Найти в Дзене
Очерки о мироздании

Бога нет? Доводы атеистов и контраргументы (2)

Я едва ли открою для вас новый континент, если скажу, что наличие зла в нашем мире трактуется немалым числом людей как подтверждение несуществования Бога. Отдельные горе-трактователи, а точнее, наиболее оголтелые среди них, не гнушаются в своем умопомрачении не только ненависти к Богу, Писанию, Божьей Церкви, вере в Бога и верующим, но и откровенной богоборческой деятельности на общественном уровне. Как правило, эпитет «мракобесы» самый лестный, которым такого рода персонажи удостаивают радеющих о духовном. Впрочем, поскольку целью данного очерка является не обличение разномастных, гнусных богоненавистников и скудоумных богоборцев, а желание дать вразумительный ответ на философию, в которой не отводится место Богу и Его существованию, сформулируем в максимально сжатом виде ряд доводов или же контраргументов, должных продемонстрировать всю тщету соответствующей философии. Тем более что подавляющее большинство атеистов – это не воинствующие безбожники, а откровенно заблуждающиеся, т.е. попросту несведущие души. Почему бы не подарить немного света хотя бы кому-то из этих блуждающих впотьмах?

Начнем с упоминания о том, что зло, наличествующее в мире, – это не порождение Творца. Зло – следствие абсолютной свободы, предоставляемой Господом всем порожденным Им созданиям. Да, Господь мог бы сотворить нас такими, что ни один из нас не мог бы даже помыслить о чем-то порочном. Но разве не ограниченной была бы в этом случае наша свобода? Разве воля наша и наш разум не были бы при данном раскладе запрограммированными? Ведь для того, чтобы создание от самого своего сотворения было несклонно к совершению зла, оно должно быть запрограммировано на несовершение какого бы то ни было зла. Вот только никакой полноценной свободы воли и разума мы бы тогда не имели. Потому и наделяет Господь всех, кого Он порождает в духовном и материальном мирах, абсолютной свободой воли и разума. Неограниченная свобода воли и разума – один из наиглавнейших атрибутов Творца. А поскольку мы с вами порождены по Его образу и подобию, ничем не ограниченная свобода воли и разума – это и наши наиглавнейшие атрибуты. Впрочем, наличие данных атрибутов отнюдь не оправдывает совершение нами зла. Да, оно является неизбежным следствием дарованной нам свободы воли и разума, а вместе с тем побочным эффектом при нашем духовном становлении. Однако ошибочно полагать, будто совершение нами зла находит некое благосклонное приятие со стороны Господа.

Для того, чтобы можно было понять, как и когда именно зародилось зло, царящее в нашем мире, нам потребуется перенестись в ту далекую эпоху, когда привычного нам материального мира еще не существовало.

