Найти в Дзене
KIDS+

«Мой мир рушится!»: я боюсь прививок, но начала сомневаться в своей позиции

Оглавление

Мне часто пишут родители – ведь я веду блог о прививках. Например, недавно много общалась по поводу кори. Одни родители возмущались: «Это мрак, что корью до сих пор болеют!». Другие, наоборот, злорадствовали: «Болеют – значит не работают ваши прививки». Честно говоря, из года в год одно и то же: мне уже надоело обсуждать эту болезнь! Однако на прошлой неделе общалась с двумя мамами, придерживающихся противоположных взглядов на вакцинацию, и хочу поделиться этими историями,. Они наглядно показывают, насколько важно действительно нести ответственность за здоровье детей, а не просто плыть по течению.

Источник фото:
Источник фото:

История первая: не прививаю ребенка, но волнуюсь

Моя читательница Елена боится вакцин: «Я давно слежу за вашим блогом, хотя не прививаю своего ребенка. Мы с мужем рассудили, что от всего защититься невозможно, а опасные болезни – редкость. По нашим оценкам выходило, что риски минимальны.

Правда, это было пять лет назад, когда обстановка с болезнями была довольно спокойной. А сейчас, после пандемии и постоянного кошмаренья корью, когда без прививок стало сложнее жить (есть сложности в спортивных секциях), я начала сомневаться: правильный ли выбор мы сделали? Так уж не нужны прививки?

Когда я общалась с мамами, не прививающими своих детей, мне рассказывали про богатырское здоровье у тех, кого не вакцинировали. Но у моего ребенка нет ничего подобного! Я полностью разочаровалась в этой стратегии. Он все равно много болеет, и я уже устала сидеть с ним дома. Из-за этого не могу устроиться на работу: только собралась на собеседование – он заразился ветрянкой!

И тут, как на зло, вы, Анна, пишите, что в группе у вашей привитой от ветрянки дочери карантин, и она не заболела. Мне стало очень обидно! Да и врач подливает масла в огонь: «У вас было бы меньше проблем, если б вы привили хотя бы пневмококк».

Пока держусь мыслями о том, что после болезни получаешь иммунитет на всю жизнь, но вы пишите о повторных случаях ветрянки. Мой мир рушится! А корь? Сталкиваться с ней мне совсем не хочется. Моя мама болела этой болезнью – ничего хорошего о ней не вспоминает.

При этом идти на прививку я тоже не хочу: не доверяю ни врачам, ни тем более фармпроизводителям. Меня очень смущает состав вакцин: зачем туда добавляют ртуть [имеется в виду соединение этилртуть или тиомерсал – прим. автора] или фенол? Они что, с ума посходили?! Как я могу согласиться на такое?»

Справка: насколько страшны вакцины

Довольно подробно об их составе на примере вакцины против гепатита В я писала в своем телеграм-канале «С медицинского на русский». Если вас интересует эта тема, почитайте. Здесь же разберу только самые распространенные родительские страхи: фенол и этилртуть.

Фенол

В вакцинах он обычно не содержится, но входит в состав пробы Манту и Диаскинтеста. В кожных тестах его используют в качестве антисептика, чтобы исключить септические осложнения внутрикожной инъекции. Содержание фенола в них крайне мало: 250 мкг (Диаскинтест) и 275 мкг (Манту) на 0,1 мл. При этом его токсичность начинается с количества в 70 мг/кг. Это значительно превышает его содержание в кожных тестах!

В организме фенол не накапливается. Он выводится вместе с мочой (время полувыведения: около 14 часов). Но самое важное состоит в том, что он ежедневно образуется в организме в результате жизнедеятельности бактерий. Вместе с мочой взрослый человек выделяет до 160 мг* фенола в сутки (это в 640 раз превышает дозу, получаемую ребенком при введении
пробы Манту).
Международные агентства по исследованию рака и охране окружающей среды (IARC и EPA) не относят фенол к канцерогенам и не считают его генотоксичным (источник).

