1) История социал-демократии. Часть I. От первых партий до Первой Мировой войны
2) История социал-демократии. Часть II. Мировая война и интербеллум
Послевоенный период ознаменовался для многих стран мира устойчивым экономическим подъёмом. Этот период можно назвать периодом расцвета социал-демократии с точки зрения её влияния в политической жизни Запада и продвижения социал-реформистской повестки в обществе. Социальный и экономический прогресс совпал с масштабным противостоянием капиталистического и социалистического блока. Многие люди верили в то, что дальнейшее развитие научно-технического прогресса приведет человечество к лучшему будущему. Но реальность внесла свои коррективы.
Общий контекст эпохи: 1945-1979 гг.
Вторая Мировая война окончена, но вскоре замаячил призрак нового глобального конфликта. Началась Холодная война, экономико-геополитическое и идеологическое противостояние ведущих капиталистических стран и социалистического блока. Это было время тревог, и ядерной угрозы, что грозила уничтожением привычной человеческой цивилизации и отражалось в массовой культуре. С другой стороны, период ознаменовался социальным оптимизмом. Люди мечтали о космосе и встречах с инопланетными цивилизациями, причем не обязательно враждебными. Общественными настроениями правил продвинутый футуризм, а многие научные деятели рассчитывали на сближение враждующих блоков, в результате которого каждый будет перенимать лучшие практики у своего оппонента.
Глобальное противостояние удивительным образом сочеталось с повышением уровня жизни людей. Масштабные траты на ВПК далеко не полностью «съедали» весь прибавочный продукт благодаря бурному развитию экономики в течении трех десятилетий. Этот период экономического и социального подъёма прозвали «Золотой эпохой капитализма», имея в виду страны Запада (в т.ч. Испанию, Турцию и Италию), но если брать шире, это были «золотые десятилетия» экономического развития и Советского Союза, и Восточной Европы, а также Латинской Америки и некоторых азиатских стран.
С падением наиболее агрессивных фашистских режимов и утратой популярности коммунистов социал-демократы окончательно становятся ведущей политической силой в развитых странах. Политический консенсус смещается влево, к социал-реформизму тяготеют не только левые, но и правые. Данный период можно назвать апогеем влияния социал-демократических идей и практик в развитых капиталистических странах. Довольно скоро устоявшийся консенсус пошатнули нефтяные кризисы 70-х годов, когда традиционные кейнсианские подходы показали свою неэффективность.
На предкризисном пике развития социал-реформизма обстановка выглядела следующим образом:
Краткая история основных социал-демократических партий в 1945-1979 гг.
Мы рассмотрим кейс ФРГ и Великобритании, на котором проследим эволюцию взглядов европейских социал-демократов. Не меньший интерес представляет Франция и Италия, поскольку там эсдеки столкнулись с мощными компартиями.
Западная Германия
В оккупационных зонах возобновляется деятельность политических партий. В Восточной Германии деятельность партий была разрешена в 1945 году, и там уже происходили свои страсти, что приведет к слиянию тамошних эсдеков и коммунистов в СЕПГ. Год спустя СДПГ возрождается и в Западной Германии. Последовательный антикоммунист Курт Шумахер, который возглавил партию, выступил с резким осуждением слияния с коммунистами (с.190). Социал-демократы довольно быстро восстановили своё влияние не в последнюю очередь благодаря авторитету харизматичного Шумахера, который приложил огромные усилия к воссозданию демократической Германии. На первых же послевоенных выборах партия заполучила 131 место в парламенте и 29,2% голосов, уступив блоку консерваторов ХДС/ХСС, который возглавил правительство.
К объединению Германии эсдеки первоначально относились весьма враждебно (с. 201-202), опасаясь, что это повлечет за собой переход всей страны под советское влияние и прежде любого политического слияния требовали проведения свободных выборов в ФРГ и ГДР под иностранным наблюдением. Когда подобное предложение поступило со стороны ГДР и СССР, лидер социал-демократов поддержал инициативу и вступил в полемику с существующим правительством (с. 203-207). Соцдемы желали воссоздания единой Германии, которая могла бы стать равноправным партнером других держав. По этой причине они довольно скептически относились к ускоренной ремилитаризации страны, равно как и её вступлению в европейские интеграционные объединения, которое означало бы закрепление разделения Германии на две страны (с.214-216). Впрочем, по мере разгорающейся Холодной войны эсдеки заняли уже более воинственную позицию (с.218-220).
Находясь в оппозиции, социал-демократы не только продвигали социальные реформы в области жилищного строительства, пенсионного обеспечения и образования на региональном уровне, но и призывали сделать их общегосударственными (с.148-150). Примечательно, что после запрета коммунистической партии в 1956 году консервативным правительством Адэнауэра, немецкие коммунисты призывали голосовать за социал-демократов в качестве меньшего из зол. Для того чтобы завоевать электоральную поддержку, эсдеки решили дистанцироваться от марксистского и коммунистического наследия с принятием Годесбергской программы в 1959 году. Новая партийная программа СДПГ резко обозначила курс на создание смешанной социально-ориентированной экономики, а также утвердила этическое обоснование социализма вкупе с критикой коммунистических режимов. Крупных партийных дискуссий на эту тему практически не возникло (с.38), что означает, что подавляющее большинство тепло встретило новую партийную программу. Среди недовольных оказался Социалистический союз немецких студентов. Эта организация состояла из молодежных крыльев СДПГ, в котором концентрировались «левацкие» элементы партии. Разногласия ССНС и СДПГ проявлялись и раньше в вопросах милитаризации, но последней каплей стала Годесбергская программа. Члены союза отказались следовать новой партийной программе, за что были исключены из партии. Впоследствии ССНС станет пристанищем немецких «новых левых», о которых мы поговорим позднее.
В ходе выборов 1965 года христианские демократы не смогли договориться со своими традиционными либеральными партнерами по коалиции по вопросам развития прогрессивной налоговой политики, а потому на роль младших партнеров приняли соцдемов. Теперь когда социал-демократы вошли в правительство, они получили ещё больше полномочий для проведении собственной политики. В 1966 году начался первый относительно серьезный экономический кризис эпохи «Золотых десятилетий», а потому правительство Германии в первую очередь приняло меры, направленные на расширение государственных расходов в области социальной поддержки и экономического стимулирования (с. 31-32, с.151-152). Это возымело свой эффект (с.452, с.238). Уже к 1968 году безработица вновь опустилась на уровень менее 1% (с.5), а экономика продолжила свой стремительный рост, за один год более чем сполна восстановившись после кризиса. Кроме того, министр юстиции, социал-демократ Густав Хайнеманн, позволил КПГ де-факто восстановить свою деятельность на территории Германии в 1968 году.