Если говорить предельно упрощенно, то сперва были сотворены мириады гигантских светил на духовном уровне (о них рассказано в очерке «Где край Вселенной?»), вслед за чем в одно мгновение Господом были порождены живые существа, именуемые духами или же ангелами, которыми Он населил данные светила. Спустя гигантский период времени, в течение которого порожденные Господом создания получали от Него все необходимые для них знания и наставления, наслаждаясь при этом всеми благами подлинно небесной, совершеннейшей жизни, они, в соответствии с Божественным порядком, встали перед необходимостью испытать себя, уйдя на непродолжительный срок в свободное плавание или же оторвавшись от Господа, чтобы за время такого свободного плавания проверить все ранее усвоенное ими на практике. Не секрет, что наша истинная внутренняя сущность нигде не раскрывается в такой степени, в какой она раскрывается в экстремальных условиях. С учетом того что порожденные Господом ангелы от самого своего появления на свет обретались в обстановке всеобщей гармонии, любви и беззаботности, их духовная чистота и всестороннее совершенство являлись в первую очередь продуктом среды, в которой они воспитывались и проживали. И вот, для того чтобы все ранее усвоенное ими духовное могло быть апробировано на практике и по-настоящему укоренилось в них, им предстояло воплотиться в материи, а именно на светилах, на которых они проживали изначально и которые в определенный момент были одновременно материализованы Господом. В целом жизнь в материальном, другими словами, природном мире устраивалась таким образом, чтобы воплощающиеся могли без ограничений и непрестанного наставничества свыше оказаться ненадолго в такой среде, где бы они взаимодействовали с себе подобными под стать детям на Земле, достигшим совершеннолетия и покинувшим родительский дом. Подавляющая часть духов противиться воле Господа не стала, смиренно и безропотно последовав ей. Однако приблизительно одна седьмая часть духов, которая уже до этой поворотной вехи в своем существовании начала мало-помалу проявлять некоторые порочные наклонности, преступая в определенных вещах установленный Господом порядок, показала свою несговорчивость и строптивость, в силу того, что не желала иметь каких бы то ни было дел с материей, налагавшей на их привычный жизненный уклад достаточно жесткие рамки (здесь и ограничение свободы передвижения; и однообразный, статичный внешний мир, намного менее прекрасный, чем бесконечно разнообразный и динамичный духовный мир; и отсутствие возможности созидать силою мысли и многие другие вещи, отказ от которых воспринимался соответствующей частью духов весьма болезненно). Результатом неповиновения оных духов становились попытки их бегства с населяемых ими светил: где-то удачные, где-то неудачные; где-то однократные, где-то многократные. И хотя в масштабе одних небесных объектов бегство мятежных первородных духов начиналось чуть раньше, а в масштабе других объектов чуть позже, на фоне предшествующего и невообразимо продолжительного для нас подготовительно-воспитательного периода духов оно стартовало, по сути, одновременно. Те, кому не удавалось преодолеть притяжение своих небесных объектов, в конце концов либо соглашались на воплощение, либо, при условии, что они на него ни в какую не соглашались, подвергались весьма незавидному процессу материализации, при котором их души разбивались на свои множественные составные элементы – эфирообразные субстанции, после чего облекались материей. Поскольку материализация части падших духов – это очень емкая и весьма многогранная тема, не связанная с предметом настоящего очерка, говорить о том, в чем ее предназначение и смысл, мы не станем. Здесь упомянем только о том, как она протекает в принципе и во что выливается в итоге. Если выразиться максимально сжато, то разрозненные субстанции души, подвергшейся материализации, на протяжении гигантских промежутков времени проходят через множественные материальные формы всех трех царств природы, постепенно переходя во все более сложные и совершенные. На начальном этапе данного процесса они рассредотачиваются по множеству мелких форм. С течением времени они закрепляются за все более крупными и совершенными формами, а вместе с тем за все меньшим количеством соответствующих форм, т.е. их количество или же концентрация на единичную форму постепенно возрастает. Апогеем этого длительного процесса, затрагивающего только очень твердолобых и другим способом абсолютно неисправимых первородных духов, становится форма «человек». В данной материальной форме прежде разобщенные субстанции души того или иного падшего духа, подвергшегося материализации, вновь воссоединяются в человекообразном виде, а он сам начинает свою жизнь словно бы с чистого листа, поскольку его изначальное духосущество восстанавливается в своем исконном виде. Память о его прошлом у него, правда, отнимается, однако не навсегда, а лишь до момента его полного духовного возрождения, первым этапом которого, собственно, и становится материализация. У всех духов, прошедших через горнило материализации, духосущество восстанавливается не только на уровне своего изначального физического устройства, но и на уровне его волевого и разумного начал, т.е. материализация не затрагивает первородную личность духов и не превращает их в неких других созданий. Она, говоря чрезвычайно упрощенно, нацелена на очищение пораженного грехом создания от духовной скверны, без прямого воздействия на его волю и разум, т.е. оставляет нетронутыми его волевые наклонности и интеллектуальные задатки, которые в виде семян продолжают селиться в нем. Цель последующего и неизбежного воплощения прошедших через материализацию духов в том, чтобы при жизни в материи они приобщились к духовному, поборов в самом зародыше свои греховные наклонности и задатки, и чтобы в конечном счете возродились духовно, вернувшись на вечной основе в духовный мир. Обобщая сказанное, отмечу, что среди духов, не сумевших покинуть свои звездные обители, имеются, по сути, два класса – те, кто берется за ум и в итоге соглашается на воплощение, и те, кто соглашается на воплощение лишь после прохождения материализации. Есть, однако, и такие духи, которым удавалось улизнуть с населяемых ими светил. Таковые, после некоторого периода относительной свободы и непринужденного блуждания в пространстве, заключались своими непадшими собратьями под стражу, помещаясь в недра светил, образованных по воле Господа из светил, прежде покинутых ими. Данные светила были менее крупными, чем светила породившие их, а их призванием было служить новым пристанищем для духов-бунтарей, заточенных в их недрах. Как и их материнские светила они мало-помалу также материализовывались, а их пленники и здесь вставали перед необходимостью воплощения. Часть бунтарей, осознавая всю бессмысленность противления Господней воле, в конечном счете соглашалась на воплощение на поверхности своих новоиспеченных обителей, другая же их часть продолжала упорствовать дальше, все сильнее деградируя и все больше теряя свое прежнее первородное совершенство. Печальным уделом таких твердолобых созданий становилась уже известная вам материализация, после которой им все равно приходилось воплощаться. Некоторым духам, впрочем, удавалось вырваться за пределы и этих светил. Далее вновь разыгрывался прежде описанный нами сценарий, который еще не раз повторялся в будущем, и в результате чего из исходных светил, и по сей день являющихся обителями непадших ангелов, зародились в общей сложности четыре звездных класса, где каждый последующий класс объединял в себе все менее крупные объекты все большей субстанциальной плотности и где по аналогичной схеме из светил самого низшего класса появились впоследствии планеты, а из планет луны. Крайне важно отметить, что чем ниже класс небесного объекта, тем менее совершенно как оно само, так и те, кто его населяет. Класс небесного объекта накладывает отпечаток и на все формы жизни, обитающие на нем, – они тем субстанциально грубее, чем несовершеннее объект. А теперь рассудите сами, каких усилий Господу стоило и стоит по сей день привести к духовному возрождению прежде падших созданий, если великое их множество деградировало и продолжает деградировать вплоть до жизни на планетах и даже лунах! Ведь процесс духовной инволюции, начавшийся невообразимо давно для ума простого человека, протекает и в нашу эпоху. Нет, среди изначально устоявших перед соблазном ангелов с тех пор ни один так и не оступился, поскольку, следуя во всем Господней воле, таковые уже давно, а точнее, еще до возникновения нашего материального мира, соделались Его образом и подобием. Да и незавидная участь их неразумных собратьев и по сей день служит им надежной прививкой от непослушания Господу. Однако среди тех, кто однажды пошел на поводу у греха и своеволия, находится очень много тех, кто и поныне продолжает упорствовать в своем зле. Следствием этого становятся все новые и новые разноклассовые небесные объекты, на которых как под копирку разыгрывается уже известный вам сценарий духовной деградации части первородных духов.

