Осетины – этническая группа, проживающая в регионе Северной Осетии-Алания, которая является частью Российской Федерации, а также в Южной Осетии, которая является спорной территорией. Говорят на осетинском языке, который относится к иранской группе языков.
Относительно их происхождения, осетины считают себя потомками аланов – древнего иранского племени, которое населяло регион в древности. Аланы имели свою культуру, язык и традиции. Однако, точное происхождение осетин до сих пор остается предметом дискуссий и исследований.
Исторически, осетины подвергались влиянию различных культур и империй, включая персов, греков, римлян, монголов и других. Они также имели контакты с соседними народами Кавказа, такими как грузины, черкесы и другие.
Сегодня осетины имеют свою уникальную культуру, традиции и обычаи. Они известны своим гостеприимством, гордостью за свою историю и традиции, а также своими национальными блюдами и танцами.
Взгляд в прошлое - Аланы
В I веке н.э. в Приазовье появились Аланы.
У них была сложная социальная организация, они владели навыками металлургии, активно вели захватнические войны.
Во II веке аланы вышли в Предкавказье.
В IV веке началось Великое переселение народов. Оно увлекло и аланов, которые оказались даже в Испании и Северной Африке.
Оставшиеся на Кавказе аланы попали в зависимость от Хазарского каганата. После распада последнего аланы широко расселились по всему Северному Кавказу.
Но их позиции сильно пошатнулись с приходом монгол, а потом завоевательными походами Тамерлана. Тогда аланы рассеялись по всей Ойкумене.
Происхождение осетин
Язык осетин относили то к кыпчакам, то возводили к семитским корням, и к германским истокам.
Иоганн Антон Гюльденштедт полагал, что осетины являются потомками половцев, которые потерпели поражение от русских дружин в 1110 году.
Август фон Гакстгаузен полагал, что осетины - это остатки готских племён.
Российский осетиновед XIX века Пфафф Вольдемар Богданович полагал, что осетины возникли в результате смешения ариев и семитов.
Проводившие глубокие исследования нартского эпоса ученые Клапрот Генрих и Андрей Шёгрен точно установили, что язык осетин относится к иранской группе.
Всеволод Миллер написал труд "Осетинские этюды", где убедительно доказал, принадлежность языка осетин к иранской группе. И близость к скифо-сарматским наречиям.
К настоящему времени с помощью осетинского языка расшифрованы многие личные имена скифов и сарматов, их родовых и топографических локаций.
- В свете языковых, исторических и археологических данных образование осетинской народности рисуется как длительный и сложный процесс, в котором большое значение имело взаимодействие и взаимопроникновение дух этнических групп: североиранской (скифо-сармато-аланской), с одной стороны, и местной, кавказской - с другой. При взаимодействии указанных двух групп язык иранской группы явился языком-победителем, сохранившим свой грамматический строй и основной словарный фонд. В то же время запас слов иранского происхождения пополнился за счет языка местных аборигенов. Вместе с тем культура и быт местного населения сохранили свои старые традиционные кавказские формы - Василий Абаев
Этноним Осетины
Кроме этнонима Аланы у последних были другие: Ясы-Асы и Осы-Овсы. Причем самоназванием Алан скорее всего было - Асы.
Об этом писал Плано Карпини: Аланы именуют себя как Асы.
Этот народ является аланским, именующим себя на своем языке "Ас" - Иосафат Барбаро.
Осети стали называть алан грузины. Именно грузинское наименование и стало общеупотребительным.
- У осетин издавна были свои субэтнические группы - Иронцы, Дигорцы, Туальцы, Кударцы.
Аланское наследие
- Я напал на несколько осетинских сказаний в русском переводе. Я провел часть моего отпуска за чтением этих текстов, восхищенный их содержанием писал о нартском эпосе Жорж Дюмезиль
Ученый установил, что у осетин сохранилась память о социальной системе, дублирующей индоевропейскую. То есть состоящую из Жрецов, Воинов и Земледельцев, Скотоводов. У алан они назывались Алагата, Ахсартаггата, Бората соответственно.
Именно Дюмезиль поставил окончательную точку в вопросе осетин как правопреемников скифо-аланского наследия.
На индоевропейское разделение может указывать даже традиционные для осетин обрядовые Три пирога. Которое обычно подавали с тремя ребрами жертвенного животного.
- Символика трех обрядовых пирогов отражает троичную модель мира - верхнего, среднего и нижнего и восходит к тринитарной космологической модели сущего у легендарных скифов - осетинский историк, этносемиолог Вилен Уарзиати
Также от алан сохранился их этноним Алон:
- Неверно, что термин Алан исчез из осетинского. Он сохранился. Сохранился в фольклоре, в сказках. Там, где в русских сказках людоед говорит о "русском духе", в осетинских неизменно фигурирует Аллонский (Аланский) дух. Здесь Аллон может означать только Осетин. Ибо в осетинских сказках народ, естественно, мыслит с позиций осетина - Василий Абаев
В то же время если смотреть генетику, то она говорит о том, что 70 % осетин имеют древнюю гаплогруппу J2. То есть ближневосточную.