Тиомерсал (он же мертиолят, тимеросал)

Это не ртуть! Антипрививочники намерено используют это слово, чтобы запугать родителей. Тиомерсал является этилртутью, а не тем жидким металлом, который мы представляем при слове «ртуть». Это соль ртути, у которой другие свойства.

Она является антисептиком, который применяется в медицине более 70 лет. В вакцинах (а используется она далеко не во всех) ее содержание в 200 раз меньше максимально переносимой концентрации (0,1 мкг/мл для человеческих клеток in vitro). Этилртуть не накапливается в организме, а выводится при помощи ЖКТ: время полувыведения – 3,7 суток, полное выведение – через месяц после прививки (источник).

Важно для всех, кто боится «ртути»: в плане отравления и реальных последствий для здоровья опасны не вакцины, а морепродукты, содержащие метилртуть. Метилртуть накапливается в организме и вызывать болезнь Минамата. Ее токсичность превышает токсичность самой ртути.

История вторая: почему дети умирают от кори?

А это письмо другой читательницы: «Сейчас наблюдаю за корью в Азербайджане. Интересно было бы почитать статью на эту тему. Не могу понять, почему там скончался уже седьмой ребенок* (некоторые умирают по дороге в больницу)... Что не так?

Сильно беспокоит, что в Азербайджане умирают школьники. Корь активно "пошла" в школы. Но вроде обычно более подвержены опасности летальных исходов дети до 5 лет.

Меня волнует эта ситуация, так как мой ребенок уже подросток. По моим ощущениям процент непривитых в нашей стране с каждым годом становится только выше, а это значит, что есть риск заболеть этими болезнями в будущем. Мы хоть и привитые, но я все равно волнуюсь».

Справка: корь в Азербайджане

Если верить данным, озвученным в СМИ, в этой стране произошло около 300 случаев кори (не менее 80% среди непривитых, также болеют привитые одной дозой: при неполном курсе вакцинации есть приблизительно 10% риск заражения, поэтому важно, чтобы к саду ребенок был привит двумя дозами, что в России сделать довольно сложно, так как календарь требует делать вторую прививку не ранее 6 лет). В основном болеют дети до 14 лет. Восемь смертей пусть даже на 500 или на 700 случаев (я уверена, что в статистку попадают не все зараженные) – это очень много (1,6%, если брать 500 случаев).

Все смертельные исходы произошли в семьях из сел. Это важно, так как в Азербайджане высок уровень безграмотности в отношении собственного здоровья. Там в больших городах детей могут лечить... керосином, что уж говорить о селах! Даже по российским меркам – это мрак. Уровень медицины и квалификация азербайджанских врачей невысоки. Поэтому госпитализация там вряд ли является значительным снижением риска смерти.

Что касается кори, то эта болезнь опасна как для детей (в том числе маленьких) и подростков, так и для взрослых. Нет ничего удивительного в том, что в Азербайджане от кори умирают не только младенцы и дети по пяти лет (так как заболеваемость среди взрослых невысока – менее 15%, – не удивительно, что в этой возрастной группе умерших пока не было).

Впрочем, сейчас количество заболевших начинает уменьшаться. Нет, не благодаря тому, что переболевшие получили пожизненный иммунитет – началась кампания по вакцинации.

«Сейчас выявляется меньше новых случаев заражения, что связано с активной кампанией по вакцинации, – прокомментировала ситуацию заместитель директора Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Афаг Алиева. – В школах составляются списки непривитых учащихся и этих детей затем приглашают в поликлиники на вакцинацию».

Пожалуйста, не забывайте ставить лайки и подпишитесь на канал, если еще не подписаны.

Автор текста: Анна Ремиш. Текст запрещен к копированию.
На канале ведется модерация комментариев.

Сноска:
*Будьте внимательны: в кожных пробах содержатся микрограммы (мкг – миллионная доля грамма), а в организме – миллиграммы (мг).
**18 декабря скончался
еще один ребенок.