В 1968 году развитые страны Запада всколыхнули «левацкие» студенческие протесты. В Германии протесты возглавлялись вышеупомянутым Социалистическим союзом немецких студентов (с. 456). Протестующие были скептично настроены в отношении политической элиты страны и критиковали социал-демократов за то, что те стали её частью. Социал-демократы, как и их партнеры по коалиции, заявили, что протестующие представляют опасность для политической стабильности страны, чем подтвердили свой конформизм в глазах протестующих.
Успешный выход из кризиса привел социал-демократов к победе на выборах 1969 года во главе с Вилли Брандтом. Эсдеки встали во главе коалиции с либералами, а консерваторы перешли в оппозицию. На своём посту социал-демократы пошли на сближение с социалистическими странами во внешней политике, а также существенно расширили социальное обеспечение во внутренней. Значительно выросли расходы федерального бюджета на поддержку фермеров и развитие образования (с.9), переработано трудовое законодательство в целях расширения рабочего представительства на предприятиях и надбавок к зарплатам, страхование от несчастного случая было расширено на детей в детских садах, школьников и студентов, возрастной ценз для голосования был снижен до 18 лет и многое другое (с.470-471). Данный период стал расцветом государства всеобщего благосостояния и стабильно высокого экономического роста в Германии. Из-за политического скандала с восточногерманским шпионом Брандт был вынужден уйти в отставку. Правительство возглавил Гельмут Шмидт. Он пытался бороться с последствиями нефтяных кризисов 70-х годов, но безуспешно. Растущие государственные расходы на стимулирование экономики и социальную поддержку, которая только расширилась за счёт новых социальных законов (с.478-479), позволили Шмидту выиграть очередные выборы с незначительным перевесом. Однако эти меры не только не вытащили экономику из кризиса, но и привели к значительному дефициту бюджета, в то время как уровень безработицы и инфляции снова подскочили в конце 70-х годов (с.4-5). Это использовали правые оппоненты социал-демократов, которые смогли добиться победы на выборах в 1982 году. СДПГ снова перешла в оппозицию, правительство возглавили консерваторы.
Великобритания
Ещё до прихода лейбористов власти, британское правительство старалось поддерживать и развивать социальную политику в области пенсионных выплат и материальной помощи нуждающимся. Это было сделано для компенсации военных невзгод. В 1942 году выпущен доклад «О социальном страховании и смежных услугах», названный докладом Бевериджа по фамилии его автора. Доклад состоял из обзора существующей системы социальной защиты в Великобритании и рекомендаций для её дальнейшего развития в целях искоренения социальных язв, вроде нищеты и болезней. Опубликованный доклад получил подавляющую поддержку британского населения. И хотя из-за войны рекомендации Бевериджа отложили в долгий ящик, было ясно, что принятие этих рекомендаций являлось вопросом времени. Лейбористы, тем временем, смогли реабилитироваться после своего упадка в 30-е годы, победив на выборах в 1945 году. Триумфальное возвращение лейбористов было неожиданным даже для них самих — впервые в истории они получили парламентское большинство.
Возглавлявший партию Клемент Эттли стал премьер-министром и приложил немало усилий для создания государства всеобщего благосостояния в Британии в соответствии с докладом Бевериджа. Например, была создана Национальная служба здравоохранения, бесплатно предоставляющая весь спектр медицинских услуг (впрочем, ненадолго) всякому британцу без проверки нуждаемости. Были национализированы важнейшие отрасли экономики. Тяжелая промышленность (угольная, сталелитейная, газовая), Банк Англии , средства связи, электроэнергетика, транспорт (кроме морского) — все эти сферы попали под государственное управление. Принята расширенная система всеобъемлющего социального страхования от профессиональных выплат до пособий по безработице и прочих льгот. Совершенствовалось трудовое законодательство в области заработных плат и прав работников на производстве. Повышенные выплаты на детей и реформы уголовного права расширили права женщин: замужние женщины имели право занимать государственные посты, пособие на ребёнка возросло, а проститутки отныне были защищены законодательством. Также при лейбористах расширилась доступность образования: средние школы стали полностью бесплатными, государство брало на себя расходы за насущные ученические нужды от питания до одежды, а также за строительство новых образовательных заведений. Начата амбициозная программа жилищного строительства путем средств местных властей с помощью государственных субсидий — построено более миллиона домов. Кроме того, созданы новые города с целью борьбы с перенаселением уже существующих.
В результате лейбористских реформ страна столкнулась с огромным дефицитом бюджета, а национализация Ираном британской нефтяной компании усилила рост инфляции в стране. В 1950 году правительство лейбористов было переизбрано, но консерваторы существенно сократили своё отставание. Очередные выборы были назначены год спустя в надежде лейбористов увеличить отрыв. Однако консерваторы получили незначительный перевес и возглавили правительство.
Будучи в оппозиции, лейбористы поделились на две большие фракции: правых гейтскеллистов и левых биванистов. Первых возглавлял Хью Гейтскелл, а вторых — Эньюрин Бивен. Гейтскеллисты, в отличие от биванистов, выступали против одностороннего ядерного разоружения и за расширение сотрудничества с США и НАТО, а сам Гейтскелл противостоял Бивену в битве за пост казначея партии. Споры достигли своего апогея в 1959 году, когда лейбористы проиграли очередные выборы из-за фракционного раскола, не позволивших сформировать четкую программу действий. Гейтскелл предложил обновить партийную программу, сделать её более умеренной по аналогии с Годесбергской. Разгорелись споры вокруг пункта о необходимости обобществления собственности на средства производства (с.74-76). Гейтскелл попытался удалить эти строки (с.185) из партийной программы, но не преуспел. В начале 60-х годов гейтскеллисты создали организацию внутри лейбористской партии, которая могла бы согласованно противостоять инициативам биванистов (с.114-115). Организация получила название Кампания за демократический социализм (CDS). Кампания добилась значительного влияния в британских профсоюзах (с.200-201), вследствие чего пошатнулись позиции биванистов в вопросе ядерного разоружения (с.199-200), вынудив партию отказаться от этого плана. Впрочем, гейтскеллитам так и не удалось изменить партийную программу, а смерть Гейтскелла привела к борьбе среди гейтскеллитов, чем воспользовалось левое крыло. В результате, партию возглавил Гарольд Вильсон. CDS прекратила свою деятельность, левое крыло партии одержало победу.
