Найти тему

Д’Артаньян: история гасконского шевалье.

Оглавление
Скульптурное изображение д’Артаньяна на памятнике Дюма-старшему
Скульптурное изображение д’Артаньяна на памятнике Дюма-старшему

Шарль Ожье де Батс де Кастельмор, известный как шевалье д'Артаньян, был гасконским дворянином, который сделал блестящую карьеру при Людовике XIV в Роте мушкетёров гвардии короля. Он стал знаменитым литературным персонажем, главным героем романа Александра Дюма-старшего "Три мушкетёра" и его продолжений, а также многих экранизаций.

Детство и юность.

Шарль Ожье де Батс де Кастельмор, родился в 1613 году в замке Кастельмор в Гаскони.

Его отец, Бертран де Батц, был сыном мещанина Пьера де Батца, который после женитьбы на Франсуазе де Куссоль присвоил себе дворянский титул.

Мать Шарля, Франсуаза де Монтескью д'Артаньян, происходила из семьи графов д'Артаньянов, побочной ветви графов и баронов де Монтескью.

Шарль переехал в Париж между 1639 и 1640 годами и поступил в кадетскую роту Полка французской гвардии, основанную Людовиком XIII в 1636 году специально для гасконцев.

В 1640 году Людовик XIII лично пожелал, чтобы Шарль использовал фамилию своей матери д'Артаньян в память об услугах, оказанных Генриху IV дедом Шарля со стороны матери. Таким образом, Шарль получил законное право называться шевалье д'Артаньян.

Несмотря на то, что в романе А. Дюма Шарль приезжает в Париж в 1626 году и поступает в гвардию сразу после этого, исторические документы свидетельствуют о том, что он приехал в Париж между 1639 и 1640 годами.

Военная карьера.

Шевалье д'Артаньян участвовал в военных операциях вместе с полком Французской гвардии, включая осаду Арраса, Бапома, Коллиура или Перпиньяна с 1640 по 1642 год. В 1643 году он был переведен из Полка французской гвардии в II роту Обычных дворян, также известных как "Дворяне вороньего клюва". В то время он также получил покровительство кардинала Мазарини, главного министра Франции с 1643 года.

Вместе с воссозданной в 1646 году I ротой Обычных дворян, «Дворяне вороньего клюва» заменяют собой распущенную в 1646 году Роту мушкетеров гвардии, которой с 1634 года командовал граф де Тревиль, и «Дворяне» вновь начинают носить плащи-казаки, которые у «Дворян» в 1629 году позаимствовали мушкетеры гвардии, когда роты «Дворян» были распущены. Но эти плащи «Дворяне» по старой традиции надевают только во время церемониальных выездов, что случается не часто в виду малолетства короля, и роты в основном сопровождают Анну Австрийскую и кардинала Мазарини.

Шевалье д'Артаньян продолжал служить в гвардии и в 1658 году был назначен суб-лейтенантом восстановленной Роты мушкетеров гвардии короля. В 1655 году он был повышен до капитана. Он также занимался множеством тайных дел для кардинала Мазарини и Людовика XIV, включая поездку в Англию для поздравления короля Карла II с восшествием на престол.

Однако, наиболее известна его роль в аресте Николя Фуке. Фуке был генеральным контролёром (министром) финансов Людовика XIV и стремился занять место Мазарини в качестве советника короля.

Роскошный прием, устроенный Фуке в своем замке Во-ле-Виконт в 1661 году, стал поводом для его ареста. Людовик XIV был взбешен, увидев девиз Фуке на его гербе, который гласил: "Куда я только не взберусь?"

4 сентября 1661 года Людовик XIV вызвал д'Артаньяна и приказал ему арестовать Фуке. Д'Артаньян потребовал письменного приказа, который был ему вручен вместе с подробной инструкцией. На следующий день д'Артаньян с мушкетёрами попытался арестовать Фуке, но упустил его. Однако, он нагнал карету на городской площади и произвел арест. Под его охраной Фуке был доставлен в тюрьму в Анже, а затем в Венсенский замок и, наконец, в Бастилию, где он оставался под охраной мушкетёров д'Артаньяна в течение пяти лет до окончания суда, приговорившего его к пожизненному заключению.

После ареста Николя Фуке, д'Артаньян стал доверенным лицом короля и был награжден титулом графа де Кастельмор. Он стал использовать герб, который был разделен на четыре поля: на первом и четвёртом золотом поле был изображен чёрный орел с распростёртыми крыльями, а на втором и третьем поле на лазуревом фоне был изображен серебряный замок с двумя башнями по бокам, с намётом из серебра, все пустые поля были красного цвета.

Герб графа де Кастельмор
Герб графа де Кастельмор

В 1665 году д'Артаньян был назначен на должность лейтенанта роты после отставки герцога Неверского. В этом же году в роту поступил служить первый истинный д'Артаньян - Пьер де Монтескью, граф д'Артаньян, который впоследствии стал маршалом Франции и графом де Монтескью.

15 января 1667 года д'Артаньян был повышен в чине до капитан-лейтенанта мушкетёров, фактически став командиром первой роты, так как номинальным капитаном был король. Под его руководством рота стала образцовой воинской частью.

В 1667 году за заслуги мушкетеров при осаде города Лилля д'Артаньян был назначен его губернатором. Он снял с себя знаменитый лазоревый плащ, который носил с 1643 года, еще со времен его службы в "Дворянах вороньего клюва".

Однако, в должности губернатора Лилля ему не удалось обрести популярности, поэтому он стремился вернуться в армию. В 1672 году он вернулся в армию в чине "полевого маршала".

Гибель.

Шевалье д'Артаньян был убит пулей в голову во время осады Маастрихта 25 июня 1673 года. Он участвовал в ожесточенном бою за одно из укреплений и был смертельно ранен во время безрассудной атаки, организованной молодым герцогом Монмутом.

Его смерть была большой потерей для двора и армии, где его очень уважали. Людовик XIV был глубоко огорчен потерей такого слуги и сказал, что д'Артаньян был "почти единственным человеком, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому".

После боя тело д'Артаньяна было погребено у стен Маастрихта. Точное место захоронения было неизвестно, но французский историк Одиль Борда утверждает, что мушкетёр был похоронен в небольшой церкви Святых Петра и Павла на окраине Маастрихта.

Несмотря на слухи, Шарль Ожье де Батс никогда не присваивал себе титул графа д'Артаньян. Этот титул носили его кузены Пьер и Жозеф де Монтескью. Шарль Ожье де Батс именовал себя только шевалье д'Артаньян и не передавал эту фамилию своим потомкам. Он также не присваивал себе титул графа, который был ему пожалован, но звучал как граф де Кастельмор.

Памятник шевалье д’Артаньяну в Маастрихте
Памятник шевалье д’Артаньяну в Маастрихте