азербайджан, Иран, часть Средней Азии. Орден Сефевийе стал империей Сефевидов, и эта династия правила до 1722-го года.
В некотором роде, военизированным духовным орденом можно назвать ассасинов – сторонников «горного старца». Они были одним из ответвлений шиитов-низаритов, направления внутри шиитского ислама. Эти люди строили замки в горах Ирана и Ливана, отчего были неуязвимы для местных суннитских правителей.
Однако, осознавая свою крайнюю немногочисленность, ассасины отказались от завоеваний и вообще, от военной активности. Свои усилия они сосредоточили на террористической деятельности – многие вожди сельджуков и крестоносцев стали жертвами их атак. Некоторые окрестные феодалы были вынуждены платить им дань. Самым крупным государем, кто от них откупался, стал владыка Румского султаната.
Однако, ассасины пользовались дурной славой. Поскольку никто из исламских князей не хотел с ними воевать, их горные крепости несколько раз подвергались осадам со стороны простого народа. Окончательно разобрались с ними монголы во время своего ближневосточного похода, взявшие в 1256-м году замок Аламут.
После того, как кочевники отправили на небо шейха ордена, он со временем пришел в упадок. Надо сказать, что из всех исламских военных религиозных орденов эти ребята были самыми аскетичными. Тогда как янычары и кызылбаши не стеснялись купаться в роскоши.