На выборах 1964 года лейбористы выиграли с незначительным перевесом. Правительство Вильсона не увеличивало долю государственной собственности в экономике, однако, ренационализировало приватизированную консерваторами сталелитейную промышленность. Расширялись демократические права и свободы: расширен перечень оснований для аборта, принят закон о запрете расовой и этнической дискриминации, снижены требования для развода, отменено уголовное преследование гомосексуалистов и смертная казнь, а возрастной ценз для голосования был снижен до 18 лет и многое другое. В социальной сфере государственные расходы выросли по всем фронтам, а также снизилась проверка нуждаемости, что сказалось на охвате и объеме трансфертов для британцев. Создано министерство социального обеспечения, которое должно было ведать данными вопросами. Страхование работников в случае травм теперь перекладывалось на плечи работодателей. Расширялось жилищное строительство. Его качество выросло за счёт внедрения новых стандартов, а переселение в новые дома теперь происходило значительно проще за счёт отмены налога на прирост капитала для проживающих в подобных домах, контроля за повышением арендной платы, защиты от выселения и тому подобное. Также существенно выросли расходы на образование, увеличены стипендии и заработные платы преподавателей, что положительно сказалось на численности обучающихся в средних школах и университетах. Пик развития государства всеобщего благосостояния при стабильном высоком экономическом росте в Британии приходится именно на этот промежуток времени.
К началу 70-х годов экономическое чудо в Британии завершилось, что проявилось в росте безработицы (достигнувшей уровня 1946 года), инфляции и замедлении темпов экономического роста. Есть мнение, что свою роль в утрате доверия избирателей сыграла и поддержка войны во Вьетнаме, а также дефицит платежного баланса и забастовки горняков. Впрочем, лейбористы недооценили своих оппонентов и ожидали выиграть очередные выборы, чего не произошло. Правительство вновь возглавили консерваторы. Впрочем, они не справились с появившимися при предшественниках проблемами. Сложности лишь усугубились из-за нефтяного кризиса, что провоцировало забастовки, вынудив консерваторов уйти в отставку.
В 1974 году к власти вновь пришли лейбористы во главе с Вильсоном, которого в 1976 году сменит Каллагэн из-за добровольной отставки первого. Лейбористы в очередной раз повысили социальные расходы и приняли новые законодательные акты в социальной сфере. Например, увеличили пособия по безработице и субсидии на ликвидацию трущоб, запретили дискриминацию по половому признаку, заморозили арендную плату, предоставили возможность для профсоюзов назначать членов трудовой комиссии, расширили пособия на ребёнка и многое другое. Впервые со времён войны верхняя ставка подоходного налогообложения в Британии достигла 98%. Все эти меры, впрочем, не помогли справиться с кризисом, который разразился с новой силой в конце 70-х. Тогда же крупнейшие профсоюзы Британии объявляли забастовки в знак протеста против заморозки заработных плат в условиях растущих цен. Консерваторы выдвинули успешный вотум недоверия лейбористскому правительству и в ходе очередных выборов пришли к власти во главе с Маргарет Тэтчер.
Франция
Франция была одна из немногих европейских капстран (вместе с Австрией и Италией), где социал-демократы и коммунисты выступали единым фронтом после окончания Второй Мировой войны. Временное правительство Французской республики, образовавшееся после освобождения Франции, состояло из трёх фракций: коммунистов, социал-демократов и христианских социалистов. Они же набрали большинство голосов на первых послевоенных выборах 1945 года (с.14). Данная расстановка сил была названа «трипартизмом» и просуществовала до 1947 года, пока разногласия по вопросам участия в индокитайской войне, против чего выступали коммунисты (с.268), отношения к построению полупрезидентской республики, на чем настаивали христианские социалисты (с. 272), повышение заработных плат на фоне провала дефляционных мер (с.274-275), а также просоветская позиция коммунистов в условиях Холодной войны (с.278) не развалили её. За время своего существования «трипартисты» успешно противостояли стремлению Шарля Де Голля реформировать парламентскую республику в смешанную, вынудив того уйти в отставку. Кроме того, французы всерьёз увлеклись экономическим планированием (с.25-27, с.10), национализировав большинство отраслей экономики по аналогии с британцами и расширив права профсоюзов на производстве путем создания производственных советов и предоставления профсоюзных представительств в совете директоров (с.15-16). Развивалась и социальная сфера (с.16-17), снова введена пятидневная рабочая неделя. Были расширены существующие ещё в довоенной Франции социальные выплаты по безработице, пенсиям, больничным и производственным травмам, а социальное страхование теперь получали и работники сельского хозяйства (с. 12-13). Кроме того, в 1944 году во Франции было введено всеобщее избирательное право.
Коммунисты покинули коалицию социалистов в 1947-ом году. Соцдемы не растерялись и создали новый альянс с христианскими социалистами, радикальной партией и центристами. Альянс получил название «Третья сила» и противостоял голлистам и коммунистам. В 1951 году эсдеки покинули альянс из-за разногласий по вопросам секуляризации образования (с.94). Де-юре альянс существовал вплоть до прекращения существования Четвертой республики. Несмотря на острый политический кризис, сотрясающий республику, экономическое и социальное развитие во Франции продолжалось и дальше при содействии социалистов: углублены и сведены в единый акт социальные выплаты для пенсионеров, введена минимальная заработная плата, оплачиваемый отпуск расширился до трёх недель и многое другое. Также государство занялось строительством социального жилья. Французское индикативное планирование, которое получило название «дирижизм», оформилось окончательно и способствовало экономическому развитию страны на протяжении многих десятилетий.
Лидер радикальной партии Пьер Мендес-Франс был последовательным антиколониалистом, который рассчитывал сделать из партии замену SFIO в качестве левой социал-реформистской партии. Это, а также его уступки во Вьетнаме, Тунисе и Алжире привели к смещению его правительства и лидерства в партии. Возобладало право-консервативное крыло. Для противодействия этой тенденции социал-демократы и их традиционные союзники объединились в «республиканский фронт». На выборах 1956 года коалиция преуспела и пришла к власти. Несмотря на все успехи социального развития, правительство потерпело крах уже два года спустя из-за разногласий по вторжению в Египет в ходе Суэцкого кризиса и силовом подавлении повстанцев в ходе войне в Алжире за его независимость. Воспользовавшись затруднениями левоцентристской коалиции, генерал Шарль Де Голль вернулся в политическую жизнь с репутацией национального героя Франции, который может навести порядок в стране. Французского генерала поддержали даже некоторые левые (например, лидер SFIO —Ги Молле). Против де Голля выступили коммунисты, левое крыло «радикалов» и некоторые члены SFIO, но проведение антиголлистских митингов ни к чему не привело (с.2-3). Де Голль пришел к власти в 1958 году и добился создания Пятой (на сей раз, полупрезидентской) республики. Левые снова перешли в оппозицию.
