Найти в Дзене
История и культура Евразии

Осетины - имеют ли отношение к аланам?

Оглавление

Осетины – этническая группа, проживающая в регионе Северной Осетии-Алания, которая является частью Российской Федерации, а также в Южной Осетии, которая является спорной территорией. Говорят на осетинском языке, который относится к иранской группе языков.

Относительно их происхождения, осетины считают себя потомками аланов – древнего иранского племени, которое населяло регион в древности. Аланы имели свою культуру, язык и традиции. Однако, точное происхождение осетин до сих пор остается предметом дискуссий и исследований.

Исторически, осетины подвергались влиянию различных культур и империй, включая персов, греков, римлян, монголов и других. Они также имели контакты с соседними народами Кавказа, такими как грузины, черкесы и другие.

Сегодня осетины имеют свою уникальную культуру, традиции и обычаи. Они известны своим гостеприимством, гордостью за свою историю и традиции, а также своими национальными блюдами и танцами.

https://rudalle.ru/check_kandinsky22/debda887-35b4-4480-8d7f-8a06215c63fa#
https://rudalle.ru/check_kandinsky22/debda887-35b4-4480-8d7f-8a06215c63fa#

Взгляд в прошлое - Аланы

В I веке н.э. в Приазовье появились Аланы.

У них была сложная социальная организация, они владели навыками металлургии, активно вели захватнические войны.

Во II веке аланы вышли в Предкавказье.

Кем была Сатана и как кочевники связаны с христианством в Армении?
История и культура Евразии6 августа 2020

В IV веке началось Великое переселение народов. Оно увлекло и аланов, которые оказались даже в Испании и Северной Африке.

Оставшиеся на Кавказе аланы попали в зависимость от Хазарского каганата. После распада последнего аланы широко расселились по всему Северному Кавказу.

Но их позиции сильно пошатнулись с приходом монгол, а потом завоевательными походами Тамерлана. Тогда аланы рассеялись по всей Ойкумене.

Происхождение осетин

Язык осетин относили то к кыпчакам, то возводили к семитским корням, и к германским истокам.

Иоганн Антон Гюльденштедт полагал, что осетины являются потомками половцев, которые потерпели поражение от русских дружин в 1110 году.

Иоганн Антон (Антонович) Гюльденштедт (26 апреля [7 мая] 1745, Рига — 23 марта [3 апреля] 1781, Санкт-Петербург) — естествоиспытатель и путешественник из балтийских немцев на русской службе в Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге
Иоганн Антон (Антонович) Гюльденштедт (26 апреля [7 мая] 1745, Рига — 23 марта [3 апреля] 1781, Санкт-Петербург) — естествоиспытатель и путешественник из балтийских немцев на русской службе в Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге

Август фон Гакстгаузен полагал, что осетины - это остатки готских племён.

Барон Август фон Гакстгаузен (3 февраля 1792, Бёкендорф, Германия — 31 декабря 1866, Ганновер, Германия) — прусский чиновник, экономист, писатель по аграрным вопросам, исследователь России и Кавказа
Барон Август фон Гакстгаузен (3 февраля 1792, Бёкендорф, Германия — 31 декабря 1866, Ганновер, Германия) — прусский чиновник, экономист, писатель по аграрным вопросам, исследователь России и Кавказа

Российский осетиновед XIX века Пфафф Вольдемар Богданович полагал, что осетины возникли в результате смешения ариев и семитов.

Проводившие глубокие исследования нартского эпоса ученые Клапрот Генрих и Андрей Шёгрен точно установили, что язык осетин относится к иранской группе.

Всеволод Миллер написал труд "Осетинские этюды", где убедительно доказал, принадлежность языка осетин к иранской группе. И близость к скифо-сарматским наречиям.

Всеволод Фёдорович Миллер (7 [19] апреля 1848, Москва — 5 [18] ноября 1913, Санкт-Петербург) — русский учёный, фольклорист, этнограф, языковед и археолог. Действительный член Петербургской академии наук (1911; член-корреспондент с декабря 1898). Известен как один из организаторов востоковедческого образования в России. Сын Фёдора Богдановича Миллера
Всеволод Фёдорович Миллер (7 [19] апреля 1848, Москва — 5 [18] ноября 1913, Санкт-Петербург) — русский учёный, фольклорист, этнограф, языковед и археолог. Действительный член Петербургской академии наук (1911; член-корреспондент с декабря 1898). Известен как один из организаторов востоковедческого образования в России. Сын Фёдора Богдановича Миллера

К настоящему времени с помощью осетинского языка расшифрованы многие личные имена скифов и сарматов, их родовых и топографических локаций.

