Довольно часто приходится сталкиваться с аргументами, которые, как кажется атеистически настроенному люду, ставят крест на существовании Бога.
Данный очерк призван продемонстрировать безосновательность подобных аргументов при всей железобетонности, которую усматривают в них их приверженцы. В общем и целом, основные аргументы соответствующего толка сводятся к следующим:
- Если бы Бог существовал, то уже давным-давно засвидетельствовал бы о Себе, чтобы люди могли удостовериться в Его существовании.
- Если бы Бог существовал, то не дозволял бы случаться в мире всему тому злу, которое в нем происходит.
Имеются и другие аргументы, но эти два представляются центральными. С ними-то и попробуем разобраться.
Начнем с объяснения причин того, почему же Господь не заявляет о Себе явно, т.е. почему не предоставляет живущим на Земле однозначных подтверждений Своего бытия? Если дать крайне сжатый ответ, то звучать он будет так:
Однозначных знаков, указывающих на Свое существование, Господь не посылает людям постольку, поскольку это противоречит Божественному порядку, согласно которому живущие на Земле должны прожить свою жизнь в полной автономии от Него и от так называемого духовного мира, откуда люди родом и в который они возвращаются после своей телесной кончины. Другими словами, внешнее отсутствие Господа в нашей жизни объясняется не тем, что Ему после сотворения людей нет до них никакого дела и уж тем более тем, что Он якобы не существует, а тем, что людям необходимо прожить свою земную жизнь в полном отрыве от Него.
Что до вопроса о том, чем такая необходимость обусловливается в принципе, то ответ на него необходимо дать комплексно.
Земля – это самый сложный и одновременно с тем самый престижный духовный университет в бесконечности. Тем, кто живет на Земле, Господом отведена ключевая роль в мироздании, для соответствия которой им, собственно, и надлежит пройти учебу в суровом земном университете. Условия жизни на Земле таковы, что в них способна проявиться наивысшая степень зла, а вместе с тем развиться наивысшая степень добродетельности. На Земле Творцом взращиваются самые прекрасные «цветы» в бесконечности, способные, по целому ряду причин, взойти только в таких условиях, какие бытуют на Земле. Одна из причин, по которой Господь растит на Земле самых прекрасных созданий в бесконечности, – Его желание вырастить и воспитать детей, должных заключать в себе Его наивысший образ и подобие, а вместе с тем должных соуправлять с Ним на вечной основе всей бесконечностью. С учетом того что Господь есть Олицетворение бесконечной мудрости и сама Справедливость, тяжесть земных испытаний соразмерна той награде, которая уготована землянам. Наша первостепенная задача на Земле – найти себя и Господа, а именно по собственной воле, без очевидного стороннего воздействия, в состоянии максимальной автономности от духовного мира и Господа и при полностью отключенной памяти о нашем невообразимо продолжительном и для подавляющего большинства землян совершенно бесславном прошлом.
Наш материальный мир – это в значительной степени следствие нашего тяжкого, греховного прошлого, а вместе с тем уникальный и сложнейший инструмент, при помощи которого Господь возвращает однажды отвернувшихся от Него созданий к свету и к былому совершенству. Господь мог бы в одно мгновение превратить нас, падших, в чистейших и обновленных созданий, но тогда Ему пришлось бы полностью перестроить нашу волю и разум, переделав нас в совершенно других личностей, т.е. убив наше с вами «я». Именно ради сохранения нашей первородной личностной сущности Господом и был порожден материальный мир, в котором облекшиеся материей падшие создания постепенно отрешаются от своей греховной природы (механизм оставлю за скобками) и который сам по себе постепенно одухотворяется, т.е. истончается на микроуровне, возвращаясь к своей изначальной субстанциальной структуре.
В силу того, что устойчивый и полноценный результат дает перевоспитание, при котором человек меняется по собственной воле, а не по принуждению, открыто в нашу человеческую жизнь свыше никто не вмешивается. Нас направляют неочевидно для наших органов чувств, т.е. без прямого воздействия на нашу волю и разум, так, чтобы мы выбирали путь добра и любви сами, а не по принуждению, и чтобы самостоятельно искали смысл жизни и Бога, приобщаясь к духовному. Другая причина закрытости от нас светлого духовного мира в том, что он настолько прекрасен, что ни один человек, увидевший его великолепие, не сможет затем продолжить свою жизнь на Земле. Именно по этим двум основным причинам живущие на Земле максимально изолированы от Господа и духовного мира на уровне органов чувств. Лишь по мере духовного взросления человека горний мир начинает мало-помалу открываться перед ним, а точнее, по мере укрепления его духовных убеждений и роста его любви к Богу и когда информация свыше уже не может оказать явного воздействия на его свободные волю и разум. Воинствующим же атеистам и откровенным безбожникам подобные знания на Земле не даются в принципе, поскольку потребности в Первоистоке, Который единственно способен дать им эти знания, они не имеют. Да, Господь мог бы за считанные минуты соделать из таковых Своих убежденных последователей, но все их убеждения не были бы в этом случае плодом их собственных усилий, так как не коренились бы в их сердце, т.е. они были бы навязаны им свыше и превратили бы их из созданий, наделенных абсолютной свободой, в существ, походящих на машины, запрограммированные под определенную модель поведения. При существующем же порядке вещей человеческая свобода остается совершенно нетронутой, а выбор человеком добродетельного пути в высшей степени осознанным и искренним.