В первое пятилетие Пятой республики SFIO находилась в упадке, что наглядно демонстрируют выборы и многочисленные расколы. Теперь балом правили голлисты-правоцентристы и коммунисты в качестве ведущей оппозиции. Чтобы реабилитироваться, в 1965 году левоцентристы создали очередной альянс, названный Федерацией Демократических и Социалистических Левых Сил (ФДСЛС), который поддерживал кандидатуру Франсуа Миттерана на президентских выборах. Стало ясно, что голлистов невозможно победить без поддержки коммунистов, а потому Миттеран решил привлечь тех к союзу. Это позволило резко сократить отставание от голлистов. Миттеран занял второе место на президентских выборах 1965 года, а альянс левых получил в сумме 194 места на парламентских выборах 1967 года. Миттеран предложил свою кандидатуру на очередных президентских выборах, не посоветовавшись с союзниками, а из-за событий «Красного мая» Де Голль распустил нижнюю палату парламента и объявил досрочные выборы. Левые, которые не смогли договориться между собой об отношении к студенческим протестам и поступку Миттерана, проиграли выборы с треском. В результате ФДСЛС, равно как и партия SFIO, прекратила свое существование в 1968 году. Год спустя была основана Социалистическая партия Франции, куда также влились различные группы социалистов и миттеранистов.
На рубеже 60-70-х коммунисты, социал-либералы и социалисты договаривались о создании единой программы социальных, культурных и экономических реформ, с которой они будут выступать на выборах в очередном альянсе. В 1972 году была выработана «Общая правительственная программа». Внезапно это привело к росту популярности социалистов, которые обошли коммунистов и едва не выиграли на президентских выборах 1974 года, недосчитавшись нескольких процентов голосов. В течение 70-х годов в партии шла фракционная борьба. В качестве лидера правого крыла Соцпартии выступал Мишель Рокар, бывший левый социалист, который оппонировал Миттерану в партии по вопросам национализации экономических отраслей и старался не допустить чрезмерного сближения с коммунистами. Обладая немалым авторитетом, тот выступал в качестве потенциального лидера партии вместо Миттерана. Противостояние «рокаристов» и «миттеранистов» отвлекало силы партии на внутренние распри и частично сказалось на электоральных успехах. Тем не менее, голоса левой коалиции постепенно прирастали на фоне кризиса 70-х. Позднее это приведет к победе Франсуа Миттерана, который возглавит социалистическое правительство Франции и попытается воплотить программу на практике.
Италия
На первых демократических выборах 1946 года в послевоенной Италии Итальянская Социалистическая партия триумфально вернулась в политику, заняв 115 мест и обогнав коммунистов, которые заняли 105 мест. Правительство же возглавили христианские демократы, занявшие 207 мест.
В 1947 году коммунисты и социалисты объединились в единый фронт для победы на очередных выборах после принятия новой конституции. Следует отметить, что не все партийцы одобрили союз с коммунистами. Правое крыло выходит из партии и создает собственную, более умеренную Итальянскую демократическую социалистическую партию (ИДСП) в 1947 году. Позже члены новообразованной партии будут работать в национальном институте социального обеспечения и заниматься его развитием. В выборы 1948 года вмешались американские спецслужбы, которые, по разным оценкам, затратили до 20 миллионов долларов на поддержку оппозиционных партий и антисоциалистическую информационную кампанию. Американские власти вполне открыто поддержали правительство христианских демократов, предоставив огромную материальную помощь Италии и намекая на её прекращение в случае победы социалистов. В результате, христианские демократы победили, а народный фронт прекратил своё существование. Однако сотрудничество социалистов и коммунистов продолжалось на низовом уровне.
Подавление венгерского восстания и XX съезд КПСС 1956 года плохо сказались на авторитете европейских компартий, в которых обозначились многочисленные разногласия в отношении советской политики (с.356-358). ИСП разрывает свои контакты с коммунистами в знак протеста. На партийном съезде 1957 года социалисты обозначили официальную позицию в отношении венгерского восстания. Они осудили советский блок и поддержавших СССР коммунистов. Новыми союзниками социалистов стали христианские демократы, которых в 1963 году возглавит Альдо Моро. Сам он благосклонно относился к левоцентристам и оценил курс ИСП на сближение с его партией.
В 1963 году возникла коалиция христианских демократов и социалистов (а также партий помельче), названная «Centro-sinistra organico». Левоцентристская коалиция провела ряд важных социальных и либеральных реформ: закон о разводах стал более либеральным, новый рабочий статут защищал работников от чрезмерного контроля за трудовой деятельностью, незаконных увольнений и дискриминации. Возводилось и реконструировалось социальное жильё (с.7-8), расширялся охват службами здравоохранения (с.15-18), велась масштабная электрификация страны в рамках государственного планирования, всеобъемлющими становились прочие социальные услуги от пособий по безработице до пенсий. Поскольку ИДСП также вошла в коалицию, был запущен процесс объединения с ИСП. Это, а также сотрудничество с христианскими демократами спровоцировало очередной раскол. На сей раз от ИСП отделились более левые партийцы, которые позднее в большинстве примкнут к коммунистам, либо вернутся в ИСП. Впрочем, из-за конкуренции между различными фракциями внутри партии, Единая соцпартия получила меньше ожидаемых голосов на выборах и очень скоро прекратила своё существование.
Италия была и остается страной больших региональных диспропорций экономического развития. Кроме того, государство это было относительно небогатое. Экономический кризис 70-х годов привел к росту правого и левого радикализма (с.289-290), эпохе социальной нестабильности, названной «свинцовыми годами». Терроризм радикалов в те годы был обычным делом, который, впрочем, осудили все парламентские партии. Левоцентристское правительство, столкнувшееся с суровым испытанием, распалось в 1972 году.
В то же время, свержение Сальвадора Альенде в Чили и рост социальной напряженности привел итальянских коммунистов к мысли, что для долгосрочного взятия власти демократическим путём необходим союз с умеренными силами. Эту политическую линию назвали «Историческим компромиссом». Коммунисты взяли курс на сближение с христианскими демократами. В 1973 году сформировалась очередная левоцентристская коалиция (поскольку компартия стала более умеренной) христианских демократов и коммунистов. Прочие левоцентристы, в том числе и ИСП, враждебно восприняли появление на их поле новой партии (с.284-286). При коалиционном правительстве углублялись либеральные и социальные реформы (с.288-289). Введён один из самых либеральных в Европе законов об абортах, расширены экономические полномочия регионов, создана Национальная служба здравоохранения. В связи с продолжающимся экономическим и социальным кризисом правительство христианских демократов и коммунистов слабело. Альдо Моро оставался одним из немногих в партии, кто желал продолжения коалиции с коммунистами. С его смертью от рук леворадикалов коалиция развалилась.
