Найти тему
Строительный мир

Дорога, которую ждут со времен СССР: власти приволжского региона обещают построить трассу к 2027 г. Но, возможно, не всю

Появления этой дороги ждут с советских времен. В Генплан города она попала еще в прошлом столетии, а в начале 1990-х даже приступили к строительству. Но работы были остановлены из-за недостатка финансирования. Тем временем нагрузка на действующую инфраструктуру усиливалась с каждым годом и вопрос наличия трассы в обход города становился все актуальнее.

© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Федеральная автодорога Р-243 Кострома – Шарья – Киров – Пермь. Реконструкция участка (51-59 км) к западу от Кирова, 2020 г.)
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Федеральная автодорога Р-243 Кострома – Шарья – Киров – Пермь. Реконструкция участка (51-59 км) к западу от Кирова, 2020 г.)

Сегодня она нужна Кирову как воздух. Власти неоднократно заявляли о скором старте проекта, озвучивали различные сроки. Однако к реализации так и не приступили, хотя соответствующие документы по отдельным участкам 4-хполосной магистрали уже подготовлены и прошли экспертизу.

В очередной раз эта тема бурно обсуждалась (в том числе и в социальных сетях) в конце ноября 2023-го на фоне заявления властей об открытии движения в 2027-м. Глава областного минтранса Алексей Петряков, чьи слова приводит пресс-служба местного правительства, заявил, что автодорогу построят в рамках пятилетней программы развития транспортной инфраструктуры.

© Правительства Кировской области / kirovreg.ru (В начале 2023 г. правительство Кировской обл. представило трассировку дороги в обход региональной столицы. Ее протяженность составит 102,6 км. На участке №1 (6,62 км), ввод которого, согласно ранее озвученной информации, запланирован на 2026 г. предусмотрено строительство моста ч/з Вятку. №2 — 49 км от мостового перехода до трассы Киров – Малмыж – Вятские Поляны. Его сдача намечена на 2027 г. №3 — 2,83 км с мостом ч/з Чепцу у г. Кирово-Чепецка. №4 — 19,8 км. №5 — 8,5 км, здесь предусмотрена реконструкция действующей дороги. Участок, обозначенный пунктиром — 16 км, его также предполагается реконструировать. В январе 2023 г. власти сообщали, что дорога на всем протяжении откроется до 2028 г.)
© Правительства Кировской области / kirovreg.ru (В начале 2023 г. правительство Кировской обл. представило трассировку дороги в обход региональной столицы. Ее протяженность составит 102,6 км. На участке №1 (6,62 км), ввод которого, согласно ранее озвученной информации, запланирован на 2026 г. предусмотрено строительство моста ч/з Вятку. №2 — 49 км от мостового перехода до трассы Киров – Малмыж – Вятские Поляны. Его сдача намечена на 2027 г. №3 — 2,83 км с мостом ч/з Чепцу у г. Кирово-Чепецка. №4 — 19,8 км. №5 — 8,5 км, здесь предусмотрена реконструкция действующей дороги. Участок, обозначенный пунктиром — 16 км, его также предполагается реконструировать. В январе 2023 г. власти сообщали, что дорога на всем протяжении откроется до 2028 г.)

Правда, чиновник говорил лишь о восточном обходе, то есть о запуске участков №3-5 (или №3-4), что лишь частично решит транспортную проблему. Хотя детали не уточняются. Ранее сообщалось, что работы до конца 2023-го начнутся в районе реки Чепца, где предусмотрено строительство перехода протяженностью 2,8 км (сам мост — 300 м). Деньги на эти цели должна выделить Москва — порядка 3 млрд руб. Но, судя по всему, в этом году стройка уже не начнется.

Разумеется, без трассы в северо-восточном направлении (участок №4) от капитальной переправы через водную преграду, наличие последней не имеет большого смысла. Что касается участка №5, то дорога здесь есть, однако она требует коренной реконструкции.

© Администрация Кирово-Чепецка (Сегодня ч/з р. Чепца наводят наплавной мост)
© Администрация Кирово-Чепецка (Сегодня ч/з р. Чепца наводят наплавной мост)

Неоднократно высказывались опасения, что проект может растянуться на годы, когда строится один участок, но относительно другого еще не определены источники финансирования. В идеале, как отмечают отдельные эксперты, необходимо начинать работы одновременно на всех отрезках будущей трассы (не только на восточном обходе), а это суммарно около 103 км.

Только запуск всех участков позволит в полной мере вывести транзитный транспорт с городских улиц, увеличить грузооборот и приступить к реализации ряда проектов по строительству новых предприятий к югу от областной столицы. Хотя восточный обход сам по себе имеет важное значение для жителей Кирово-Чепецка, которым при наличии объездной больше не придется для выезда на федеральную трассу Р-243 делать крюк через Киров.

Все упирается в финансы. Однако начинать с чего-то нужно. Несмотря на постоянный перенос сроков и усталость местных жителей и автомобилистов от обещаний властей по данному вопросу, о том, что дорога появится в обозримом будущем, не приходится (хотя люди и настроены весьма скептически) сомневаться — другого варианта попросту нет, нагрузка на действующую инфраструктуру уже запредельная.

© Правительства Кировской области / kirovreg.ru (Будущий мост ч/з Чепцу, визуализация)
© Правительства Кировской области / kirovreg.ru (Будущий мост ч/з Чепцу, визуализация)

Сергей Гатауллин, российский ученый, к.э.н., техноброкер, экономист:

«В настоящее время практически любое развитие транспортной инфраструктуры, особенно на актуальных направлениях, выглядит не только экономически эффективным, но и, как в случае обустройства обхода Кирова, социально значимым, за счет снижения нагрузки на городскую дорожную сеть и появления новых предприятий вдоль будущей трассы. И об этом развитии надо было задуматься гораздо раньше. Зато теперь, уже в условиях стратегической необходимости на фоне перестроения логистических цепочек, когда нагрузка на дорожную сеть на многих маршрутах увеличилась в разы, есть вероятность, что пятилетки модернизации транспортной инфраструктуры регионов будут реализовываться без лишних задержек и бюрократических проволочек».
Тоннель под Севастопольской бухтой: в Крыму намерены реализовать дорожный мегапроект
Строительный мир24 ноября 2023

В статье использованы изображения с сайтов Правительства Кировской области / kirovreg.ru и Росавтодора / rosavtodor.gov.ru