Нико Пиросмани - художник, воистину, народный.
Самоучка, готовый работать за "сколько дадут", расписывать вывески и стены кабаков, он однако мог принять заказ только на портрет. Сюжетные картины - только о том, что его взволновало, удивило, обрадовало.
А сюжеты находил везде: на улице, на вокзале, в лесу... но чаще всего - на рынке: где же ещё полнее раскроются характеры продавцов и покупателей? Тем более, что в солнечном Тбилиси рынок и был центром жизни - здесь бывали все.
И вот однажды обратил он внимание на солидную пару. Муж с женой были одеты дорого - и уже одно это бросалось в глаза. Но совершенно необычной оказалась реакция женщины, когда она увидела мать, обвешанную детьми:
- Счастливица!
"Счастливица" была во вдовьем наряде. Но на руках её восемь браслетов. Известно: каждый новый ребёнок - новый браслет. Восемь?! Глядя на неё, дама чуть не заплакала:
- У нас имение, завод, и дом каменный - а детей нет!
- А у меня только дети...
Кто знает, было ли у этой истории продолжение? Вряд ли, ведь этих женщин разделяет непроходимая социальная пропасть.
Но тема не отпускала. Богачки на рисунках Пиросмани всегда одни. И если днём дама может выглядеть кокетливой и довольной жизнью,
То вдали от людских глаз... подушка свидетель, сколько пролито слёз!
Завидует ли ей бедная женщина? Иногда, наверное, да - ведь ей вот так лечь-помечтать некогда. И сил должно хватать на всё и на всех. Должно.
И никогда, нигде и ничего не хватает на всех. Кто знает, почему в жизни так мало счастья?!
Почему о самом художнике узнали в Москве только в 1913 году, в 1916 приняли, наконец, в Общество художников и... потеряли из вида. Время такое - не до романтического бродяги из Грузии.
И с опозданием узнали, что в 1918 Нико Пиросмани умер. От голода.