Найти в Дзене
Рисуя историю

Далекая от образа античных богинь, обнаженная женщина на кружевных подушках в картинах художника Франсиско Гойя

Франсиско Гойя родился в 1746 году. Будущий художник происходил из семьи разорившейся дворянки и мастера. Отец мальчика владел собственной мастерской, которая специализировалась на обработке золота.

В 13 лет юношу отдают на обучение к художнику Хосе Лусане. В таком темпе прошло обучение у наставника около семи лет. Там впервые ярко проявился его бунтарский нрав. В полной мере научить Франсиско умению рисовать у мастера живописи так и не получилось. Исходя из этого, наставник предложил ему попробовать поступить в академию Сан-Фернандо.

Художник Франсиско Гойя "Полет ведьм"
Художник Франсиско Гойя "Полет ведьм"

В эту академию Франсиско пытался поступить два раза. В 1763 и 1766 годах соответственно. В оба раза попытки оказались провальными. Академия сочла будущего известного художника недостаточно талантливым для обучения. А рисунки, которые тот показывал представителям академии, оказались для тех невпечатляющими.

Художник Франсиско Гойя "Охота на приманку"
Художник Франсиско Гойя "Охота на приманку"

Но Франсиско был абсолютно уверен в своём предназначении и хотел продолжать обучаться художественному искусству. Для этого он покидает Испанию. А держал путь юноша в Италию.

Больше работ художника можно увидеть в галерее.

На территорию итальянского государства молодой человек направился в компании матадоров. Так он поучаствовал в корриде. А за время своего пребывания в Риме также был частым участником драк на улицах. Наиболее ярким инцидентом на территории Италии с его участием стало похищение послушницы одного из монастырей прямиком из обители. Потому что та ему понравилась. Так ярким образом проявился задиристый нрав Франсиско во второй раз.

Художник Франсиско Гойя "Коррида на разделенной арене"
Художник Франсиско Гойя "Коррида на разделенной арене"

Но и на профессиональном поприще у испанца дела складывались лучше. Картины же итальянских художников Франсиско не впечатлили. Обратно в Испанию начинающий художник возвращается в 1771 году. Сначала он живёт в Сарагосе. Позже перебирается в столицу Испании – Мадрид.

Художник Франсиско Гойя "Аллегория города Мадрида"
Художник Франсиско Гойя "Аллегория города Мадрида"

Уже в Мадриде приятель Франсиско помогает ему с устройством на королевскую мануфактуру. Предприятие специализировалось на производстве ковров. Среди обитателей королевского двора работы Франсиско находят отклик. А за счёт своих личностных качеств он обзаводится влиянием в высших сословиях королевства.

Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин.

Связи позволяют ему стать одним из придворных художников. Так в его работах появляются портреты представителей дворянства и королевской семьи. Например, в 1800 году его список работ пополнился портретом испанского монарха Карла IV с его семьёй.

На фоне других живописцев Гойю выделяло умение сделать правильные акценты и выделить главное в людях. Привлекало то, что он мог сделать это таким образом, чтобы все остались довольны выполненной работой. При этом в работах автора отсутствовала лесть.

Художник Франсиско Гойя "Король Испании Карл IV и его семья"
Художник Франсиско Гойя "Король Испании Карл IV и его семья"

Так, на примере картины с изображением семьи Карла IV, художник ярко выделил положение внутри семьи. В центре картины находится жена монарха, которая и обладала фактической властью в Испании того образца. Она запомнилась своим поданным жестокой, распутной и некрасивой. И в этой картине автор не стал приукрашивать лицо королевы.

Художник Франсиско Гойя "Король Испании Карл IV и его семья", фрагмент
Художник Франсиско Гойя "Король Испании Карл IV и его семья", фрагмент

Однако представители монаршей семьи остались довольны. Как королева, чьё лицо показали де-факто, так и король, который отодвинут от центра. На впечатление от картины не повлияло и то, что Франсиско показал любовь правителя к орденам и титулам, сделав их более выразительными в сравнении с их носителем.

Художник Франсиско Гойя "Король Испании Карл IV и его семья", фрагмент
Художник Франсиско Гойя "Король Испании Карл IV и его семья", фрагмент

Слева от жены монарха находится наследник трона – принц Фердинанд. Он одет в синий камзол. Рядом с ним находится женщина, отвернувшая лицо. Такая деталь имеет под собой историю. По задумке, рядом с принцем должна быть нарисована его жена. Однако с бракосочетанием возникли проблемы и стало непонятно, женится ли Фердинанд или нет. Поэтому художнику приказали изобразить девушку так, чтобы скрыть её личность. Изобразил он и себя. Автор находится в крайнем левом углу за мольбертом. В этом плане художник подражает другому мастеру – Диего Веласкесу.

Художник Франсиско Гойя "Король Испании Карл IV и его семья", фрагмент
Художник Франсиско Гойя "Король Испании Карл IV и его семья", фрагмент

Позже критики обратили внимание на отсутствие аристократичного в изображённых образах. Картина для них скорее походила на одетых в роскошные наряды простолюдинов. В последствии автор будет и далее также изображать неприятных для него дворян.

Другие картины художника можно посмотреть, полистав галерею.

На рубеже XVIII и XIX столетий были сделаны и две другие важные работы для художника – «Маха обнажённая» и «Маха одетая».

Обе картины представляли собой интересную концепцию. Они шли вместе одним комплектом. Но при этом одетый вариант картины закрывал собой обнажённый. И второй должен был открываться после того, как одетый вариант приподнимался с помощью специального механизма. Таким образом художник реализовывал интересную задумку и при этом избегал посторонних взглядов со стороны инквизиции.

Художник Франсиско Гойя "Маха обнажённая"
Художник Франсиско Гойя "Маха обнажённая"

На картинах изображена молодая девушка. Примечателен обнажённый вариант, так как он демонстрирует то, что изображаемая не пытается прикрыть свою наготу. Как и во многих других портретах, Гойя показывает живость изображаемых, акцентируя на их правдивую натуру.

Художник Франсиско Гойя "Маха одетая"
Художник Франсиско Гойя "Маха одетая"

Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!

-14

Не мог обойти внимание автор и происходящее в родной Испании. Текущие порядки испанского государства и своё отношение к ним Франсиско показывал через специальные офорты. Общее число офортов за авторством Гойи насчитывалось до 80. Они носили сатирический характер на политическое и социальное положение в Испанском королевстве. Отдельные офорты посвящались и религии. В частности, инквизиции, которая успела отличиться именно в Испании.

Полистайте галерею, чтобы посмотреть и другие офорты.

К концу жизни художника восстанавливающаяся после отмены представителя Бонапартов инквизиция начинает проявлять внимание к художнику, он становится их мишенью. Это вынуждает его покинуть Испанию. Гойя умирает в своих апартаментах в Бордо в 1828 году во Франции в возрасте 82 года.

Мастер кисти Франсиско Гойя является одним из самых известных европейских художников XVIII столетия. Большая часть людей видела его картины. Даже несмотря на то, что большинство не знала про биографию художника.

Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!

Добавьте описание
Добавьте описание

Сделай репост в свои соц. сети, и твои друзья тоже познакомятся с этим художником! Спасибо!