Она стояла перед классом беззащитная и худенькая, в коротеньком форменном платьице, очень ладная и стройная. Глаза, пронзительно серые, глядели на всех настороженно и печально. Короткие светлые волосы обрамляли нежное личико. Она казалась какой-то невесомой и беззащитной.
- Это ещё одна ученица нашего класса. Прошу любить и не обижать. Зовут вашу новую одноклассницу Елена, - сообщил классный руководитель, Юрий Александрович, и вышел из класса
Новенькая села на первую парту у окна – только там и было одно свободное место, которое из-за близости к учителю занимать не хотел никто. У окна на этой парте сидела вечная отличница и зануда, Таня – Татьяна. Теперь с нею рядом расположилась и новенькая.
Сонька восторженно смотрела на эту смазливую девочку: никаких очков, как у неё, стройная, и волосы не в косицы заплетены, а вьются, аккуратными прядками обрамляя милое личико.
Урок длился бесконечно долго. Евдокия Александровна рассказывала о жизни Пушкина, читала наизусть его стихи. Литературу Сонька обожала, но сегодня очень хотелось, чтобы поскорее уже конец урока: очень хотелось познакомиться с новенькой ученицей. Сонька понимала, как нелегко той придётся – сама совсем недавно была на её месте. Но любопытство, как говорится, не порок…
Всё когда-то заканчивается, и этот урок к концу близился.
- Кто помнит стихи Пушкина? Оценку хотите получить? – спросила учительница.
Желающих не было. Сонька стихотворений много знала, поэтому все с надеждой смотрели на неё. «Узник» в её исполнении вызвал аплодисменты не столько за артистичность исполнения, сколько в благодарность: кого-то спросить не успеют. Но урок-то ещё не кончился. А желающих нет. Вдруг из-за первой парты:
- Можно я?
Новенькая. И смелая какая! Не только красивая!
Звенел звонок – все слушали. Ленка читала наизусть «Евгения Онегина»:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…
- Замечательно! Рановато вам, конечно, это ещё читать. «Отлично», - первая твоя оценка в нашей школе. Фамилия? – рассыпАлась в комплиментах, скупая на похвалу наша Евдокия Александровна.
-Хорошая, - снова прозвучало в тишине.
- Я понимаю, что ты хорошая. А фамилия?
- Так, Хорошая же моя фамилия, - улыбаясь, принесла новенькая, видно, привыкла она уже к такой реакции.
Класс хохотал – Ленка застенчиво улыбалась.
Кличка была придумана тут же – Елена Прекрасная.
***
Сонька с Еленой Прекрасной подружились почти сразу – объединили общие интересы. Обе любили литературу и занимались в театральном кружке при школе. И если Сонька, в основном, была в роли ведущей, читала тексты и главные роли ей поручали редко, то новенькая оказалась очень артистичной девочкой. Вскоре она блистала в роли падчерицы в «Двенадцати месяцах». На сцене она жила. Казалось, действо происходит на самом деле. Сонька чуть не плакала, когда Ленка собиралась в зимнюю вьюгу в лес за подснежниками. Даже Санька, почти равнодушный к театру, после просмотра пьесы сказал:
- А ваша Прекрасная молодец. Здорово у неё получается.
Все перемены Сонька и Лена проводили теперь вместе. А в школу ходили по отдельности – далеко жили друг от дружки. Но зато Ленка почти каждый день бывала у Соньки. Они вместе делали уроки – с математикой у них были нелады, играли с Андрюшкой, дрались с Санькой, играли во дворе. Домой гостья убегала, зачастую, по темноте.
И странности за Ленкой водились тоже. Причём, объяснять их Соньке она не хотела никак. Однажды она с трудом согласилась войти к ним, узнав, что дома отец. А через несколько дней после этого Сонька взглянула на Ленку, когда с грохотом папа заходил в дом, он обстукивал от снега о крылечко валенки. Ленка, побледнев, испуганно смотрела на дверь и на отца, который ввалился в дом. Успокоилась только тогда, когда Андрюшка с визгом кинулся ему навстречу, а отец подхватил его и засмеялся. И ещё, к себе в гости она Соньку не звала никогда.
***
Прошло несколько месяцев. Дружба продолжалась. Сонька познакомилась с Ленкиной мамой. Она была очень красивой женщиной. Дочка на неё очень была похожа. А глаза совсем одинаковые, всегда почему-то испуганные и очень печальные. Работала Людмила Алексеевна в леспромхозовской бухгалтерии. Всегда подтянутая, деловая, стильно одетая, но почему-то она ни с кем не сближалась и не дружила. Иногда, по пути с работы, забегала в их дом за дочкой. Никогда не соглашалась присесть за стол. Молча ждала у двери, пока Ленка оденется, и они вместе уходили.
Но всё же Соньке довелось побывать у подружки в гостях.
Сразу после Нового года у Елены Прекрасной был День рождения. Ещё в школе она тихонько попросила Соньку прийти к ним вечером.
Баба Фёкла связала в подарок Сонькиной подружке красивые пуховые варежки, мама испекла пирог с малиновым вареньем, а Санька на словах передал:
- Пускай будет здоровой. Она ничего девчонка. Зря меня не пригласила, со мной у вас куда веселее дело бы пошло.
