Найти тему
Друг Истории

Сериал “Великая. Золотой век”. Мистификация, имена, образы и вымыслы

Оглавление

Мистификация является важной составляющей исторических сериалов. В качестве художественной интриги она закладывается в видение режиссера, в концепцию того, как надо преподносить Историю зрителю. Сергей Гинзбург обращается к художественной мистификации в сериале “Великая. Золотой век”.

Елизавета Боярская в новом сериале
Елизавета Боярская в новом сериале

Наше время изо всех сил славит Екатерину Великую. Не успела почить в бозе "Екатерина. Фавориты" в исполнении Марины Александровой, как на экране упрочилась Екатерина II в исполнении Елизаветы Боярской. Обе дамы имеют хороший бэкграунд, но, пардон, у актрис мало внешнего сходства с императрицей XVIII века. Тем не менее для выбора режиссеров имеют значение разные аспекты. Так, в Фаворитах упор делается на личные отношения государыни с любовниками, поэтому там героиня более нежна, мягка. Напротив, в “Золотом веке” мы видим Екатерину в образе чуть ли не директора советской фабрики. В жёстком характере главной начальницы видны традиции если не воспитания, то реплик директора химкомбината Кати Тихомировой из фильма “Москва слезам не верит”. И это не гипербола. Известно, что государыня вставала в 5 утра и работала по 15 часов в день, так что доля истины здесь есть.

Антон Хабаров в роли Григория Орлова. Екатерине очень нравилось его участие в театральных постановках
Антон Хабаров в роли Григория Орлова. Екатерине очень нравилось его участие в театральных постановках

Первичного шока зрителю от провокации новыми исполнителями "осветительных" ролей никак не избежать. С первых минут на экране рядом с Боярской появляется русский Казанова - Антон Хабаров, играющий Григория Орлова. Григорий Орлов окончил, между прочим, Шляхетский корпус, знал французский и немецкий языки, тем не менее Антону Хабарову, у которого “интеллект написан на лице”, трудновато всех убедить, что он точно в образе Григория Орлова, а не плута. Уж очень комично почти всё у него получается.

В сериале "Казанова" Антон Хабаров сыграл блестяще брачного афериста. Поневоле возникает эффект дежа вю в сериале Великая. Золотой Век. Впрочем, и граф Орлов любил женщин
В сериале "Казанова" Антон Хабаров сыграл блестяще брачного афериста. Поневоле возникает эффект дежа вю в сериале Великая. Золотой Век. Впрочем, и граф Орлов любил женщин
Григорий Орлов. Портрет работы Ф. Рокотова, 1762-1763 гг.
Григорий Орлов. Портрет работы Ф. Рокотова, 1762-1763 гг.

Судьба любовника такой серьезной женщины как Боярская, т.е. Екатерина, предрешена. Орлова сменит серьезный Потемкин, взятый для контраста будто из деревенской драмы - в исполнении Алексея Морозова, имеющий, впрочем, небольшое сходство с некоторыми портретами светлейшего князя. Пошутив вдоволь, от лирики давайте перейдем к историческим рамкам картины.

Эхо "революции"

Действие сериала начинается весной 1763г. в Москве, и вскоре мы слышим о волнениях в столице Петербурге, о большой опасности для Екатерины. Что за волнения, почему они начались – это загадка. Зато в Петербурге летом 1763 г. Екатерину встречает сам Александр Суворов, полковник Астраханского полка.

Ваше Величество, полковник Астраханского полка Суворов. В роли Суворова Михаил Шеломенцев. Из биографии полководца известно, что он познакомился с Екатериной в 1762, в сериале знакомство отодвинули на 10 месяцев.
Ваше Величество, полковник Астраханского полка Суворов. В роли Суворова Михаил Шеломенцев. Из биографии полководца известно, что он познакомился с Екатериной в 1762, в сериале знакомство отодвинули на 10 месяцев.

Полковник докладывает, что он подавил малый бунт в столице и отменил торжественные гуляния в честь возвращения Её Величества. В апреле 1763г. Суворов, правда, получил назначение в Суздальский полк, но здесь это не столь важно. Командовать Астраханским полком Суворову государыня поручила в 1762г. Принципиальный вопрос в ином. В Петербурге не было горных заводов, работный люд бастовал тогда на Урале. В 1762-1763гг. в столицах шалили лихие люди, но грабежи происходили по ночам. Причем здесь бунт? Что-то зрителю здесь не договаривают (об этом в след.очерке). Между тем торжественный въезд Екатерины в Петербург всё-таки состоялся 28 июня 1763 в честь годовщины её вступления на престол, или переворота, или революции, как тогда иногда говорили.

Гроза “ненастоящей” революции активно используют в кино для того, чтобы лучше продемонстрировать идею масонского заговора против молодой государыни. На фоне волнений, недовольства воспитатель цесаревича Павла, масон Никита Панин в кино оказывается иностранным агентом, проводником западных влияний. По России свободно шныряет под видом астронома шпион д’Отрош, который вступает в связи со здешними масонами и дает им задания от некого международного центра Зла. Задумано прекрасно. По России, - Сибири действительно путешествовал астроном, аббат д’ Отрош (1728-1769). Француз даже написал книгу – “Вояж по Сибири, сделанный по заказу короля в 1761г…”

Жан Шапп Д'Отрош. Википедия. В 1770г. вышла книга-опровержение под названием «Антидот» («Противоядие»), имевшая подзаголовок «Разбор дурной, но великолепно напечатанной книги под заглавием „Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761…“».
Жан Шапп Д'Отрош. Википедия. В 1770г. вышла книга-опровержение под названием «Антидот» («Противоядие»), имевшая подзаголовок «Разбор дурной, но великолепно напечатанной книги под заглавием „Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761…“».

