Строительство широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) называют главным дорожным проектом Санкт-Петербурга и Ленобласти в текущем десятилетии. Трассу, которая пройдет от ЗСД в северо-восточном направлении до КАД, планируют построить к началу 2030-х. Она позволит снизить нагрузку на действующую инфраструктуру и выведет транзитный транспорт с улично-дорожной сети. Предполагается, что ежедневно по новому маршруту будет проходить порядка 100 тыс. автомобилей.
В данный момент активные работы продолжаются на первом этапе — от Западного скоростного диаметра (район Благодатной улицы) до Витебского проспекта. Завершить их должны в 2024-м. Здесь строят две транспортные развязки и трассу основного хода (2,6 км) между ними. Автомагистраль пройдет по уникальному двухъярусному эстакадному путепроводу, чем объясняется и высокая стоимость кампании — 40 млрд руб.
В целом проект разделен на шесть этапов (четыре на территории Петербурга). Их реализация будет проходить в формате государственно-частного партнерства. В рамках второго этапа шестиполосной автомагистралью с мостом через Неву соединят Витебский и Союзный проспекты. От последнего трассу протянут до улицы Коммуны (третий этап), а в ходе четвертого этапа — далее до КАД (район Кудрово).
Пятый и шестой этапы — строительство ответвлений (от КАД до примыкания к трассе Р-21 «Кола» и от ул. Комунны до дороги «Санкт-Петербург – Колтуши»). Суммарная протяженность ШМСД составит примерно 32 км. В частности, предстоит построить тринадцать транспортных развязок и двадцать путепроводов. Учитывая такое количество искусственных сооружений, проект является технически сложным в реализации. К тому же он требует огромного объема подготовки, включая переустройство более 230 км городских сетей и переоформление свыше 350 Га земли.
В марте 2023-го временно исполняющий обязанности председателя комитета по инвестициям Петербурга Иван Складчиков сообщил, что строительство первых четырех этапов подорожало до 340 млрд руб. (в 2021 г. озвучивалась сумма в 165 млрд руб.). А в декабре Ленобласть, ВТБ и Банк «Россия» заключили концессионное соглашение по пятому (6,25 км) и шестому этапам (9,4 км). Общий объем инвестиций, как ожидается, составит 110 млрд руб. (50 млрд руб. — внебюджетные средства). Таким образом, суммарная стоимость проекта ШМСД — порядка 450 млрд руб. Хотя точную сумму можно будет назвать лишь по итогам проектирования всех участков.
Член Академии Дипломатических наук и Международных отношений при МИД РФ, директор по связям с общественностью финансово-технологической компании «ONLY BANK» Максим Ильгов:
«Подписание концессионного соглашения о строительстве пятого и шестого этапов Широтной магистрали скоростного движения представляет собой значимый шаг в контексте развития транспортной инфраструктуры на Северо-Западе России. С учетом суммарного объема инвестиций в размере порядка 110 млрд руб., можно оценить масштаб и потенциальное влияние данного проекта. По оценкам экспертов, новые этапы ШМСД могут снизить нагрузку на основные дороги региона на 20-30%, что значительно уменьшит количество и продолжительность пробок. Ожидается, что проект поспособствует привлечению новых инвестиций, развитию бизнеса и созданию дополнительных рабочих мест. Это может увеличить ВРП Ленинградской области на 2-3% в год. Инвестиции в размере 110 млрд руб. отражают стратегическое значение проекта для региона. Это демонстрирует доверие и поддержку со стороны крупных финансовых институтов, таких как ВТБ и Банк «Россия», а также активное участие государства в развитии инфраструктуры. Проект ШМСД является ярким примером успешного государственно-частного партнерства в России, демонстрируя прогрессивный подход к развитию инфраструктуры и улучшению качества жизни граждан. Это важный шаг на пути к созданию устойчивого и современного транспортного узла, который будет способствовать дальнейшему экономическому и социальному развитию региона».
Согласно подписанному документу, проектирование и строительство пятого и шестого этапов рассчитано на восемь лет. Само концессионное соглашение — на 49 лет. То есть в течение этого времени проезд по трассе будет платным. В ценах на сегодняшний день для машин с двумя осями — 16,5 руб. за 1 км, с тремя — 25 руб., с четырьмя и более — 33 руб. Что касается второго, третьего и четвертого этапов ШМСД, то концессию по ним Смольный намерен заключить в 2024 году.
В статье использованы изображения с сайтов Администрации Санкт‑Петербурга / gov.spb.ru, Комитета по печати Ленинградской области / lenobl.ru, Cпециализированного интернет-ресурса о политической жизни Северо-Запада «ЗАКС.Ру» / zaks.ru, а также Информационно-аналитического портала о дорогах России roads.ru