Подводя итоги, можно заключить следующее:
1) Социал-демократы находятся на пике своей популярности и проводят прогрессивные реформы, направленные на развитие социальной сферы и увеличение роли государства в экономике путем роста государственных расходов по всем фронтам, национализации, введения новых трудовых законов и так далее.
2) В ряде стран социал-демократы сотрудничают с коммунистами и даже выступают единой коалицией на выборах, пусть и весьма непродолжительное время. Особенно примечательно их сотрудничество во Франции, которое с перерывами сохранилось до 70-х годов и привело эсдеков к власти.
Особый случай: «Скандинавский социализм»
Если социал-реформизм и имеет какие-то пределы, то вплотную к ним подошли скандинавы.
Со времён Великой депрессии социал-демократы Скандинавии заняли сильные позиции в политическом поле. Так, если брать 43-х летний период с 1936 по 1979 год, то шведские социал-демократы правили страной 40 лет, датские — 32 года, норвежские — 36 лет. Пользуясь народной поддержкой, они проводили самые смелые социальные реформы. Наиболее ярким примером служит Швеция (с.196-197). На пике своего социал-реформизма страна могла похвастаться пособиями на обучающихся детей, которые выплачивались до 18 лет, выплатой 90% от заработной платы на больничном, оплачиваемым отпуском в течение пяти недель и подобным. С 1965 по 1974 год государство построило миллион домов и квартир при населении в 8 миллионов человек. Кроме того, доля экономически активного женского населения в Швеции в частности и в Скандинавии в целом, была и остается самой высокой из всех капиталистических стран. Если брать оценку доходного неравенства, то скандинавские страны по этому показателю были сопоставимы с уровнем Советского Союза (с.70) и к концу 70-х годов даже обогнали СССР в хорошем смысле слова.
Впрочем, суть социал-реформизма проявлялась не только в впечатляющих социально-экономических достижениях. Гораздо важнее проанализировать Скандинавский социализм на примере «Экономической модели Рена-Мейндера», названной по фамилиям её разработчиков, один из которых руководил конфедерацией шведских профсоюзов (LO). Первоначально она возникла в Швеции, затем некоторые её элементы стали распространяться и в других скандинавских странах. В модели, для достижения полной занятости, низкой инфляции и высокого экономического роста, помимо прочих кейнсианских практик, существовал упор на косвенное налогообложение (с.12, 15) дополняемый социальным корпоративизмом и влиятельными профсоюзами. Если же более детально, эта модель включала в себя:
- Незыблемость частной собственности. Примечательно, что правое правительство второй половины 70-х в той же Швеции национализировало гораздо больше предприятий, чем соцдемы за всё время своего правления. Когда эсдеки снова заняли правительственный пост, то они приватизировали национализированные ранее фирмы (с.6-8). Сильные профсоюзы сами добивались от капиталистов того, что им нужно, а государство воздействовало на них лишь налогообложением, которое было одним из самых высоких в мире. Подобный подход, отвергающий право собственности в качестве главного критерия оценки «общественной пользы», получил название «Функциональный социализм». Этот подход влиял и на другие реформистские партии (с.103-108).
- Политику солидарной заработной платы. Заключалась в привязке заработных плат к показателям производительности. Идея состояла в том, чтобы одновременно сократить разрыв заработных плат в низкопроизводительных и высокопроизводительных секторах экономики, затормозить рост инфляции, а также стимулировать фирмы к внедрению инноваций (с.7). Похожая система использовалась в Норвегии (с.8). Именно такая политика привела к низкому неравенству в странах Скандинавии.
- Сильные профсоюзы. Доля рабочей силы в профсоюзах в странах Скандинавии была высочайшей во всем капиталистическом мире. Их полномочия позволяли вести коллективные переговоры с работодателями в большинстве случаев (с.3-5) без государственного вмешательства. Кроме того, в 70-е годы в Швеции Мейднер выдвинул идею создания особых фондов под управлением преимущественно членов профсоюзов, куда фирмы должны были отчислять до 20% своей прибыли. Затем фондам необходимо было расходовать деньги на выкуп акций этих фирм, таким образом превращая частные корпорации в коллективную собственность трудящихся. Похожая идея возникла и в Дании, но там дивиденды от акций шли на индивидуальные выплаты и должны были выплачиваться только 7 лет спустя. Идея вызвала ожесточенные дебаты внутри социал-демократической партии, подсуетились и правые оппоненты. Забегая вперёд, скажем, что фонды таки были созданы в несколько урезанном виде уже в 80-е годы. Впрочем, это уже совсем другая история.
- Ограничение забастовок. Заложенный в 30-е годы социальный корпоративизм сохранялся в странах Скандинавии. Объединения профсоюзов и работодателей должны были решать споры «мирно», без забастовок и локаутов. Конечно достигать компромиссов мирным путем получалось далеко не всегда (с.12), но в целом скандинавские страны отличались низкой забастовочной активностью (с.10).
Когда говорят о Скандинавской модели, то подразумевают не только низкое неравенство и развитую социальную сферу вкупе с политикой перераспределения богатств. Под «скандинавским социализмом» подразумевают также и огромное влияние профсоюзов на экономическую жизнь страны, солидарную политику заработных плат и подчиненное положение капитала в связи с профсоюзным и государственным давлением.
Развитие государства всеобщего благосостояния: 1945-1979 гг.
Первой особенностью периода «золотой эпохи капитализма» является закрепление системы современного социального государства в развитых странах мира, которая только зарождалась в предшествующие периоды. Она охватила все слои населения, вплоть до самозанятых и крестьян с батраками. Государство служит инструментом сглаживания противоречий труда и капитала и задаёт тренды социально-экономического развития через антикризисную политику, расширение социальных гарантий и государственные программы развития экономики. Второй особенностью является абсолютное господство кейнсианских рецептов экономического регулирования, которое подразумевает минимальную безработицу вкупе со сглаживанием экономических кризисов путем расширения госрасходов. Все это привело к бурному росту экономики и, одновременно, зарплат всех слоев общества, усилило социальное равенство и позволило реализовать самые смелые социальные реформы.