Эта книга Екатерине не понравилась, но это не меняет того обстоятельства, что в 1762-63гг. и далее Д'Отроша в России уже не было. Впрочем, от М.В.Ломоносова мы знаем, что даже канцлер М.И.Воронцов в 1761г. интересовался телескопом и результатами наблюдения за прохождением Венеры по солнечному диску французского астронома Ж. Шаппа Д'Отроша. Поэтому можно сказать, что Венера вдохновила сценаристов, и они включили мудрого канцлера в число и масонов, и заговорщиков.

Екатерина в кругу приближенных масонов-заговорщиков. Слева Никита Патина - Павел Ворожцов, слева канцлер Михаил Воронцов - Василий Реутов.
Екатерина в кругу приближенных масонов-заговорщиков. Слева Никита Патина - Павел Ворожцов, слева канцлер Михаил Воронцов - Василий Реутов.

В сериале Отрош берет себе ещё и псевдоним – астронома Жозефа Делиля (1688-1768). Последний работал в России в 1725-1747г. Странно, что в кино не использовали имя европейского масона Штарка, жившего в Петербурге в 1763-1765гг. Для сюжета потребовался неуловимый вояжер.

Столич (Дмитрий Пчела) Отрошу на французском: "Ваши документы, пожалуйста!" Отрош (Пьер Бурель): "Мои документы? Одну минуту!" Стреляет. Интрига в сериале, что некий шпион прибывает под разными именами - основное д'Отрош
Столич (Дмитрий Пчела) Отрошу на французском: "Ваши документы, пожалуйста!" Отрош (Пьер Бурель): "Мои документы? Одну минуту!" Стреляет. Интрига в сериале, что некий шпион прибывает под разными именами - основное д'Отрош

Об изобретательности

Иван Кулибин Екатерине: "Большое судно тоже так сможет двигаться" Изобретатель показывает самодвижущуюся (за счет силы воды) модель судна - водохода.  В роли Кулибина - Петр Логачёв
Иван Кулибин Екатерине: "Большое судно тоже так сможет двигаться" Изобретатель показывает самодвижущуюся (за счет силы воды) модель судна - водохода. В роли Кулибина - Петр Логачёв

Изобретатель Кулибин в сериале показан настоящий, но с ним в кино неплохо пофантазировали. Екатерина II появилась и свиделась с ним в Нижнем Новгороде только 20 мая 1767г., а не в 1763-64гг. Представленный ей губернатором Кулибин показал изготовленные им электрическую машину, телескоп и микроскоп, рассказал о незаконченных часах и преподнёс даме оду, сочинённую в её честь. А свой водоход в натуральную величину изобретатель показывал на Неве аж в ноябре 1782г. Екатерина наблюдала за движущейся баркой из окон Зимнего дворца. Но тогда Кулибин сам решил, что "машина" не готова к эксплуатации. Новая успешная проба состоялась в 1804г., и уже император Александр приказал возместить умельцу издержки 6000 руб. золотом. Увы, практической потребности в водоходе, призванном заменить дешевый бурлацкий труд, никто не испытывал. В 1808г. его продали на торгах на слом за 200 руб. В сериале же сюжет с недофинансированным - якобы вопреки приказу Царицы - проектом изготовления водохода, демонстрирует радение Екатерины о делах, что в принципе верно, и мелочность графа Орлова, а это несправедливо.

Цесаревич Павел фехтует с Лизой Столич. В ролях Максим Павлович и Елизавета Столич - Елизавета Бугулова
Цесаревич Павел фехтует с Лизой Столич. В ролях Максим Павлович и Елизавета Столич - Елизавета Бугулова

Вымышленного Александра Столича, героически погибшего от рук Отроша, и его дочь, юную фехтовальщицу Лизу ( о её прототипе Вере Чоглоковой см. здесь), а также фрейлин Анну Басаргину ( её прототип с натяжкой ни в кого не стрелявшая Екатерина Зиновьева, в замужестве Орлова г.ж.1758-1781) и Анненкову зрители будут напрасно запрашивать в поисковиках. Женщины активно фехтовали в то время и дрались на дуэлях, но юному Павлу Петровичу лишь в кино удалось сразиться с Лизой, а также обругать своего наставника Никиту Панина за негодное обучение фехтованию. Согласно специальным исследованиям, наследника (1754-1801) до июня 1763г. обучал шпаге итальянец Тремамондо, после большого перерыва в занятиях осенью 1764г. цесаревичем занялся француз Тед, затем - на 35 лет - швейцарец Фишер. А Никита Панин больше питал склонность не к шпаге, а к наукам. Недаром Екатерина долгое время полагалась на его мнение.

Продолжаем дело по замыслу Гинзбурга 👴? Ни шатко, ни валко, но мы подходим к главному вопросу красивого сериала “Великая. Золотой век”, - были ли злостными заговорщиками Никита Панин и Екатерина Дашкова?

Этот рассказ разбит на 2 части. см.2-ю часть

Выражаю признательность за лайки и поддержку канала Друг Истории. Очерк по 1 сезону Великая

Следите за анонсами публикаций в Tелеграмм канал Друг Истории