Вышло долгожданное продолжение сериала "Екатерина. Фавориты" - на ТВ. К 4 сезону, наконец, и я решился посмотреть Фаворитов, откинув некоторые предубеждения вроде того, что Г.А.Потемкин в исполнении актера "из будущего" Владимира Яглыча внешне ну никак не похож на Григория Александровича, князя и вообще аристократа. Значит, так захотели видеть виднейшего политического деятеля "свыше". Кино всё же больше любят за образы, а не сходство. В похвалу режиссеру Дмитрию Петруню скажу, что сериал отличается высокими рейтингами в кинопоиске. По своей совокупной длительности этот фильм приближается к сказочно популярному южнокорейскому дораму “Императрица Ки” (102 серии в 2 сезонах). Хотя китайская императрица-воин Ки разнообразием в сердечных привязанностях не отличается, российская любвеобильная императрица, может быть, с меньшим успехом, но побивает “мужское” кино исторического жанра, по крайней мере, по длительности.
В 4-м сезоне наш Потемкин, оказавшийся в сериале левшой в прямом и переносном смысле, уступает императрицу другим мужчинам. Место фаворита императрицы последовательно занимают его протеже - Корсаков, Ланской, Ермолов. Для разнообразия сердце царицы пытается покорить ещё и некий непотемкинец - Мордвинов. В целом первые 8 сериях охватывают период 1779-1783. Для Екатерины Великой (1729-1796) это время можно было бы назвать её политическим расцветом. Одна декларация вооруженного нейтралитета России 28 февраля/ 10 марта 1780г. многого стоит.
Главной задачей для сценаристов в 4-ом сезоне стало соединение воедино два значимых события в жизни Российской империи – присоединение Крыма к России (1783) и светлый роман Екатерины с Александром Ланским в 1780-1784гг. К сожалению, обстоятельства ранних биографий фаворитов той поры Ланского и Ермолова историкам известны плохо, поэтому сценаристы имели полную свободу маневра соединить обоих с Крымской историей, а Ланского ещё подсоединить и к эпизоду посредничества России в австро-прусском конфликте из-за Баварского наследства. Тайная встреча Екатерины и австрийского императора Иосифа II на австрийской территории в 1779г. – это тоже из жанра фэнтэзи.
Как побочная художественная выдумка, - в романе Александра Ермолова (1754-1835) с вымышленной крымской княжной Юлдуз явно просматривается деталь биографии прославленного генерала, кавказского наместника Алексея Ермолова (1777-1861). Последний заключал кебинные (временные) браки с женщинами-мусульманками.
Особо от фаворитов развертываются взаимоотношения сына Павла Петровича с Екатериной. В сериале Екатерина в порыве раздражения заявляет Павлу, что он ей на самом деле не сын и сжигает документ о том, что его матерью является другая женщина. Поскольку документ сожжен, подтвердить эту смелую версию сериала, как и более расхожую версию того, что отцом Павла был Салтыков – любовник Екатерины, можно только с помощью генетической экспертизы.
Как бы там ни было, интересна и даже оправдана сцена вступления Павла в масонскую ложу в 1779/1780. О том, что наследник стал магистром Петербургской масонской ложи (или, например, Капитул Феникса, в котором участвовал граф А.С.Строганов, точное название ложи для сюжета не играет большой роли) никому ничего неизвестно, но, возможна и такая художественная версия его посвящения. Воспитателем цесаревича был масон Никита Панин, связи Павла (1754-1801) с масонами тянутся с 70-х ходов. Известно и критическое отношение активных масонов к Екатерине.
Ну а сам Павел на экране чувствует себя Гамлетом. По этой причине он отказывается в Вене в 1781г. посетить спектакль Гамлет, т.к. двух Гамлетов не должно быть. Впрочем, неизвестно, знал ли о такой пьесе Шекспира настоящий Павел. В сценарии перевернули известный эпизод, когда австрийский артист в Вене отказался играть Гамлета в присутствии цесаревича, поскольку в зале не должно быть два Гамлета. По той же политической деликатности в Париже наследнику не стали показывать пьесу Иоанна Неаполитанская, последняя убила своего мужа, как и Екатерина устранила отца Павла Петра III.
Маскарад на собраниях вольных каменщиков - необходимая часть ритуалов, которые призваны наполнить братьев чувствами единения с идеей совершенствования, присущей масонам. А вот “маскарад” с прибытием хана Шагин-Гирея (1745-1787) в Петербург и публичное унижение Павла на церемонии его приема во дворце – это скорее желание киношников возвысить тему присоединения Крыма к России, чем истина. Шагин-Гирей побывал в Петербурге для засвидетельствования дружбы и доверия ещё до своего ханства (1777-1783) в 1771-72г.г. Тогда то он и беседовал с Екатериной, как калга – наследник хана – своего брата Сагиб-Гирея. Впоследствии в Петербурге Шагин не появлялся. Его никто туда не приглашал. Известна жестокость его, будучи ханом, по отношению к бунтующим сородичам. Но всё же смелой выдумкой в кино является казнь Шагином турецкого посла за покушение на свою жизнь. Это ненужное преувеличение, рассчитанное на демонстрацию крутого характера.
Надобно сказать, что в те времена Крымское ханство выходило за пределы полуострова Крыма, в него входила территория Тамани и так называемая область Кубань. Согласно Кючук-Кайнарджийскому договору с турками 1774г. Крымское ханство объявлялось независимым от Османской империи, а порты в Крыму – Керчь и рядом с ней Еникале отходили России. Расширенное понимание Крыма (как ханства) в те времена позволяет сценаристам устроить игру слов, вводящую в заблуждение зрителя. В первой серии вроде как, согласно решению Екатерины, русские войска выводятся из Крыма, а потом они почему-то там всё-равно присутствуют и помогают Шагин-Гирею под командой Суворова подавить бунты. С экрана звучит мысль о том, что вроде как мы войска выводим, но кого-то на всякий случай всё равно оставляем для вашего спокойствия.. Здесь знающий зритель может вспомнить про русский гарнизон Керчи и Еникале. Но не всё “ тут то было”.