Рабочее время
Восьмичасовая пятидневка стала обыденностью в большинстве развитых стран мира, женщины в среднем и вовсе работали менее восьми часов на примере США (c.15, с.8). В ряде отраслей рабочий день ограничился менее чем 8 часов в день. На примере тех же Штатов это — торговля, сфера услуг, финансовая сфера и транспорт (с.4). Если в США и Канаде рабочая неделя была меньше, то в Европе большую ее длительность компенсировали внушительные социальные выплаты, отпуска и большое количество праздников. (с.9). В «Золотые десятилетия» европейцы быстро сокращали трудовую нагрузку и в конце концов приблизились к уровню США, а в дальнейшем, стали работать ещё меньше.
Борьба за демократию
Всеобщее избирательное право распространилось на все слои населения. Даже в Австралии и США при социал-демократах и социал-либералах были сняты последние ограничения по расовому происхождению. Кроме того, в это время возрастной ценз снизился до 18 лет. Западное общество стало более либеральным: право на аборт закреплено во многих развитых странах, возникла вторая волна феминизма и сексуальная революция как часть контркультурного движения второй половины 60-х-70-х годов, а на фоне разрядки международной напряженности стали расти экономические и культурные контакты Запада с социалистическим блоком.
Профсоюзы
Период «Золотого века» стал временем расцвета профсоюзов. Именно на эту эпоху пришелся апогей участия рабочих в профессиональных объединениях (с.17). Во Франции рабочие добились права избирать своих представителей в совет директоров. В 70-е годы в Великобритании профсоюзы смели два правительства. В Швеции государство передало собственность фирм под профсоюзный контроль через выкуп акций. Похожие планы осуществлялись, пусть и в куда более ограниченном масштабе в США (впрочем, на их примере известно, что такая практика далеко не всегда приводила к реальному рабочему самоуправлению, см. Глава 4). Даже в тех же Штатах, где профсоюзы были относительно слабы, они добивались удовлетворения своих требований, бастуя месяцами. Сильные переговорные позиции рабочих способствовали ощутимому росту заработных плат (с.9-10), в Европе он даже перегонял рост экономики. Кроме того, укрепление переговорных позиций рабочих позитивно сказалось на сокращении неравенства в зарплатах (с.14).
Государственные программы экономического и социального развития
Государство активно занимается социально-экономической политикой. Возникают многочисленные комитеты, ответственные за государственное планирование (с.4-6). Государство застраивает города типовым жильем, мода на которое захватила далеко не только СССР. Осуществлялись и масштабные проекты строительства дорожных магистралей, образовательных и медицинских учреждений, государство занималось электрификацией и развитием коммунальных систем. Правительство успешно проводило антикризисную кейнсианскую политику. Экономические колебания в этот период оказались наименьшими, а полную занятость удавалось поддерживать в большинстве стран Запада практически в течение всей эпохи.
Социальное законодательство
Даже правые партии в это время активно проводят социальные мероприятия. Так канадские социал-либералы внедряют и совершенствуют федеральные законы о социальных выплатах, расширяя их охват и объем. В Канаде государство долгое время (с. 57) не занималось социальными проектами напрямую, но финансировало их деятельность, например, в области здравоохранения и жилищного субсидирования. Американские республиканцы и демократы также были вынуждены развивать социальное обеспечение (с.11-13) в различных сферах, субсидировать жилищное строительство и тому подобное. Христианские демократы в Италии и Германии, Британские консерваторы, французские голлисты и другие правые проводят прогрессивные социальные реформы, направленные на защиту рабочих, частичную либерализацию общественной жизни, увеличение финансирования социальных льгот и инфраструктурных проектов. Чаще всего, основной движущей силой принятия этих законов была левая оппозиция, тогда как правые правительства больше поддерживали, чем расширяли уже существующие достижения.
Ставки подоходного и корпоративного налогообложения были одними из самых высоких за всю историю. При этом политика перераспределения работала достаточно эффективно: данная эпоха прославилась наивысшим социальным равенством за всю капиталистическую историю. Были и смелые социальные эксперименты. Австралийские лейбористы отменили плату за обучение в университетах. Похожий закон действовал в Британии, где местные власти должны были финансировать обучение студентов и предоставлять субсидии нуждающимся.
Социальные мероприятия требовали денег. Поэтому в «золотые десятилетия» быстро росла доля государственных финансов в ВВП, особенно в социальной сфере. А ведь и сама экономика тогда росла рекордными темпами. Благодаря всему этому улучшился рацион питания, и выросла продолжительность жизни на десяток-полтора лет. Пожалуй, несмотря на все нюансы, данный период капиталистической истории является самым дружелюбным к среднестатистическому трудящемуся. Потому это и зовется «золотой эпохой капитализма».
О причинах и предпосылках «Золотой эпохи»
Мы выяснили, что послевоенное двадцатилетие стало пиком левого социал-реформизма, профсоюзного влияния и расцветом государства всеобщего благосостояния. Но в чем были причины этого? Свою роль сыграли как глобальные предпосылки, так и узкоэкономические условия сложившейся эпохи.
Глобальные предпосылки «золотой эпохи»
Фундаментальной предпосылкой послужило технологическое и, как следствие, экономическое развитие стран Запада. Это связано с достижениями второй промышленной революции и возникновением государственно-монополистического капитализма в своей зрелой форме.
Вторая промышленная революция
Ещё до Второй Мировой во многих отраслях промышленности наметился серьезный прогресс. Развитие химии, электроэнергетики, появление автомобилей, самолётов, новых отраслей промышленности, конвейерного производства, ядерной энергетики — вот наиболее обобщенный список технологических достижений. Эти достижения также отображает показатель научно-технического прогресса Total Factor Productivity. Две мировые войны и Великая депрессия несколько задержали (а с другой стороны, наоборот, помогли развить и ускорить) внедрение появившихся в межвоенный период технологий. Таким образом, широкое распространение достижений промышленной революции растянулось во времени и продолжалось до 60-70-х годов двадцатого столетия. Достижения научно-технического прогресса позитивно сказались на росте производительности труда в частности и на экономической динамике в целом, заложив важнейшую предпосылку эпохи «Золотого века».
Государственно-монополистический капитализм
С появлением капитализма практически сразу возникла потребность в сглаживании его социально-экономических язв со стороны государства, что описывали еще классики марксизма. В широком смысле слова под государственным регулированием понимается не только развитие социальной сферы, но также перераспределение доходов, растущие государственные расходы, запуск государственных программ экономического развития, словом, все те вещи, о которых шла речь в предыдущей статье. Существенным образом на роль государства в экономике сказались мировые войны и Великая депрессия. В кризисной ситуации государство было вынуждено управлять экономикой едва ли не напрямую через повышенное налогообложение, командно-административное планирование, заморозку цен и введение карточной системы на потребительские товары. Первая половина 20-го века ознаменовалась переоценкой роли государства в экономике, поскольку государственное регулирование из прихоти окончательно превратилось в насущную необходимость.
