Всем привет!
В середине прошлого века в СССР стремительно развивались города, и их необходимо было соединить новыми дорожными магистралями. При их строительстве немаловажную роль играли отечественные автогрейдеры, один из которых – Д-512.
Первые опытные образцы нашего героя появились в 1962 г. Техника пришла на смену автогрейдеру В-10, выпускавшийся на Пайдеском заводе дорожных машин в Эстонской ССР и в 1958 г. переставший отвечать требованиям к советским автогрейдерам.
Конструкция новой модели до боли знакома – те же три оси, две из них сзади, та же пара отвалов и тот же капот за кабиной. Однако по сравнению с предыдущей моделью ширина отвалов увеличилась, а под капотом был установлен мотор от гусеничного трактора Т-74, мощностью 75 л. с. Состыкованная с ним коробка передач при этом была позаимствована у трактора ДТ-54, о котором я писал здесь.
Кабина же грейдера оставалась простой – в распоряжении механизатора минимум приборов и рычаги управления механизмами. Зато впервые автогрейдер Пайдеского завода получил гидроусилитель руля.
В серию Д-512 пошел в 1963 г., однако в то же время завод в Пайде стал подчиняться Таллинскому экскаваторному заводу, что в дальнейшем сказалось на судьбе модели. В середине 60х гг. повысился спрос на экскаваторы и их комплектующие, и производство автогрейдеров в Эстонской ССР пришлось остановить. До 1966 г. было выпущено 1675 грейдеров Д-512, после чего завод был перепрофилирован.
Выпущенные же Д-512 реализовались на обширной территории Советского Союза. В основном они, как водится, участвовали в строительстве и ремонте дорог:
Состояли они и на коммунальной службе: зимой с их помощью расчищали на дорогах и городских площадях снег.
Даже после развала СССР они не переставали работать в глубинке. Все же время беспощадно, и до наших дней сохранились считанные единицы этих грейдеров. Самый известный из них сохранился в Эстонии, и он, по некоторым данным, продолжал работать еще в 2010х гг.
Д-512 – советский автогрейдер, выпускавшийся совсем недолго, но не уступавший по функциональности собратьям с других заводов. Это сыграло ему на руку, и автогрейдер еще более 30 лет работал бок-о-бок с другой отечественной техникой, и дожил до того времени, когда в порядке вещей стали импортные машины.
Встречался ли вам такой грейдер? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!