Знаете, если подойти к вопросу аллегорически, то вполне можно рассматривать наши сегодняшние взгляды на птиц и животных в какой-то степени равнозначными взглядам наших далеких предков. А в какой-то степени они, возможно, даже больше знали о животном мире, чем мы с вами. Почему? Да потому что мы закопали наши теоретические знания в энциклопедии, а практическими не пользуемся. И кроме воробья, голубя и чайки птиц, по большому счету, даже определить по названию не сумеем.
Зато наши бабушки и дедушки, не зная, кто относится к семейству соколиных, а кто к серпоклювым, могли приметить за пернатыми такое, что мы теперь эту информацию не иначе как сказку воспринимаем.
Например, птиц связывали с миром мертвых. Не всех, конечно. но большинство. Существовал в поверьях так называемый Вырей или Ирей.
Вырей или Ирей в восточнославянской и восточнопольской мифологии древнее название рая и райского мирового дерева
Так вот, все перелетные птицы по убеждению народа, улетали не в конкретные теплые края, а в это райское местечко, чтобы переждать там жуткие холода.
В южной Сербии недобрым знаком считался прилет мифической птицы свирац. Обликом своим птица напоминала ребенка, но обладала душой некрещенного младенца. Прилетала она ночью и заранее возвещала о появлении неприятным свистом, от которого заболевали и умирали младенцы.
В России с большим уважением и трепетом относились к кукушкам и воронам. Эти птицы часто становились героями песенного фольклора. К кукушке обращалась невеста-сирота. с просьбой передать весточку матери. Ворона просили об ограждении о скорой смерти на поле боя или от тяжкой болезни.
Чёрный ворон, что ты вьёшься,
Над моею головой!
Ты добычи не дoбьёшься,
Чёрный ворон, я - не твой...
Полети в родну сторонку,
где у маменьки был мал,
И скажи ей потихоньку,
Что за Родину я пал.
«Чёрный ворон» — народная переработка стихотворения-песни унтер-офицера Невского пехотного полка Николая Верёвкина «Под ракитою зелёной», впервые опубликованного газетой «Русский инвалид» 8 сентября 1831 года.
А вот воробьев не жаловали у нас. Считалось, что эти птицы дьявольские помощники. Бытовало поверье, по которому каждую осень черт пересчитывал воробьев. Кого посчитает - тот здесь останется, кого пропустит - тот и улетит в вырей.
При том птиц использовали в бытовой обрядности. Так. к примеру, корыто для кормления свиней изготавливали из того дерева, на котором было свито добротное гнездо большой птицы. При соблюдении данного обряда свиньи росли быстро и достигали крупного размера.
Отношение к птицам было трепетным во время посевов. В этот день некоторые народы даже ложку не использовали. Считалось, что столовый прибор напоминает птичий клюв. Применяя ложку за обедом, вы накликаете беду на урожай и птицы непременно отомстят, выклевав из земли посадки.
Заодно, с той же целью, запрещалось открывать рот во время посева - здороваться. разговаривать, есть пищу. А в Закарпатье в рот брали немного земли, чтобы "птицы зерно не пили".
Интересный обряд дошел из Сербии. Во время праздничного рождественского обеда нужно было съесть уникальное, на мой взгляд, блюдо - воробья. запечённого внутри поросенка, в домашней птице или в ягненке. Причина такого поступка - желание обладать быстротой и юркостью воробья.
Главным образом почитали петуха. Во Владимирской области были убеждены, что петух награжден ангельским чином и поэтому нечистая сила просто не может к нему подступиться. Отсюда огромное количество обрядов по защите своего жилища и домочадцев. связанных с петухом.
И не от петуха ли пошла магическая сила жар-птицы - мифической птицы, которая помогает добрым и наказывает злых?
Таким образом, только при беглом рассмотрении становится ясно, что птицы имели градацию на положительных и отрицательных. Вероятно, связано это было с особенностями поведения того или иного представителя пернатого семейства. Продолжим изучать эту тему позднее.
А вы пока напишите, что вы знаете о традициях, обрядах и легендах, связанных с птицами.