При этом важным фактором успешности государственного регулирования стала монополизация капитала, поскольку более крупные игроки, контролирующие значительные объемы рынка, формируют и более стабильную экономическую среду. Когда экономическая конъюнктура зависит от небольшого числа крупных фирм, с которыми договориться куда проще, чем с сотнями и тысячами равноценных мелких, процесс урегулирования происходит гораздо быстрее. В какой-то степени Бернштейн был прав, говоря, что монополизация капитала позволит сгладить экономические кризисы. Но он не учел, что это необходимое, но не достаточное условие для их сглаживания. С возникновением же обширного государственного регулирования экономики данная система заработала. Возникла «смешанная экономика», которая представляла собой баланс рыночных и нерыночных подходов к экономическому развитию. Государственно-монополистический капитализм вступил в эпоху своего расцвета. Это способствовало повышению экономической стабильности и планомерному развитию.
Экономические и политические причины «золотой эпохи»
Расцвету социал-реформизма способствовали и более узкоэкономические и политические факторы. Это - кейнсианская революция, усиление экономической борьбы со стороны трудящихся и Холодная война.
Кейнсианская революция как обоснование социал-реформизма
В 30-е годы 20-го века возникло кейнсианство, провозгласившее необходимость государственного регулирования экономики для сглаживания кризисов и более стабильного экономического развития. Теория Джона Кейнса предоставила социал-демократам мощный аргумент в свою пользу. Новая экономическая концепция предполагала поддержание полной занятости, что в политическом смысле означало минимальную безработицу. Кроме того, кейнсианство предполагало поддержание эффективного спроса, что сочеталось с повышением платежеспособности широких масс (с.339, с.191-192). Кейнсианство прочно укрепилось в экономическом мейнстриме на протяжении почти 30 лет. Это привело к смещению социально-экономической и политической повестки к левоцентристскому, реформистскому консенсусу в большинстве развитых и развивающихся стран мира до 70-х годов.
Классовая борьба
Как известно, на стадии экономического подъема рабочие становятся более востребованы. Это объясняет парадокс, при котором экономический и социальный прогресс провоцирует рабочих устраивать все более длительные и масштабные забастовки (с.8). Рабочие знают, что их действия увенчаются успехом с высокой долей вероятности. В связи с этим происходит дальнейший рост численности профсоюзников и популярности социал-демократических партий на Западе.
Особым фактором стало вовлечение женщин в рынок труда, причем на более пристойные позиции, чем раньше. Это связано с развитием сферы услуг (с.18-19), чья доля в экономике развитых стран начинает стремительно расти. Тем самым, женщины превратились в огромный резерв рабочей силы для новой развивающейся отрасли экономики. Этот процесс активно продолжался вплоть до конца XX-го столетия, что также способствовало экономическому росту.
Холодная война
После Второй мировой войны коммунисты в целом и СССР в частности подняли свой авторитет в качестве победителей фашизма. Советский Союз стал сверхдержавой, возник социалистический лагерь, компартии обрели серьезное влияние в европейских странах вроде Франции, Италии, Греции. Учитывая, что коммунисты в своей аргументации козыряли социальными язвами капитализма, уровень жизни широких масс также был одним из фронтов идеологической войны капитализма и социализма (с.337-338), что вынуждало элиты идти на уступки рабочему классу.
Более важным следствием Холодной войны стало возникновение международных организаций вроде Международного валютного фонда и Всемирного банка. Через них осуществлялись программы кредитования, помощь в погашении долгов, поддержка сложившейся Бреттон-Вудской системы с долларом в качестве резервной валюты. Данная система предполагала поддержание стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару, что требовало жесткого регулирования потоков капитала из страны в страну. Всё это закрепило активную роль государства в экономике и на арене международных валютных операций, что укрепляло мировую финансовую стабильность. Бреттон-Вудская система просуществовала недолго, но внесла свой вклад в стабилизацию мировой экономики. В то же время американская помощь восстановления Европы в рамках «Плана Маршалла» также способствовала экономическому росту этих государств.
Идейная эволюция социал-демократии как следствие «Золотой эпохи» и феномен «новых левых»
Вторая Мировая война привела к ликвидации Второго Интернационала как объединения социалистических реформистских партий. Восстал из пепла он только в 1951 году и отныне назывался Социалистическим интернационалом. Главным программным документом организации стала Франкфуртская декларация. Декларация провозгласила ряд важных идейных отличий социал-демократов от коммунистов:
- Социал-демократы записали коммунистов в одних из своих главных противников (наряду с хищническим капитализмом). По мнению эсдеков, коммунисты построили в своей стране диктаторский империалистический режим и угрожают демократии и свободе во всем мире, прикрываясь идеалами социализма.
- Социал-демократы провозгласили отсутствие единого идеологического обоснования собственной политики. Это привело не только к отдалению от коммунистов в политическом плане, но и к восприятию социализма в качестве этически желательного, а не исторически необходимого социального строя.
- Социал-демократы отказались от национализации всей экономики, воспринимая социалистический идеал в качестве социально-ориентированной рыночной экономики с активной ролью государства для сглаживания негативных эффектов рынка.
Декларация стала качественным переходом в идейной эволюции социал-демократии. Теперь критика советского социализма была закреплена в главном программном документе международного объединения социал-демократических партий, подразумевая, что партии Социнтерна должны быть солидарны с этими пунктами. Кроме того, если раньше этическое восприятие социализма как социально-ориентированной рыночной экономики с развитыми демократическими институтами и активной ролью государства провозглашали только скандинавские эсдеки, то теперь такой подход доминирует среди подавляющего большинства социал-демократических партий мира.
Проблема состояла в том, что от марксистских положений, десятилетиями существовавших в социал-демократических партийных программах, нельзя было отказаться за пару лет. Однако тезисы Франкфуртской декларации все же постепенно проникали в официальные партийные заявления и политическую практику соцдемов. Например, в Голландии (с.26), где эсдеки заявили об огромном вкладе христианской этики в социалистическую мысль. Или же в ФРГ (с.220-221), где уже в 1953 году шли острые дискуссии в партии относительно идейного обновления в отношении к марксизму, экономике, религии.