Согласно Айналы-Кавакской конвенции с Турцией в марте 1779г. Россия обязалась вывести войска не только из Крыма ( за исключением Еникале и Керчи), но и Тамани и Кубани. В связи с этой конвенцией до 1782 А.В. Суворов находился (скучал) в Астрахани. Однако когда свергнутому с престола Шагин-Гирею понадобилась военная поддержка в 1782г., он действительно бежит их Бахчисарая в Керчь. Оттуда его переправляют на корабле в Петровскую крепость (близ Бердянска), где он встречается с Потемкиным. А дальше армейский корпус под командованием де Бальмена заходят на полуостров со стороны Перекопа. В то же время Суворов получает распоряжение от Потемкина навести порядок на Кубани.
Несмотря на подавление бунта, положение Шагина в Крыму было непрочным. Неслучайно Екатерина рискнула обострением отношений с Турцией и предпочла присоединить всю территорию ханства к России манифестом 8/19 апреля 1783г.. Для этого великого события неудачливому хану и не надо было собираться в Петербурге, с ним разговаривали “на месте”. Сценаристам хан потребовался в столице ради сюжета героического спасения Ланским Шагина от убийц - турецких “ниндзя”.
А дальше - ещё драматичней. Едва отгремели салюты в честь присоединения Крыма, как несчастный охлаждением к нему Екатерины Ланской (8/19 марта 1756- 25 июня/6 июля 1784) решает уйти из жизни почему-то на 9 месяцев раньше отведенного ему срока - в сентябре 1783г. Здесь не придумано только горе Екатерины по ушедшему близкому человеку, умершему после 5-дневной горячки (дифтерии?). Ходили даже слухи о заговоре.
Если говорить о шпионской составляющей сериала, то можно порадовать зрителя сообщением, что маэстро скрипач и шпион Лука Джатти (Владислав Ценев) – это надуманный персонаж. Учителем музыки внука Екатерины Александра (12/23 дек. 1777-1825) был австриец Антон Фердинанд Тиц или Диц, прибывший в Россию в ноябре 1781г. В сериале мы видим, как Александр с Джатти играют на скрипке в 1781г. Такое, наверно, можно представить, хотя и чуть позднее, но вот прямо чернить, обвинять маэстро Тица в шпионстве сценаристы не рискнули.
Другим прототипом сеньора Джатти является Шарль Массон (1761-1807), приехавший в Россию в 1786г. Он стал гувернером сыновей Н.Салтыкова, а затем и учителем математики цесаревичей Александра и Константина в 1789г. Изгнанный императором Павлом, Массон написал "Секретные записки о России" (1800г.), что более соответствует кинообразу масона Джатти.
Неувязка возникает со шпионством Зельмиры (Александра Хабина), которая якобы докладывает о поведении Павла Екатерине во время заграничного турне цесаревича в 1781-82гг. Августа Каролина, принцесса Вюртембергская (Зельмира) приехала в Россию с мужем Фридрихом только в 1782г. До этого супруги, правда, путешествовали с Павлом по Италии – после выхода Фридриха в отставку с прусской службы, но выполнять шпионские задания императрицы всё же было бы ей ещё рановато. Знакомство с Екатериной было впереди. Муж Зельмиры Фриц был известен выдающимся ростом — 2,11 метров и весом около 200 кг., а также тем, что в дурном настроение побивал жену.
Мы видим Фридриха в сериале без всяких эксцессов в росте и весе в России уже в 1780г. Он выполняет роль тайного агента прусского короля и живет при Павле в Гатчине. Тогда же за дурное обращение с женой Екатерина его высылает (и чуть ли не порет) из России. Но такой факт имел место только в декабре 1786 года, когда Августа попросила защиты у императрицы Екатерины и та приказала Фридриху покинуть Россию. Между прочим, первоначально Гатчина принадлежала отставному фавориту Екатерины Григорию Орлову. Только после его смерти 13/24 апреля 1783г. его дворец был выкуплен и передан наследнику Павлу Петровичу. Знаменитое гатчинское войско Павла начало формироваться только на рубеже 1782/83гг. в Павловске, а не в Гатчине 1779/1780гг. - как в сериале.
Одним из заметных персонажей екатерининской эпохи является Екатерина Дашкова, директор и президент российской академии наук. На экране подруга Великой интригует и пытается свести императрицу с неким Мордвиновым как бы в пику Потемкинским протеже. Однако краткий роман Екатерины с Мордвиновым зафиксирован в мае-июне 1781г., а Дашкова вернулась из большой заграничной поездки в Россию только в июле 1782г.
Всевозможным хронологическим неувязкам в сериале “несть числа”. Пожалуй, самая забавная из них, что называется ляп, -- это заявление о слушании в 7 серии перевода Илиады Гнедича (1784-1833). Гнедич начал переводить Илиаду в 1807г. Комментарии не нужны, никто сценаристов не проверял. Для продюсеров через 200-250 лет события начинают сливаться в одно краткое мгновение Истории - Екатерина Великая.
Продолжение о правде и вымысле в отношениях фаворитов и Екатерины следует
Материал включен в Подборку Сериалы России. Смотрите обзоры по историческим фильмам на Друг Истории
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №212 Друг Истории, анонсы публикаций также Tелеграмм канал Друг Истории