В качестве небольшого дополнения к вышесказанному замечу, что в других населенных звездно-планетарных мирах у людей есть возможность сообщаться с духовным миром. Где-то эта связь выражена ярче, где-то скромнее, однако в отличие от нашей планеты она есть везде. Скажем больше: сообщение людей с духовным миром протекает в других мирах в том числе на уровне общин, т.е. принимает подчас коллективный характер, в то время как на Земле эта связь, если и наблюдается, то преимущественно на уровне отдельных индивидуумов и затрагивает главным образом духовно развитых людей. По причине же того, что соответствующая связь на Земле не поддерживается на коллективном уровне, человеческое общество в целом не имеет никаких однозначных доказательств существования Бога, наличия духовного мира и продолжения жизни после смерти. Этим-то и обеспечивается абсолютная свобода воли и разума живущих на Земле, а вместе с тем гарантируется ни от кого не зависящий выбор либо добра, либо зла со стороны каждого из нас.
Таким образом, внешняя отстраненность Бога от наших земных дел и наша с вами внешняя изолированность от духовной реальности объясняются особым Божественным порядком вещей, царящим на нашей планете, а именно в силу ключевой роли нашей планеты в мироздании, на которой Господь именно в нашу эпоху решил взрастить не просто самых совершенных и самых прекрасных детей во всей бесконечности, но еще и самых могущественных управленцев этой самой бесконечностью.
Если после всего ранее сказанного вы задаетесь вопросом о том, не являются ли атеисты в этом случае жертвами порядка, существующего на Земле, то ответ будет таким: не являются. Абсолютно каждый человек на нашей планете на протяжении всей своей земной жизни получает со стороны своих незримых духовных опекунов разнообразные знаки и подсказки, косвенно указывающие на наличие высшей духовной реальности и на существование Высшей Силы в лице Бога. Он получает их где-то лично, где-то опосредованно, т.е. через других лиц, с которыми, выражаясь обывательским языком, его сводит судьба, а если говорить правильно, то Божественное провидение. Получает в строгом соответствии со своим этносом, своей культурно-исторической средой, своими умственными, волевыми и физическими задатками, а вместе с тем в строжайшем сообразии со своим прошлым, предшествовавшим его воплощению на Земле. В нашем подлунном мире не найдется ни одного человека, который не был бы наслышан о Боге, потустороннем мире и жизни после смерти, а потому в своей основе атеистические воззрения диктуются исключительно чрезмерной любовью к мирскому и отторжением духовного, т.е. полным равнодушием как к Творцу, так и к вещам духовного порядка. Безусловно, имейся у всех землян от самого их рождения устойчивая связь с духовным миром, среди них не было бы атеистов. Но тогда их чистый духовный нрав был бы заслугой Творца, а не их собственной, т.е. они уподобились бы созданиям, которые действуют добродетельным образом инстинктивно, а не по потребности сердца. Смысл человеческой жизни на Земле в том, чтобы по собственной воле развить в себе всеобъемлющие образ и подобие Господа, одним из проявлений которых является всецелая и неограниченная ничем свобода. Надо понимать, что воля Господа никоим образом не ограничена в своих действиях. Он, однако, творит исключительно то, что согласуется с одним из главных Его начал – любовью, осознанно отвергая совершение чего бы то ни было злого. Мы люди призваны уподобиться в этом отношении Господу, т.е. должны научиться противиться злу из искренней любви к благу. Господь желает, чтобы мы были свободны в той же степени, в какой свободен Он Сам, и чтобы мы стали олицетворением любви по собственной воле, т.е. из любви к любви, а не по принуждению со стороны и из страха перед «Божьими карами» (тем более что Господь, Который есть Сама Любовь и Милосердие, никогда никого не наказывает, поскольку люди наказывают себя сами, и разговор о чем – это отдельная и очень емкая, многогранная тема). Именно по этой простой причине люди на Земле не сообщаются с духовным миром на непрестанной основе. Они призваны выработать в себе духовную самостоятельность, дабы их благолюбие укоренилось в их сердце, а не в их уме. Невольник исполняет волю своего господина так же неукоснительно, как ее исполняют дети последнего. Но насколько велика разница между исполнением первого и вторых! Если первый делает все из боязни перед возможным наказанием, то вторые – из любви к своему отцу. Воля первого является порабощенной, поскольку совершаемые им действия осуществляются им вопреки его желанию. Воля же вторых необременена и свободна, ибо совершаемые ими действия согласуются с их желанием или же любовью. Значит ли это, что воля людей в неземных звездно-планетарных мирах подвергается стороннему воздействию, а стало быть, их нельзя назвать свободными в подлинном смысле этого слова? Будет глупым отрицать, что сообщение с духовным миром накладывает значительный отпечаток на их жизнь в материальном мире, поскольку им предоставляются основные духовные ориентиры. Однако никто не стоит круглосуточно над их душами с кнутом, и им дается полнейшая