Таким вопросом, наверняка, задавались многие верующие. Ведь, казалось бы, если заставлять себя молиться, то молитва уже будет не искренней, а как бы механической, и не совсем ясно, что в таком случае делать. В этой статье попробуем помочь разобраться тем людям, кто так и не нашел для себя ясного ответа по этому вопросу.
Молитва, в первую очередь, это не прошение о нуждах, ведь Господь и так знает все наши помыслы и желания еще до того, как мы о них заговорим.
Молитва – это диалог, живой разговор с Богом, во время которого мы напитываемся Его присутствием. Подобно разговору с отцом, она наполняет нас и питает, наставляет и дает силы жить.
Да, молитва должна быть искренней. Но искренней ее можно сделать даже при отсутствии желания молиться. Ведь если человек по-настоящему любит Господа, то его не оставит равнодушным тот факт, что желание молиться его покинуло, поэтому можно прийти к Господу в молитве и искренне поведать о своем недуге, попросить сил и помощи.
Стоит помнить, что Бог любит каждого из нас безграничной любовью, и Его обязательно порадует, что человек из любви к Нему пересилил свое нежелание и пришел за разговором. При этом, молитва может быть и краткой, главное – сохранение связи с Господом и регулярность в общении с Ним. Искреннее сожаление об отсутствии желания молиться отличает такую молитву от механической. Механическая же, в свою очередь, дается в тягость, молящийся не открывает свое сердце, заставляет себя произносить молитву и желает скорее ее закончить.
В пятой главе 1-го послания к Фессалоникийцам мы видим наставление: «Непрестанно молитесь». Непрестанно – это означает «без остановки, постоянно». Конечно, молиться всю жизнь без остановки мы не можем, но имеется ввиду не молитва в привычном ее понимании, а именно личная связь с Господом и любовь к Нему, когда человек, где бы ни находился, ни на минуту не забывал бы про Бога.
Иосиф Оптинский разделяет молитву на молитву с самопонуждением и с умилением. Он считает, что первая зависит от воли человека, а вторая – от воли Господа, и если человек будет понуждать себя молиться, за труд самопонуждения Бог воздаст и умиление. Протоиерей же Сергей Баранов, отвечая на вопрос о том, нужно ли заставлять молиться детей, говорит, что нужно заставлять не детей, а себя, поскольку дети, увидев нас за молитвою, сами потянутся к нам. Протоиерей Павел Великанов также призывает к тому, чтобы понуждать себя к молитве.
Хочется напомнить, что в тяжелые периоды, когда не хочется молиться и вести духовную жизнь, нам нужно особенно крепко держаться за Господа и приходить к Нему в молитве даже чаще, чем обычно, дабы не усугубить свое положение и не уйти от Бога еще дальше.
Мы несовершенны, а наши возможности в духовной жизни могут оказаться куда меньше, чем мы ожидали. Это, конечно, не означает, что нужно довольствоваться нашей немощью, просто стоит трезво оценивать свое духовное состояние и силы, проделывать свой духовный путь маленькими, но верными шажками. Да, в какие-то моменты мы можем проявлять леность к молитве или к походу в храм, но для нашей же пользы стоит стараться пресекать эту леность и заставлять себя двигаться дальше.
Тут следует поговорить о важности дисциплины. Большинству известно, что если регулярно чем-то заниматься, а потом один раз пропустить, то в следующий раз, наверняка, захочется пропустить опять. Молитва – не исключение. Стоит не поддаваться искушению пропускать молитву, а, наоборот, – воспитывать себя дисциплинированной личностью, дабы расти в вере. Молитва – это также труд, который угоден нашему Господу и который обязательно даст свои плоды.
Подводя итог, скажем, что да, заставлять себя молиться нужно, но делать это надо правильно, с осознанием важности своих действий и, конечно, из любви к Богу.