Память просветительницы Грузии – святой равноапостольной Нины совершается 14 января, в день ее блаженной кончины.
В данной заметке мы прокомментируем молитву святой.
Итак, приведем текст молитвы на церковнославянском языке: О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имярек) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
На русский язык молитва переводится так: Всеми восхваляемая и вызывающая удивление равноапольстольная Нина! К тебе обращаемся за помощью и сокрушенно тебя просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святой Церкви Христовой и устыди противников благочестия и умоли Всеблагого Бога Спасителя нашего, Которому ты сейчас предстоишь, чтобы Он даровал православному народу мир, долголетие и помощь во всяком добром начинании, и чтобы привел Господь нас в Небесное Свое Царствие, где все святые прославляют всесвятое Его имя, сейчас и всегда и во веки веков. Аминь.
Церковнославянское слово всехвальная на русский язык переводится как всеми восхваляемая, а предивная — вызывающая удивление, изумление.
В тексте молитвы святая Нина названа равноапостольной. К лику равноапостольных, то есть приравниваемых к апостолам, относят святых, которые особо прославились проповедью Евангелия и обращением народов в христианство.
Святая Нина жила в III-IV вв. по Р.Х. и является родственницей святого великомученика Георгия Победоносца. Ее отец, Завулон, происходил из знатного рода и находился на военной службе у императора, а мать, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха. Родилась она около 280 года в Каппадокии и была единственным ребенком в семье.
Когда Нине было 12 лет, она вместе с родителями отправилась в Иерусалим. Здесь по обоюдному согласию и благословению Патриарха Иерусалимского родители Нины решили посвятить свою жизнь Богу. Завулон отправился для подвига в пустыни Иорданские, а Сусанна была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня. Воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре.
Однажды в разговоре святая Нина услышала от Нианфоры, что хитон Господень был отнесен, по преданию, мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую уделом Божией Матери. Узнав от старицы, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина стала молиться Пресвятой Богородице, чтобы увидеть Грузию обращенной ко Господу и обрести хитон Господень.
Богородица явилась святой Нине во сне, дала ей крест из виноградной лозы и велела идти с проповедью Евангелия в Иверию. Узнав о видении, Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.
В Иверии святая поселилась у одной женщины в царских виноградниках и довольно быстро стала известной, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Святая Нина исцеляла их и благовествовала им.
Проповедь Евангелия, чудеса и добродетельная жизнь святой благотворно повлияли на жителей Иверии и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли Крещение. Она обратила ко Христу в Грузии и самого царя Мариана, бывшего до этого язычником. Впоследствии почти вся Иверия приняла христианство.
Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм.
Далее в тексте молитвы говорится о том, что мы прибегаем к святой, то есть обращаемся за помощью, ищем убежища, защиты.
Наречие умильно связано со словом умильный, что означает сокрушенный, сердечный, смиренный, сожалеющий.
Не совсем понятным может быть и слово посрами от посрамити — одержать верх над противником, заставив его испытывать чувство досады, позора, стыда; устыдить, опозорить, обесчестить.
В молитве говорится, что святая Нина предстоит перед Богом. Это еще раз напоминает нам, что святые даже после своей кончины продолжают пребывать в общении с верующими на земле и ходатайствуют о нас. Своим ходатайством они усиливают наши молитвы, испрашивают нам необходимые блага от Бога и помогают в совершении нашего спасения.
В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле. В одной из книг Маккавейских описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего первосвященника Онию: Видел, что он (Ония), простирая руки, молится за весь народ Иудейский (2Мак.15:12). Ония обращается к Иуде, говоря о пророке Иеремии: Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий (2Мак.15:14).
в тексте молитвы придаточные предложения цели, не обычные для русского языка: да дарует народу православному мир; да приведет. На русский язык они передаются при помощи союза чтобы: чтобы Он даровал народу православному мир… и чтобы привел.
Слово долгоденствие значит долголетие, долгая жизнь, а поспешение — помощь, содействие.
Заканчивается молитва просьбой о помощи святой в самом главном деле всей жизни христиан — вхождении в Небесное Царствие Божие.
***
Таким образом, на данном пример мы видим, что молитвы святым могут содержать сведения о подвиге святых, просьбы о ходатайстве перед Богом и помощи, они также отражают некоторые аспекты учения Православной Церкви и напоминают нам о них.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил Аретм Мотин.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»