свобода действий. Как говорится, желаешь вкусить соблазнительных, запретных плодов – никто не станет удерживать тебя за руку. Ибо и в других мирах действует единый для всех закон Божественного провидения, звучащий так: «Хотящему да будет по воле его!» Как бы то ни было, жизнь в других мирах определенно намного проще жизни на нашей голубой планете. Да вот только призвание иноземцев не настолько высокое, как призвание проходящих учебу в земном духовном университете. Ведь наше призвание заключается не просто в выработке образа и подобия Господа, а в выработке Его наивысших образа и подобия. Выработать же их мы можем исключительно в таких условиях, в которых сталкивается зло и добро в их всепроявлении. Именно в такой среде, в которой имеет место столкновение наивысшего зла и наивысшего добра, можно взрастить в себе все мыслимые добродетели в их максимальной степени. Рассудите сами, можно ли в полной мере осознать красоту и значимость света, ни разу не побывав в кромешной тьме? Да и кто будет ценить свет сильнее – тот, кто родился в свете и непрестанно пребывает в нем, или тот, кто познал, что такое жизнь без света? Сталкиваясь в повседневной жизни со всевозможными проявлениями зла, любой человек доброй воли будет тем сильнее тянуться к антиподу зла – любви. Чем безобразнее личина зла, тем больше наше к нему отвращение и тем явственнее наша тяга к добру и следование ему, и особенно если наше сердце безоговорочно принимает духовные ориентиры, дарованные нам Господом в Святом Писании. Дарованные именно как жизненные ориентиры и Его отеческие советы, а не как обязывающий нас закон. Именно в силу сложившихся на Земле условий жизни людям в других мирах совершенно не свойственна такая любовь, какая присуща землянам, живущим в согласии с Богом, людьми и совестью. Да, иноземцы благочестивы, да, они невероятно для нас мудры и знающи, однако такая любовь, какая селится в праведных душах на Земле, им чужда. Не могут они оттого достичь и такой степени духовного совершенства, какую потенциально могут достичь все без исключения благоразумные земляне. Ибо чем пламеннее любовь к Богу и ближнему, живущая в нашем сердце, тем ярче в нас образ и подобие Господа, а стало быть, тем ближе мы будем в вечности к Самому Господу, тем мы будем счастливее, прекраснее и могущественнее, поскольку явимся любимейшими чадами Бога, Который разделит с нами все то, что имеет Он Сам. Усматривающим в сказанном некую несправедливость по отношению к остальным созданиям в бесконечности отвечу так: у Господа все в высшей степени справедливо. Высочайшая награда, которую Он уготовил землянам, будет дарована им за все те тяготы и мытарства, которые они переносят на нашей планете; за их терпение и смирение перед лишениями; за их всецелое упование на Бога и доверие Его промыслу относительно их жизни; за их неподдельную любовь к Богу и ближним; за их неукоснительное следование Божьей воле. У жителей других миров, пусть и с определенными оговорками, имеется возможность прийти на Землю, чтобы тоже стать любимыми чадами Господа. Вот только отваживаются на этот шаг считанные единицы из их числа, в то время как их подавляющее большинство такую возможность даже не рассматривает. Не рассматривает постольку, поскольку невероятно страшится условий жизни на нашей планете; страшится обязательного отнятия памяти на время воплощения на Земле, а вместе с тем необходимости начать свою жизнь словно бы с чистого листа с риском очутиться после телесной кончины в мирах отнюдь не небесных. Одним словом, привилегированное положение землян в посмертии диктуется отнюдь не лицеприятием Господа, а тем, что на Земле взращиваются создания, должные стать носителями Его истиннейших образа и подобия и награда которых будет соразмерна их духовным усилиям, явленным ими при их земной жизни. Если вам не дает покоя судьба тех, кто при воплощении на нашей планете оступился или еще только оступится, то знайте, что, будучи Самой Любовью и Самим Милосердием, Господь рано или поздно приведет к свету всех землян. Кого-то раньше, кого-то позже, однако всех без исключения. Ибо ни одна душа не была порождена Им для погибели. Если уж мы, несовершенные и имеющие мало любви, ни за что не подарили бы жизнь тому, кому после краткой земной жизни предстояли бы вечные мучения, то куда больше на такое безумство не способен всемилосердный Господь, от вечности ведающий о каждом нашем шаге, который мы совершим после нашего порождения. И в этом бесконечное отличие нашего Небесного Отца, преисполненного неиссякаемой Божественной любви, от скупых на любовь и жестокосердных людей, бесконечно далеких от Его образа и подобия. Ибо Он не только не порождает никого на погибель, но и никогда никого на погибель не бросает, помогая всему упавшему подняться с колен. Всем видящим в Святом Писании лишь буквы, но совершенно не усматривающим дух, скрывающийся за оными буквами, притча о блудном сыне в помощь! В сей притче, так же, как и в притче про заблудившуюся и найденную Пастухом овцу, отсылка ко всякой заблудшей душе, имеющей для Господа куда большую значимость, нежели мириады звезд и планет, наводняющих бесконечность.
