Дисклеймер:
Добрый вечер. Я учусь на историческом факультете в одном из московских университетов. Осенью 2023 года я подготовил сольный доклад по истории Средневекового Китая. В интернете (наподобие лурка или посмотрели) я нередко натыкался на полярное мнение о традиционном Китае. Дело в том, что авторы научно-популярного контента об этой стране нередко впадали в крайность либо неописуемого восторга, либо европоцентристского уничижения. Кроме того, изучая синологическую литературу, я заметил необыкновенно разнообразное количество работ специалистов по Китаю, разбирающих его общество либо исключительно идеалистически (ставя во главу угла некий "рисовый" или "конфуцианский" менталитет), либо исключительно материалистически (пытаясь загнать историю Китая в "азиатский способ производства" и в бесконечный круг феодальных отношений). Мне бы хотелось в письменном виде изложить некий центристский и взвешенный взгляд на историю Китая, поскольку, как я убеждён, я нашёл ключ к разгадке главной тайны этой страны - особого китайского менталитета. Здесь не будет смешных картинок и модного нонче вульгарного языка - я, скорее, соединяю то, что написал в черновиках и конспектах в единый письменный монолог.
Сегодня будет подробно разобрано китайское традиционное право.
Данная тема настолько же сложна для понимания, насколько сложно в изучении древнеславянское язычество - обе темы не оставили после себя письменных артефактов и историки вынуждены "воскрешать" их научным методом.
В то время как даже древневосточная история может похвастать "Законами Хаммурапи", китайское средневековое право оставило нам два свода законов:Уголовное право династии Тан" и "Свод законов династии Мин". Проблема первого (а изучение второго выходит за рамки предмета моей работы) заключается в том, что оно было писано чиновниками, про чиновников и для чиновников. Подробнее об этом можно прочитать в труде В. М. Рыбакова "Танская бюрократия".
Чтобы попытаться воссоздать традиционное китайское право, необходим краткий ликбез об истории права. Выделяется три вида права - обычное, писаное и прецедентное. Традиционно оно также делится на светское и религиозное. Думаю, данные термины общеизвестны, поэтому их смысл я раскрывать не буду.
Всякий, кто знаком с традиционной китайской философией обратил внимание на общественно-прикладной характер конфуцианства. Это неслучайно - в самом китайском языке термин "конфуцианство" отсутствует, вместо него они используют слово "школа книжников". Изучая конфуцианство, начиная с книги "Беседы и рассуждения", неизбежно замечаешь следующие детали: во-первых, отсутствие строгого разделения на "светскость" и "религиозность" учения (с одной стороны, общественная жизнь сакрализируется; с другой стороны, религиозно-ритуальная, мистическая жизнь очеловечивается); во-вторых, обществоведческий характер произведения - труд является прямым пособием от одного чиновника другим чиновникам в управлении обществом.
Параллельно с конфуцианством развивается легизм - фа-цзя,школа закона". Легизм впервые в китайской истории вводит понятие закона-фа, источником которого является воля правителя. Что соответствует тому, что в истории права считается "писаным правом".
Таким образом, я предполагаю, что понятие "ли" - как совокупность ритуалов и этических норм - является обычным правом с китайской спецификой, тогда как "фа" - писаным правом с китайской спецификой.
Чтобы доказать или опровергнуть данный тезис, необходимо обратиться к истории китайского судопроизводства. Все без исключения исследователи обнаруживают характерный лингвистический маркер китайской специфики - вместо понятия "суд" используется понятие "наказания". Вместо суда -отделение наказаний", вместо судебного процесса -совершение наказания". Задачей суда как бы является "исправление", возвращение к правильному ходу вещей. Наказания предполагаются за отход от ритуалов, от традиций, от обычаев, а также за нарушение установленных правителем законов. Любопытно, что - опять же, об этом написано в труде "Танская бюрократия" - служащие-фаньжэнь имеют собственные корпоративные (не уверен, что здесь применим термин "сословные") суды, которые определяют меру наказания для чиновников. А кто же занимается отправлением суда в общине? В своей работе "Аристократия раннесредневекового Китая и её историческое значение" Малявина В. В. (кстати, личность одиозная, про него как про человека можно книгу писать) автор затрагивает вопрос китайской аристократии, которую я затронул в предыдущей части.
Китайская аристократия определённо существовала. В историографии фигурирует такой термин как "сильный дом" - это некий клан (скорее всего, имеется в виду цзунцзун), который сосредоточил в своих руках одновременно и капитал, и земельный фонд, и чиновнические титулы. Однако письменные источники чётко разделяют "сильные дома" и "аристократию". И сам факт подобного разделения с точки зрения мировой истории - оксюморон, поскольку, как правило, владельцы капитала и становятся аристократией в обществе. Однако в Китае своя форма семьи - цзунцзун. Проще говоря, невозможно породниться с аристократией, в аристократической семье можно только родиться. Нищий аристократический цзунцзун остаётся аристократическим, тогда как цзунцзун-магнат из простолюдинов остаётся чернью. Увы, нынешняя синология не выделила причину, по которой аристократический клан был включён в "Реестр ста семей", но выделяет маркеры аристократа. Аристократ никогда не был нищим, он всегда был персонификацией обычаев и традиций родной земли (более того - древние авторы подробно описывали различия в культуре, одежде и манерах аристократов из разных регионов Китая). Кроме того, достоверно известно, что китайская аристократия не была тождественна бюрократии (то есть, не обязана была проходить Императорские экзамены, чтобы подтверждать свой статус), легально патронировала незнатных людей и вела "ши фэн" - аристократический образ жизни и отправляла культы. Также аристократический статус подтверждался фискальными и правовыми привилегиями. Наконец - и это очень важно - аристократия существовала как бы вне общины, не включалась в общеобщинные реестры (налоговые, рекрутские, земельного фонда).
На этом основании я предполагаю, что китайская аристократия в том числе занималась китайским общинным судопроизводством, поддерживала то самое "ли".
Любопытно в динамике изучать отношение китайской общины к "фа", к праву, источником которого является государственная воля. Хорошим примером здесь является приснопамятный Небесный мандат - принцип легитимизации правящей власти. Правом лишить императора Небесного мандата - то есть, сакральной легитимности - обладают отправители культа на местах. Естественно, вместе с источником права теряют легитимность и законы, которые данный источник права принял.
Итак, промежуточные выводы:
Отсутствие задокументированного взаимного отчуждения светского и религиозного права в Китае.
Специфика правового сознания в Китае -ли" как обычное право и "фа" как писаное право.
Превалирование местного судопроизводства и обычного права.
Провинциальная аристократия, опирающаяся на народное уважение как на источник власти.
Принципиальная легальная возможность лишить существующее писаное право легитимности (закон остаётся законом до тех пор, пока "народ" считает его справедливым).
В следующей части будет подробно разобраны две корпорации в традиционном Китае - шэньши и фаньжэнь. А сама часть будет посвящена такому явлению как "чиновники", которые таковыми отнюдь не являлись. По крайней мере, в европейском понимании этого слова.