Олег Кулагин Построение и оптимизацию бизнес-модели очень удобно выполнять, заполняя шаблон бизнес-модели. Это лучше делать в управленческой команде, привлекая к обсуждению всех ключевых руководителей и специалистов компании. Такой шаблон был впервые предложен в известной книге А.Остервальдера и И. Пинье «Построение бизнес-моделей», и он действительно служит полезным инструментом для сбора и отображения идей участников обсуждения. Бизнес-модель описывает ключевые элементы реальной бизнес-системы и связи между ними: Целевые группы клиентов. Для кого мы создаем ценностное предложение? Какие клиенты для нас наиболее важны? Взаимодействие с клиентами. Как мы привлекаем и удерживаем клиентов? Какие отношения с ними установлены? Каналы сбыта. Какие каналы сбыта желательны для наших клиентов? Как мы с ними взаимодействуем? Какие из них наиболее выгодны? Ценностное предложение. Какие ценности мы предлагаем потребителю? Какие проблемы помогаем решить нашим клиентам? Какие потребности удовлетвор