  • В свете языковых, исторических и археологических данных образование осетинской народности рисуется как длительный и сложный процесс, в котором большое значение имело взаимодействие и взаимопроникновение дух этнических групп: североиранской (скифо-сармато-аланской), с одной стороны, и местной, кавказской - с другой. При взаимодействии указанных двух групп язык иранской группы явился языком-победителем, сохранившим свой грамматический строй и основной словарный фонд. В то же время запас слов иранского происхождения пополнился за счет языка местных аборигенов. Вместе с тем культура и быт местного населения сохранили свои старые традиционные кавказские формы - Василий Абаев
Василий Иванович Абаев (2 (15) декабря 1900, селение Коби, Тифлисская губерния — 18 марта 2001, Москва) — советский и российский учёный-филолог, языковед-иранист, краевед и этимолог, педагог, профессор
Василий Иванович Абаев (2 (15) декабря 1900, селение Коби, Тифлисская губерния — 18 марта 2001, Москва) — советский и российский учёный-филолог, языковед-иранист, краевед и этимолог, педагог, профессор

Этноним Осетины

Кроме этнонима Аланы у последних были другие: Ясы-Асы и Осы-Овсы. Причем самоназванием Алан скорее всего было - Асы.

Об этом писал Плано Карпини: Аланы именуют себя как Асы.

Иоанн де Плано Карпини, Джованни Плано Карпини, Иоанн из Пьян дель Карпине (ок. 1182 — 1 апреля 1252) — итальянский францисканец, первым из европейцев, до Рубрука и Андре де Лонжюмо, посетивший Монгольскую империю и оставивший описание своего путешествия. Архиепископ Бара (Иван II) в 1248—1252 годах
Иоанн де Плано Карпини, Джованни Плано Карпини, Иоанн из Пьян дель Карпине (ок. 1182 — 1 апреля 1252) — итальянский францисканец, первым из европейцев, до Рубрука и Андре де Лонжюмо, посетивший Монгольскую империю и оставивший описание своего путешествия. Архиепископ Бара (Иван II) в 1248—1252 годах

Этот народ является аланским, именующим себя на своем языке "Ас" - Иосафат Барбаро.

Иосафат Барбаро (1413, Венеция — 1494, там же) — венецианский купец, дипломат, путешественник и государственный деятель. Автор сочинения о своих путешествиях по разным частям Восточной Европы — по степным и приморским территориям Северного Причерноморья и Приазовья и по приморскому Кавказу
Иосафат Барбаро (1413, Венеция — 1494, там же) — венецианский купец, дипломат, путешественник и государственный деятель. Автор сочинения о своих путешествиях по разным частям Восточной Европы — по степным и приморским территориям Северного Причерноморья и Приазовья и по приморскому Кавказу

Осети стали называть алан грузины. Именно грузинское наименование и стало общеупотребительным.

  • У осетин издавна были свои субэтнические группы - Иронцы, Дигорцы, Туальцы, Кударцы.

Аланское наследие

  • Я напал на несколько осетинских сказаний в русском переводе. Я провел часть моего отпуска за чтением этих текстов, восхищенный их содержанием писал о нартском эпосе Жорж Дюмезиль
Жорж Эдмон Дюмезиль (4 марта 1898, Париж, Франция — 11 октября 1986, там же) — французский лингвист, мифолог и филолог-компаративист, автор Теории трёх функций
Жорж Эдмон Дюмезиль (4 марта 1898, Париж, Франция — 11 октября 1986, там же) — французский лингвист, мифолог и филолог-компаративист, автор Теории трёх функций

Ученый установил, что у осетин сохранилась память о социальной системе, дублирующей индоевропейскую. То есть состоящую из Жрецов, Воинов и Земледельцев, Скотоводов. У алан они назывались Алагата, Ахсартаггата, Бората соответственно.

Именно Дюмезиль поставил окончательную точку в вопросе осетин как правопреемников скифо-аланского наследия.

На индоевропейское разделение может указывать даже традиционные для осетин обрядовые Три пирога. Которое обычно подавали с тремя ребрами жертвенного животного.

-9
  • Символика трех обрядовых пирогов отражает троичную модель мира - верхнего, среднего и нижнего и восходит к тринитарной космологической модели сущего у легендарных скифов - осетинский историк, этносемиолог Вилен Уарзиати

Также от алан сохранился их этноним Алон:

  • Неверно, что термин Алан исчез из осетинского. Он сохранился. Сохранился в фольклоре, в сказках. Там, где в русских сказках людоед говорит о "русском духе", в осетинских неизменно фигурирует Аллонский (Аланский) дух. Здесь Аллон может означать только Осетин. Ибо в осетинских сказках народ, естественно, мыслит с позиций осетина - Василий Абаев

В то же время если смотреть генетику, то она говорит о том, что 70 % осетин имеют древнюю гаплогруппу J2. То есть ближневосточную.