Больше десяти лет назад я впервые увидела фильм "Лев, Колдунья и волшебный шкаф". Случилось это 1 января: за окном идёт снег, в комнате мерцает гирлянда, на диване кутается в плед шестилетняя дочка, а на экране телевизора четверо детей чудесным образом попадают в волшебную страну, где царит вечная зима, так как власть в ней захватила Белая Колдунья.
История о созданном златогривым львом Асланом мире, где можно воевать и править, будучи ребёнком, где звери и птицы разговаривают, а в лесах живут различные мифические существа, настолько впечатлила мою дочку, что пришлось найти в библиотеке и прочесть ей все семь книг нарнийского цикла. Но эта, первая, навсегда осталась для неё самой любимой.
Для меня книги о Нарнии были открытием Клайва Льюиса - английского учёного-филолога, знатока классической и средневековой литературы, богослова и удивительного автора художественных произведений. Эти три грани творчества Льюиса тесно связаны между собой, и границы между ними достаточно условны. Собственно художественное наследие Льюиса сравнительно невелико: если не считать двух ранних томиков стихов, им была написана "Космическая трилогия" (1938-1945), роман "Когда обретем лица" (1956) и цикл "Хроники Нарнии" (1950-1956). В этих произведениях автор создаёт «иные миры», к которым питал пристрастие с детства. Из его автобиографии «Настигнут радостью» мы узнаём, что ещё в шестилетнем возрасте он придумал страну «Зверландию», населённую человекообразными животными, создал летопись этой страны и несколько географических карт. Повзрослев, Клав Льюис сокрушался по поводу приземлённости современной ему литературы, «отказавшейся от полета фантазии и чувства необычайного». Может быть, именно поэтому в 1950 году он обращается к жанру фэнтези и пишет детскую сказку «Лев, Колдунья и платяной шкаф», ставшую впоследствии началом цикла «Хроники Нарнии». По признанию самого автора, эта история началась не с сюжета, а с воображаемой картины: фавн с зонтиком в заснеженном лесу.
Льюис вспоминал, что этот образ преследовал его с шестнадцатилетнего возраста. Гораздо позже возникла другая картина - королева в санях, запряженных северными оленями – и, наконец, златогривый лев. Только когда возник образ Аслана, сложился сюжет, объединивший всех героев.
Многие из образов придуманной писателем волшебной страны взяты им из книг, которые он любил читать в детстве и юности: разговаривающие животные Беатрис Поттер, Снежная королева Андерсена, гномы из скандинавской и древнегерманской мифологии, нимфы, грифоны и кентавры из мифологии Древней Греции, древнеримские фавны. Многие критики даже обвиняли Льюиса в многочисленных заимствованиях, в частности, в том, что он жителей Нарнии "надергал с миру по нитке". Но в этом-то и был его гениальный замысел: создать новую, но легко узнаваемую реальность из известных элементов!
История о волшебной стране, где добро борется со злом, конечно же, не могла не привлечь внимания кинематографистов и была неоднократно экранизирована:
- в 1967 г. книга "Лев, Колдунья и платяной шкаф" впервые была представлена на экранах в форме телесериала (в отличие от последующих экранизаций, в настоящее время трудно достать его для домашнего просмотра);
- в 1979 г. по мотивам книги был выпущен мультфильм (эта работа была удостоена премии Эмми как выдающийся мультипликационный проект);
- в 1988-90 гг. "Хроники Нарнии" были экранизированы Би-би-си в телевизионном варианте;
- и, наконец, в декабре 2005 г. на экраны выходит киноверсия книги «Лев, Колдунья и платяной шкаф», выполненная на киностудии Уолта Диснея при содействии «Вальден медиа».
Над созданием этого фильма работала большая команда специалистов. Прежде всего, это режиссёр, продюсер, соавтор сценария Эндрю Адамсон, который в детстве зачитывался книгами К.Льюса и поэтому очень бережно и с большой любовью отнёсся к литературному первоисточнику. Сценаристы – Кристофер Маркус и Стефан МакФили. Сопродюсер Дуглас Грешам, который является пасынком Льюиса, горячо любившим своего отчима и его творчество. А также многочисленная команда операторов, художников, дизайнеров и скульпторов. Несомненной удачей фильма, на мой взгляд, является точно подобранный актёрский состав. И юные исполнители, и взрослые опытные актёры смогли донести до зрителя основные идеи сказки К. Льюиса. Результатом работы этой огромной команды стал захватывающий, безумно красивый и доступный любой возрастной аудитории фильм о борьбе добра и зла, который занял третье место в списке самых кассовых фильмов 2005 года.
Именно эту экранизацию мне бы хотелось порекомендовать к просмотру (или очередному пересмотру) в первые дни наступившего года. В следующей статье я рассмотрю эту экранизацию более подробно и сравню её с литературным первоисточником. Всем приятных, душевных, уютных праздничных дней!