Мы часто говорим с вами, что нынче рынок соискателя, персонала не хватает, и многим руководителям приходится держаться за сотрудников, даже если те совсем не прекрасные работники.
А вот за последнее время мне рассказали сразу три похожие истории ухода сотрудников, в которых сначала казалось, что это ужас-ужас, а потом выяснилось, что всё не так уж плохо)) Делюсь.
Ситуация 1. Отдел телефонных продаж
Руководство решило отладить работу отдела телефонных продаж. Вызвали аутсорсинговую компанию (не меня))), которая провела "Тайного покупателя", разработала стандарты обслуживания, провела обучение в несколько этапов.
Следующим этапом работы выступало внедрение стандартов в практику, поэтому компания начала прослушивать звонки и давать сотрудникам обратную связь по их качеству. Быстро выяснилось, что сотрудники, покивав на обучении и почитав новые стандарты, делают по-старому, о чём с ними начали разговаривать.
Три сотрудника из четырёх заявили, что "прослушивать звонки - вообще неприлично, и они на такое не подписывались", и в один день уволились. Конечно, руководитель был сильно встревожен - ещё бы, потерять одномоментно три четверти отдела продаж, - но продолжил работу по новым стандартам с одним оставшимся сотрудником.
Параллельно был запущен поиск новых сотрудников на удалёнке.
Итог - понадобилась пара месяцев, после которых новый удалённый отдел продаж прекрасно работает по новым стандартам, а результаты значительно выросли. Оставшийся сотрудник получает гораздо более высокую, чем раньше, зарплату (от результатов) и очень рад, что не поддался общему саботажу.
Ситуация 2. Специфическая бухгалтерия
Из компании, оказывающей услуги бухгалтерского сопровождения, прямо в самый горячий период отчётности, увольняются несколько специалистов. Масштаб компании большой, то есть в штуках потеря не супер-большая. Но проблема в том, что специалисты очень специфические, ведущие бюджетные, а не коммерческие организации - быстро найти такого на местном рынке почти невозможно. Никакие разговоры не помогают.
Руководитель лично срочно обращается в подобные компании в других городах, прося взять проекты на субподряд, параллельно запускает поиск специалистов.
Вопрос с клиентами решён, никакого аврала, всё вовремя сдано, и снова выручает удалёнка) Найдено несколько крутых специалистов в других городах, которые плавно и быстро влились в работу.
Итог - проекты идут, клиенты очень довольны общением с новыми специалистами (как-то так вышло, что с ними проще удалось найти общий язык и общаются они лучше)), руководитель счастлив и подумывает о переводе ещё части работников на удалёнку. А кроме всего прочего (это в кулуарах), он платит очень хорошую зарплату для тех городов, где работают удалёнщики, но при этом экономит относительно зарплат своего города)
Ситуация 3. Уникальные менеджеры
В компании, оказывающей специфические услуги (большая доля услуг - для промышленных предприятий), работают два супер-опытных менеджера. Проблема в том, что менеджеры реализуют всю цепочку общения с клиентом - от первого звонка (входящего или исходящего), через выезд на объект, расчёт услуги и составление КП, до постпродажного сопровождения. В итоге их компетенции реально уникальны, и чтобы найти подобного специалиста (что вряд ли) или обучить его (что более реально) нужно огромное количество времени, усилий, и главное - практики.
Оба менеджера уходят в связи с переездом офиса и перестройкой структуры компании, которая начала активно развиваться и внедрять регламенты работы (предварительно ещё попортив крови руководству).
После первой волны паники, когда руководство всё делает само, вдруг приходит решение: разделить процесс на части. На телефонные звонки клиентам берётся один человек, на расчёт КП - другой, на объекты выезжает один из руководителей, хорошо понимающий процесс.
Итог - количество заказов резко вырастает (потому что супер-уникальные менеджеры конечно же брезговали целым рядом клиентов, не общаясь с некоторыми по полгода, да и вообще считали продажи чем-то ниже своего достоинства), процесс идёт как по маслу, тревоги руководителей полностью искоренены, так как заменить любого человека в цепочке процесса (в том числе обучить нового) теперь в разы проще.
Вы знаете, я не сторонник разбрасывания людьми и формулы "не нравится - увольняйся" при любом вопросе от сотрудника. Но в ситуациях, подобных описываемым, однозначно нужно расходиться.
И более того - выдыхать, что сотрудники ушли сами, а не пришлось искать другие варианты их увольнения.
Поделитесь историями, когда казалось, что после ухода сотрудника всё рухнет, а на деле ничего не рухнуло, а может и стало лучше!
___________________________
Больше управленческих статей здесь