Как мы видели выше, на рубеже 40-50-х годов между коммунистами и социал-демократами происходит очередной разлад после краткосрочной оттепели времен народных фронтов и войны. Доклад «о культе личности» Никиты Хрущева и подавление восстания в Венгрии в 1956 году дополнительно ударили не только по репутации СССР, но и многих зарубежных коммунистов, наиболее просоветских из которых стали презрительно называть «tankie». Эти тенденции ускорили переход социал-демократов на реформистские и антисоветские позиции. На рубеже 50-60-х годов большинство европейских (и не только) социал-демократических партий привели свои партийные программы в соответствие с Франкфуртской декларацией (с.2, с.3, с.340-342, с.199). Это видно на примере пунктов Годесбергской программы СДПГ 1959 года:
Демократический социализм, который в Европе глубоко уходит корнями в христианскую этику, гуманизм и классическую философию, не желает провозглашать никаких конечных истин…
***
Коммунисты радикально подавляют свободу. Они совершают насилие над правами человека, над правом личности и народов на самоопределение. Против их аппарата власти ныне ширятся выступления людей и в странах, управляемых коммунистами…
Социал-демократы продолжали следовать той же логике, которой они следовали и раньше, подстраиваясь под общественные настроения в интересах увеличения своей электоральной базы. Немецкие социал-демократы объявили свою партию левой «народной» партией, представляющей интересы наемных работников из различных слоев общества (с.30). И хотя это в очередной раз стоило им идеологической ревизии, они добились желаемого и увеличили долю голосов на выборах, в отличие от более радикальных и бескомпромиссных коммунистов. На их примере мы видим, что социал-реформисты пришли к власти во многих европейских странах в середине-конце 60-х после долгого перерыва 50-х годов.
Однако риторика смягчилась не только у эсдеков, но и у коммунистов. В попытке реабилитироваться в глазах избирателей, они обратились к еврокоммунизму. Еврокоммунизм заключался в критическом отношении к советскому опыту построения социализма, упором на парламентскую борьбу и постепенным, а не революционным построением социализма. Тем самым коммунисты фактически перешли на позиции правого крыла социал-демократии начала XX-го века. Впрочем, они не смогли выдавить эсдеков с позиции ведущих социал-реформистов.
Социал-демократическая ревизия вызвала недовольство более молодых «левацких» элементов, которые концентрировались преимущественно в молодежных партийных организациях. Подобные конфликты возникали во многих странах Европы. Дискредитация как советского социализма так и «конъюнктурных» социал-демократов, ставших частью «буржуазной демократии», заставила студентов-леваков искать новые идеалы (с.358-359). Так и возникли «новые левые», противопоставляющие себя «капиталистическому обществу» и «бюрократическому социализму» с опорой на труды западных неомарксистов вроде Маркузе, Дебора и прочих адептов франкфуртской школы, ситуационизма, троцкизма, анархизма и даже маоизма. Как ни странно, но студенческое протестное движение охватило многие страны мира в конце 60-х годов практически одновременно, оставив довольно яркий след в культуре, но крайне незначительный - в политике.
Социал-демократы отреагировали на протесты преимущественно негативно, за редкими исключениями, как в Швеции (с.9-11). Эсдеки воспринимали студенческие протесты либо как опасное движение анархистов, либо как бессмысленный и беспощадный бунт молодежи, которой необходимо просто стравить пар. В ряде стран были запрещены некоторые студенческие левые организации, полиция разгоняла особо ретивых демонстрантов (Франция), а также был принят закон о чрезвычайных полномочиях (Германия). В Италии левые и правые радикалы устраивали драки с полицией, в которых счет раненым переваливал за несколько сотен человек. Впрочем, отсутствие выверенной идеологической, политической и организационной линии сыграло свою роль, и студенческие протесты очень быстро пошли на спад, просуществовав около двух лет.
Таким образом, после Второй Мировой войны социал-демократы окончательно отказались от марксистского понимания социализма, эксплуатации и прибавочной стоимости. Тем самым они отбросили идейное наследие коммунистов, и партии эсдеков окончательно встроились в существующую на Западе политическую систему. Социал-демократы с их реформизмом достигли в это время апогея популярности. Коммунисты же, напротив, потеряли влияние в большинстве стран Запада и за редкими исключениями оказались на последних ролях. Эту тенденцию они пытались переломить с помощью упора на парламентскую борьбу и критику СССР в рамках еврокоммунизма, но не смогли выдавить эсдеков с позиции ведущих социал-реформистов. Леворадикальная молодежь, разочарованная практикой советского социализма и социал-демократического реформизма, стала искать новые политические ориентиры и нашла их в западном неомарксизме, маоизме и анархизме. Впрочем, она не привела к преобразованию западных обществ по желаемому ими образцу и лишь укрепила позиции социал-демократов.
Итоги
Итак, в течение описываемого периода социал-демократы находились на пике своего влияния и стали основной политической силой во многих развитых странах мира. Если же говорить конкретнее, то:
1) Совокупность факторов сформировала социал-реформистский консенсус в развитых странах мира: Это окончательное оформление государственно-монополистического капитализма с возросшей ролью государства, доминирование кейнсианского подхода в экономике и социально-экономическая конкуренция с соцблоком. Кроме того, сложившаяся система международных финансов позволяла эффективно регулировать потоки капитала, дополнительно обеспечивая финансовую стабильность.
2) Успех социал-демократии заключался не только в её собственных реформах, но и в том, что она вынуждала своих оппонентов проводить аналогичные меры. Своими реформами эсдеки не только увеличивали собственный политический капитал и набирали популярность у населения, но и подталкивали влево более консервативные силы.
3) Социал-демократы практически повсеместно отказались от марксистских программ и осудили коммунистическое движение вместе с социалистическими странами. В их понимании социализм стал социально-ориентированной рыночной экономикой с развитыми демократическими институтами. Эта ревизия следовала за реформистскими настроениями масс в развитых странах и позволила эсдекам закрепиться у власти. В этот период социал-демократы окончательно стали частью политического истеблишмента стран Запада, утратив даже формальные остатки революционной риторики. Это вызвало критику со стороны «новых левых» в лице более радикальных леваков, но их движение иссякло довольно быстро ввиду отсутствия позитивных и конкретных программ преобразования общества.
4) «Золотая эпоха капитализма» стала периодом наиболее значительного социально-экономического и технического прогресса не только в странах Запада, но и во всем мире, которая улучшила жизнь десятков и сотен миллионов людей на планете.
Сложившийся порядок вещей серьезным образом пошатнул кризис 70-х годов, который толкнул мировую экономику на путь неолиберализма. О том, как это сказалось на социал-демократах, расскажет следующая часть. Оставайтесь с нами.
Автор: Федор Яковлев.