***
В квартире, куда была приглашена Сонька, было пусто. Очень пусто. На кухне стоял стол, под ним – две табуретки. В спальне широкая панцирная кровать и рядом какая-то казённая тумбочка, на которой лежали стопкой книги. Даже покрывала на кровати не было. Одежда висела на деревянных плечиках прямо на стене. Чтобы она не измазалась известью, стена была оббита газетами. Телевизора не было. На подоконнике транзистор. И рядом небольшая куколка в ярко-синем платье в горох с васильковой лентой в волосах. Сонька улыбнулась, взглянув на неё. Видно, что одёжку для этой куколки с любовью шили сами.
Сонька вручила свой подарок, отдала Людмиле Алексеевне пирог, передала приветы от домашних. Ленка засмеялась, увидев рукавички, сразу же их примерила. Так и к столу пошли – подружка с дарёными варежками расставаться никак не хотела. Пили чай с булочками и пирогами, ели картошку с мясом. И всем было весело, хоть Ленка с Сонькой и мостились на одной табуретке.
- Спасибо тебе, Сонюшка, что Ленку любишь. Она хорошая у меня, - сказала мама.
- Ещё бы не Хорошая, - хохотнула Сонька.
А Ленка улыбалась довольно. Видно было, что ей её праздник нравится.
Вдруг в сенях что-то упало, загрохотало. Людмила Алексеевна вскочила, Ленка испуганно бросилась к ней.
В комнату ввалился огромный бородатый мужик в меховой шапке и здоровенных валенках. Казалось, исчез куда-то весь воздух, трудно стало дышать. На месте осталась только Сонька.
Людмила Алексеевна прижалась к стене, позади пряталась Ленка.
Мужик загремел:
- С Днём рождения, доченька. Думали, не найду вас? Сбежала… по мужикам пошла… Дочку увезла.
Дальше шла такая брань, что Соньке захотелось заткнуть уши.
- Девочки, бегите отсюда, - тихонько прошелестела Ленкина мама.
Но Ленка с места не тронулась, Сонька тоже осталась на месте, не понимая, что происходит.
А мужик двигался к Людмиле Алексеевне. Ленка выступила вперёд:
- Пап, не надо, перестань. Давай чай пить, - испуганно упрашивала она мужика.
Сонька немного успокоилась - ничего дурного быть не должно, раз это Ленкин отец. Всё, что произошло дальше, Сонька не забудет никогда. Мужик с силой оттолкнул дочку и с размаху ударил жену по лицу. Она упала на пол. А тот продолжал её бить руками, ногами. Ленка кинулась, было, к нему, но прилетело и ей.
Тогда Сонька схватила подружку за руку и рванула к двери. Раздетая, она вскочила на улицу, оставив Ленку у ворот. А сама побежала к соседям. Она стучала в двери, с трудом объяснила выскочившим соседям, что происходит. Она кричала и кричала, что маму Ленкину убивают. Соседские мужики быстро забежали в дом, а Сонька помчалась в больницу, которая находилась совсем близко.
Только там она поняла, что бежала без валенок, прямо в носках. Кое-как объяснила, что случилось фельдшеру, Нине Васильевне. Та приказала ей больше никуда не ходить, а сама побежала в тот страшный дом.
Вскоре сюда и Ленку привели. А потом принесли её избитую маму, та идти сама не могла. Сонька начала плакать, когда немного опомнилась от шока. А Ленка молчала. Смотрела вокруг своими огромными глазищами и молчала.
- Сонюшка, пусть Лена у вас пока побудет, - тихонько попросила Людмила Алексеевна,- спасибо тебе. Ты нас спасла. Он убил бы нас…убил…
***
Как они оказались дома, Сонька помнила плохо. Обрывками видела, как кто-то натягивал на неё пальтишко и валенки, потом с кем-то шли с горы домой. Всё будто стерлось из её памяти. Очнулась она, когда над нею с Ленкой начали хлопотать мама и бабушка: они раздевали их, бабка Фёкла заварила какие-то травы и заставила выпить, потом усадила девчонок на свою кровать, обняла Ленку и приказала:
- А ну, не молчи, болезная. Скажи чёй-нибудь.
И Ленка вдруг заревела в голос:
- Это папка мой. Он нас нашёл. Маму он бил часто, а потом один раз меня. Мы сбежали от него тогда, всё бросили и сюда уехали. Далеко. Как он нас тут нашёл? А мама умрёт теперь?
- Чегой ты её раньше времени хоронишь? Ей вон тебя рОстить надобно. Нельзя ей умирать. Немота твоя ушла. Теперя лучше будеть. Спитя сейчас. Утро вечера мудренее, - бормотала бабушка, смахивая слёзы.
И правда, очень хотелось спать то ли от потрясения, то ли от бабкиных травок.
***
Ленка жила у них две недели. Потом приехала её бабушка и увезла дочь и внучку куда-то далеко-далеко.
Шли и шли письма из Красноярского края в Челябинскую область - дружба продолжалась. У Елены Прекрасной всё сложилось хорошо. Мама выздоровела, хотя замуж больше так и не вышла. Отца убили где-то в тюрьме, успел отсидеть чуть больше года за избиение жены.
«Бог, видно, наказал, изверга», - подвела итог бабка Фёкла.
Кто ещё не читал о приключениях Соньки и Саньки, подписывайтесь на канал и знакомьтесь со сборником "Неслухи"
Рассказы из серии "Диалоги Рыжего" по ссылке
Продолжение рассказов о Соньке и Саньке в подборке "Другое детство"
Добро пожаловать на канал.Читайте, подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Это помогает развитию канала.
Для связи и сотрудничества: svekrupskaya@yandex.ru
Грубость, ненормативная лексика на канале запрещены.
Копирование текста без разрешения автора запрещено.