Быстро выходя из ателье, он едва не сбил с ног юную девушку, направлявшуюся к портнихе. Уистлер что-то пробормотал и, извинившись, взглянул на незнакомку. В тот же миг ему показалось, что все громы и молнии разом ударили в него. Она была прекрасна. В рыжеволосой красавице сочетались невинность и порок, скромность и страсть, нежность и дерзость.
Вероятно, если бы он был обыкновенным человеком, ничего этого не заметил бы, но Уистлер являлся художником, а потому подмечал то, чего не могли видеть окружающие. Тогда он не знал, что встретил Джоанну Хиффернан – счастье и проклятие его жизни. Что же известно о ней – женщине, сводившей с ума живописцев и неизменно остававшейся вечной музой многих из них?
Горькая участь
Женщина, которая спустя несколько десятилетий будет смотреть на зрителей с полотен известных мастеров, родилась в неблагополучном семействе. Отец Джоанны страдал алкоголизмом, постоянно изводил её мать и устраивал скандалы. Девочка росла в, мягко говоря, нездоровой обстановке. Ни о хорошем образовании, ни об успешном будущем Джоанне Хиффернан мечтать не приходилось. Она надеялась лишь, что когда-нибудь её жизнь изменится, и в ней не будет ненавистного родителя-пьяницы.
Но судьба обошлась сурово с юной ирландкой. В подростковом возрасте девушка потеряла мать, оставшись без средств к существованию. Что она могла поделать? По сути, перед Джоанной открывались два пути – в бордель или, учитывая приятную внешность девушки, – в натурщицы. Впрочем, светская публика особой разницы в этих занятиях не видела.
Судьбоносная встреча
На счастье, Джоанну повстречал живописец Джеймс Уистлер. Встреча была совершенно случайной – молодые люди столкнулись у ателье, причём уже тогда художник был поражён внешностью Джоанны. Она действительно была чертовски хороша собой. Рыжие волосы, молочно-белая кожа, выразительные глаза, в которых выражались желание любви и страдание. Уистлер тут же предложил девушке стать его натурщицей, и она согласилась. Это был прекрасный вариант приобрести хотя бы немного денег.
В скором времени отношения Уистлера и Хиффернан вышли за пределы профессионального сотрудничества. Восторг художника явно льстил девушке, которая ответила взаимностью на пылкие чувства мастера. В 1862 году живописец создал картину «Симфония в белом №1. Девушка в белом», где изобразил Джоанну. Примечательной деталью считается лилия в руке нашей героини. Как полагают искусствоведы, этот цветок символизирует утраченную невинность. Сам же Уистлер всё больше влюблялся в свою натурщицу и музу. В письме одному из своих приятелей он писал:
«…у неё прекраснейшие волосы из тех, что ты когда-либо видел! Рыжие, не золотистые или медные – как венецианка в моих мечтах!»
Но если для живописца Джоанна была воплощением мечты, то его родные едва ли разделяли восторг Уистлера. Мать художника и его близкие были недовольны «порочной» связью Джеймса с Джоанной – в их глазах она была обыкновенной проституткой. Однако Уистлер не желал слушать никаких доводов. Но почему же в скором времени он сам разорвал отношения с Хиффернан? И что ждало покинутую натурщицу? Об этом вы узнаете суть ниже.
Богиня или "падшая женщина"?
«Огненная Джо» – именно так он называл её, свою земную богиню и вдохновительницу. Художник Джеймс Уистлер действительно боготворил Джоанну Хиффернан, считая её воплощением совершенства, красоты и грации. Его родные считали девушку легкомысленной и продажной, но он не желал их слушать, заявляя, что скорее порвёт все отношения с семьёй, нежели с Джоанной.
Во время приездов матери Уистлера Джоанне приходилось на время покидать дом живописца, где она жила, чтобы не терпеть презрительные взгляды и открытое пренебрежение. Но он с удовольствием знакомил её с друзьями и коллегами, не догадываясь, что в скором времени сам выступит инициатором разрыва.
Конфликтовать из-за красавицы Джо художнику приходилось и со своими коллегами. Так, к примеру, однажды он даже подрался с Альфонсом Легро, который позволил себе оскорбительные высказывания в адрес Хиффернан. А вот другой приятель Уистлера, Густав Курбе, разделял восторг живописца. С ним Уистлер познакомил Джоанну в 1865 году.
Обворожительная рыжеволосая женщина впечатлила Курбе настолько, что тот пожелал написать несколько её портретов. Уистлер не имел ничего против, но в скором времени узнал, что Хиффернан позировала Курбе обнажённой для его полотна «Спящие». Решив, что возлюбленная изменила ему с товарищем, Уистлер заявил ей, что их роман окончен.
Жизнь после Уистлера
Перестав быть земной богиней Уистлера, Джоанна некоторое время поддерживала отношения с Курбе, позируя для разных, причём весьма неоднозначных полотен. Вот только уже тогда Хиффернан понимала, что такого величия, какое имела при Уистлере, уже не сможет достигнуть с новым покровителем. Да и сам Курбе явно не так восхищался красавицей, как его предшественник.
Спустя несколько лет женщина отправилась в Лондон, где жила с незаконнорожденным сыном Уистлера Джоном. Была ли она матерью этого мальчика, сказать сложно. Поскольку следы самого Джона тоже теряются, можно предположить, что его и вовсе не существовало, а сын живописца был лишь вымышленным предлогом для переезда. О самой Джоанне тоже известно крайне мало. Она нередко продавала предметы искусства и старинные вещи, вероятно, очень нуждаясь в средствах.
В день похорон Уистлера у его гроба знакомые художника увидели стройную рыжеволосую женщину. Она более часа стояла рядом с покойным и тихо плакала. Это был последний раз, когда видели Джоанну Хиффернан. Что случилось с ней дальше, неизвестно. Вероятно, муза потеряла всякий смысл в жизни после смерти своего мастера.
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))