Мистификация является важной составляющей исторических сериалов. В качестве художественной интриги она закладывается в видение режиссера, в концепцию того, как надо преподносить Историю зрителю. Сергей Гинзбург обращается к художественной мистификации в сериале “Великая. Золотой век”.
Наше время изо всех сил славит Екатерину Великую. Не успела почить в бозе "Екатерина. Фавориты" в исполнении Марины Александровой, как на экране упрочилась Екатерина II в исполнении Елизаветы Боярской. Обе дамы имеют хороший бэкграунд, но, пардон, у актрис мало внешнего сходства с императрицей XVIII века. Тем не менее для выбора режиссеров имеют значение разные аспекты. Так, в Фаворитах упор делается на личные отношения государыни с любовниками, поэтому там героиня более нежна, мягка. Напротив, в “Золотом веке” мы видим Екатерину в образе чуть ли не директора советской фабрики. В жёстком характере главной начальницы видны традиции если не воспитания, то реплик директора химкомбината Кати Тихомировой из фильма “Москва слезам не верит”. И это не гипербола. Известно, что государыня вставала в 5 утра и работала по 15 часов в день, так что доля истины здесь есть.
Первичного шока зрителю от провокации новыми исполнителями "осветительных" ролей никак не избежать. С первых минут на экране рядом с Боярской появляется русский Казанова - Антон Хабаров, играющий Григория Орлова. Григорий Орлов окончил, между прочим, Шляхетский корпус, знал французский и немецкий языки, тем не менее Антону Хабарову, у которого “интеллект написан на лице”, трудновато всех убедить, что он точно в образе Григория Орлова, а не плута. Уж очень комично почти всё у него получается.
Судьба любовника такой серьезной женщины как Боярская, т.е. Екатерина, предрешена. Орлова сменит серьезный Потемкин, взятый для контраста будто из деревенской драмы - в исполнении Алексея Морозова, имеющий, впрочем, небольшое сходство с некоторыми портретами светлейшего князя. Пошутив вдоволь, от лирики давайте перейдем к историческим рамкам картины.
Эхо "революции"
Действие сериала начинается весной 1763г. в Москве, и вскоре мы слышим о волнениях в столице Петербурге, о большой опасности для Екатерины. Что за волнения, почему они начались – это загадка. Зато в Петербурге летом 1763 г. Екатерину встречает сам Александр Суворов, полковник Астраханского полка.
Полковник докладывает, что он подавил малый бунт в столице и отменил торжественные гуляния в честь возвращения Её Величества. В апреле 1763г. Суворов, правда, получил назначение в Суздальский полк, но здесь это не столь важно. Командовать Астраханским полком Суворову государыня поручила в 1762г. Принципиальный вопрос в ином. В Петербурге не было горных заводов, работный люд бастовал тогда на Урале. В 1762-1763гг. в столицах шалили лихие люди, но грабежи происходили по ночам. Причем здесь бунт? Что-то зрителю здесь не договаривают (об этом в след.очерке). Между тем торжественный въезд Екатерины в Петербург всё-таки состоялся 28 июня 1763 в честь годовщины её вступления на престол, или переворота, или революции, как тогда иногда говорили.
Гроза “ненастоящей” революции активно используют в кино для того, чтобы лучше продемонстрировать идею масонского заговора против молодой государыни. На фоне волнений, недовольства воспитатель цесаревича Павла, масон Никита Панин в кино оказывается иностранным агентом, проводником западных влияний. По России свободно шныряет под видом астронома шпион д’Отрош, который вступает в связи со здешними масонами и дает им задания от некого международного центра Зла. Задумано прекрасно. По России, - Сибири действительно путешествовал астроном, аббат д’ Отрош (1728-1769). Француз даже написал книгу – “Вояж по Сибири, сделанный по заказу короля в 1761г…”
Эта книга Екатерине не понравилась, но это не меняет того обстоятельства, что в 1762-63гг. и далее Д'Отроша в России уже не было. Впрочем, от М.В.Ломоносова мы знаем, что даже канцлер М.И.Воронцов в 1761г. интересовался телескопом и результатами наблюдения за прохождением Венеры по солнечному диску французского астронома Ж. Шаппа Д'Отроша. Поэтому можно сказать, что Венера вдохновила сценаристов, и они включили мудрого канцлера в число и масонов, и заговорщиков.
В сериале Отрош берет себе ещё и псевдоним – астронома Жозефа Делиля (1688-1768). Последний работал в России в 1725-1747г. Странно, что в кино не использовали имя европейского масона Штарка, жившего в Петербурге в 1763-1765гг. Для сюжета потребовался неуловимый вояжер.
Об изобретательности
Изобретатель Кулибин в сериале показан настоящий, но с ним в кино неплохо пофантазировали. Екатерина II появилась и свиделась с ним в Нижнем Новгороде только 20 мая 1767г., а не в 1763-64гг. Представленный ей губернатором Кулибин показал изготовленные им электрическую машину, телескоп и микроскоп, рассказал о незаконченных часах и преподнёс даме оду, сочинённую в её честь. А свой водоход в натуральную величину изобретатель показывал на Неве аж в ноябре 1782г. Екатерина наблюдала за движущейся баркой из окон Зимнего дворца. Но тогда Кулибин сам решил, что "машина" не готова к эксплуатации. Новая успешная проба состоялась в 1804г., и уже император Александр приказал возместить умельцу издержки 6000 руб. золотом. Увы, практической потребности в водоходе, призванном заменить дешевый бурлацкий труд, никто не испытывал. В 1808г. его продали на торгах на слом за 200 руб. В сериале же сюжет с недофинансированным - якобы вопреки приказу Царицы - проектом изготовления водохода, демонстрирует радение Екатерины о делах, что в принципе верно, и мелочность графа Орлова, а это несправедливо.
Вымышленного Александра Столича, героически погибшего от рук Отроша, и его дочь, юную фехтовальщицу Лизу ( о её прототипе Вере Чоглоковой см. здесь), а также фрейлин Анну Басаргину ( её прототип с натяжкой ни в кого не стрелявшая Екатерина Зиновьева, в замужестве Орлова г.ж.1758-1781) и Анненкову зрители будут напрасно запрашивать в поисковиках. Женщины активно фехтовали в то время и дрались на дуэлях, но юному Павлу Петровичу лишь в кино удалось сразиться с Лизой, а также обругать своего наставника Никиту Панина за негодное обучение фехтованию. Согласно специальным исследованиям, наследника (1754-1801) до июня 1763г. обучал шпаге итальянец Тремамондо, после большого перерыва в занятиях осенью 1764г. цесаревичем занялся француз Тед, затем - на 35 лет - швейцарец Фишер. А Никита Панин больше питал склонность не к шпаге, а к наукам. Недаром Екатерина долгое время полагалась на его мнение.
Продолжаем дело по замыслу Гинзбурга 👴? Ни шатко, ни валко, но мы подходим к главному вопросу красивого сериала “Великая. Золотой век”, - были ли злостными заговорщиками Никита Панин и Екатерина Дашкова?
Этот рассказ разбит на 2 части. см.2-ю часть
Выражаю признательность за лайки и поддержку канала Друг Истории. Очерк по 1 сезону Великая
Следите за анонсами публикаций в Tелеграмм канал Друг Истории