Одним словом, ни один человек, каким бы грешным он ни был, не будет пребывать во тьме вечно. Да, очень многие проведут в преисподней мириады лет. Однако однажды и они вернутся к свету, хотя и не к такому, в котором будут обретаться возлюбившие Господа еще при земной жизни.
Завершая анализ первого тезиса, к которому поборники атеизма прибегают в своей аргументации особенно часто, замечу, что если бы перед всемогущим Господом стояла цель убедить всех живущих на Земле в Своем существовании, то уже в следующее мгновение перед каждым из нас предстали бы Его посланники, а на небосводе вполне бы могла вспыхнуть огненная и до смерти пугающая всех негодяев надпись «Аз есмь». Не происходит же подобное только потому, что цели убедить нас в Своем существовании, принудив нас поверить в Себя, у Бога нет. Ему не нужны слепо поклоняющиеся и ведомые страхом рабы и прислужники. Он желает видеть в нас искренне любящих Его детей, под стать тому как ровно то же самое желает видеть в своих чадах всякий земной родитель. Господь стоит возле двери каждого из нас и стучит. Стучит тихо и ненавязчиво. Блажен всякий, кто, распознав в этом стуке Отца, возрадуется и, поспешив к двери, откроет ее, впустив Его внутрь дома. Если же кто-либо, слыша стук Отца, пренебрежет Им и дверь не откроет, то будет сам повинен в беспросветной тьме и боли, что на многие-многие лета станут его горьким уделом. Ибо что Господу с того, что кто-то отвергает Его? Но горе тому, кого на длительный срок отвергнет Сам Господь! Наша задача на Земле – самостоятельно удостовериться в существовании Господа. По собственной воле и потребности. Мы сами должны озаботиться вопросами духовного порядка, поскольку насильно в рай никого не загоняют. Нам необходимо уяснить для себя одно: высший мир не открывается по мановению палочки. Он распахивает свои врата постепенно – по мере того, как крепнет наша тяга к духовному, а чрез него к Богу. Только тогда, без ущерба для наших свободных воли и разума, свет духовного мира начинает проникать в нашу жизнь явственно, даруя искренне и пылко стремящимся к духовному и к Господу тот или иной опыт, который обыкновенно называется мистическим (т.е. те или иные духовные видения и переживания или даже непосредственное общение с живущими в высшей реальности). Данный мистический опыт всегда приноровлен под текущее духовное мировоззрение человека и имеет первичное значение прежде всего для того, кому дается. Волю же прочих людей данный опыт напрямую не затрагивает. Да, он может служить духовной пищей, опорой, а где-то и жизненным основанием для тех, кто усматривает в нем что-то созвучное со своим сердцем, мышлением и уже имеющимися убеждениями. Однако всякий, кто принимает соответствующий опыт, пусть даже безраздельно, принимает его на веру и безо всякого принуждения, т.е. остается в высшей степени свободным в своем выборе. Помните также о том, что нет более длинного и тернистого пути к Богу, чем путь мирского ума. Самым же коротким путем, ведущим к Нему, является путь сердца. Имеющий разум поймет!
Разобравшись в общих чертах с первым из двух центральных аргументов, предъявляемых атеистами в качестве, как им кажется, неоспоримого подтверждения небытия Бога, в следующей и заключительной части данного очерка переключим свое внимание на второй аргумент отрицателей Творца, раздающийся из их рядов с той же частотой, с какой из их рядов раздается обыкновенно аргумент первый.