Найти в Дзене
Телепорт.History

"Пошли под елку" или как 1 января русские стали европейцами

В замечательном фильме «Иван Васильевич меняет профессию» царь Иван Грозный во время допроса называет милиционерам год рождения "тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова", но это неправильно в двух смыслах.

Во-первых, потому, что родился он в 1530 году. В 1533-м стал великим князем.

Во-вторых, царь должен был назвать 7038 год от Сотворения Мира.

20 декабря (по старому стилю, по новому это 30 декабря) 7207 года царь Пётр I издал указ, в котором, ссылаясь на опыт европейских православных народов (включая «Его Великого Государя подданных Черкас», т.е. – украинцев), милостиво повелеть соизволил:

"все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года".

Таким образом празднование Нового года было перенесено с 1 сентября на 1 января, введены новые обычаи празднования, а также сменён календарь. Всё это привело к многообразным последствиям практического и исторического характера.

-2

Прежде всего, летоисчисление и календарь были подогнаны под актуальный на тот момент «европейский стандарт», что позволяло избежать ненужных трений в работе с европейскими партнёрами. Ранее расхождение календарей особенно не мешало дипломатической и торговой практике (тем более, что в Европе систему от Сотворения Мира отлично знали), но в результате петровских реформ произошёл мощный количественный и качественный рывок в отношениях с европейскими странами и расхождение календаря стало уже проблемой.

Смена календаря, наряду с, например, бритьём бород, была одним из шагов, позволявших Петру выковать из русских новую, «европейскую» нацию. Понятно, русские остались русскими, но определённые последствия, как позитивные, так и негативные, реформы всё же имели.

Историкам же смена календаря создала некоторые трудности, поскольку даты в документах приходилось пересчитывать даты на другую систему, да ещё и с четырёхмесячным смещением. Но это ладно – не самая сложная проблема в исторической науке. Гораздо хуже то, что почве приблизительного полузнания появилось множество альтернативно одарённых «историков» и периодически приходится сталкиваться с персонажами, которые визжат, что Пётр I уничтожил «истинно славянский календарь Древней Руси» и обнулил 5,5 тысяч лет русской истории.

Ну что тут сказать? Пресловутый «истинно славянский календарь Древней Руси» завёз из Константинополя (точнее – из Корсуня, но не суть) Св. Владимир Креститель, равно как и традицию праздновать Новый год 1 сентября. Каким календарём пользовались славяне до Владимира мы не знаем (летописание – чисто христианская традиция, к моменту начала деятельности Нестора Летописца новый календарь уже закрепился среди образованной части древнерусского общества), но знаем, что Новый год праздновали примерно в день весеннего равноденствия, т.е. во второй половине марта. Эта традиция сохранилась и в христианские времена. Её отдалённым отголоском является празднование 8 марта.

-3

P.S.: Среди прочего Пётр приказал украшать жилище хвойными ветвями. Этот обычай, что называется, «не зашёл» – новогодние ёлки вышли из употребления во второй четверти XVIII века и были восстановлены в правах только во второй половине XIX-го.

Исключение было одно – традиция сохранилась в питейных заведениях, где хвойные деревья (не ветки) ставили в Новом году и меняли… раз в год (вы думали это анекдот?) Отсюда иносказание «пойти под ёлку» – синоним «сообразить на троих».

Автор: Василий Стоякин