Теперь вы знаете, откуда, в сущности, проистекает зло как таковое и кто является его первопричиной. Скажем больше: мы являемся не только причиной существующего зла, но и его носителями, поскольку в духосуществе каждого из нас словно семена в земле сохраняются начатки всех наших порочных наклонностей. Надо понимать, что Господь не может просто взять и удушить их в нас, так как все эти наклонности являются частью нашей личности. Безусловно, умертвить их в нас не составляет для Господа никакого труда. Однако, поступи Он подобным образом, Он убил бы тем самым наше с вами «я». Именно поэтому обязанность духовного очищения и оздоровления возложена на нас самих.

В силу же того, что наши несовершенные воля и разум для Господнего могущества неприкасаемы, обойтись в нашем мире без зла невозможно априори. Ведь оно – производная нашего с вами греховного прошлого, а вместе с тем часть нашей с вами сегодняшней духовной природы. А потому не нужно упрекать Господа за то, что Он не вмешивается в нашу человеческую жизнь явно, т.е. не пресекает совершаемое нами зло. Повторюсь: Он не поступает так только потому, что такое вмешательство предполагает посягательство на нашу с вами свободную волю и разум, т.е. подразумевает умерщвление нашего с вами «я».

От совершения зла Господь останавливает нас косвенно – посредством тех или иных наказаний и бед, которые мы навлекаем на себя сами и которые призваны подталкивать нас к размышлению об их первопричинах и к исправлению. Ибо все в нашем мире устроено Господом так, что каждое совершаемое нами действие спустя то или иное время влечет для нас строго определенные последствия. Эти неизбежные последствия затрагивают людей не только на индивидуальном уровне, но и на уровне сообществ. Одним словом, не следует винить Бога ни в наших личных передрягах, ни в бедах народов, живущих на Земле. Ибо, выражаясь словами одного известного киногероя советской эпохи, наказания без вины не бывает! И смерть детей, уходящих из жизни в раннем возрасте, равно как тяжелые детские болезни также не нужно вменять в вину Господу. Всему есть свое объяснение и всему есть свои веские причины. Где-то эти причины коренятся в нашем настоящем, где-то в нашем далеком прошлом, однако отнюдь не на стороне Господа. К сожалению, осветить все эти причины в формате очерка невозможно по определению, поскольку в каждом отдельном случае переплетается слишком много самых разных факторов. О чем можно и нужно сказать сейчас, так это о том, что после нашего воплощения все греховное, взращенное нами за время нашего непослушания и неповиновения Господу, начинает заявлять о себе лишь постепенно – по мере нашего физического, а вместе с тем душевного и умственного взросления. Не нужно потому удивляться тому обстоятельству, что очень многие невинные с виду дети становятся с течением времени совершенно неуправляемыми и дерзкими. В этом повинно не столько недостаточное родительское воспитание или среда, в которой они подрастают, сколько зло, укоренившееся в их душах задолго до возникновения нашего природного мира. Впрочем, одно из предназначений природного мира в том и состоит, чтобы, облачившись материальной плотью, мы методично, т.е. по мере того, как наши порочные наклонности берутся заявлять о себе, вступали с ними борьбу и выкорчевывали из себя. Важно учитывать и то обстоятельство, что не всякое зло, происходящее в нашей жизни, есть наказание или же расплата за совершаемые нами ошибки. Подчас оно представляет из себя духовное испытание и обращено на выработку в нас тех или иных качеств, укрепление в нас добродетелей, а также приобщение к духовному. Другими словами, некоторые жизненные невзгоды, попускаемые Господом, используются Божественным провидением как инструмент для нашей духовной закалки, нашего духовного взросления и укрепления нашей привязанности и любви к духовному и Самому Господу. Не секрет, что в минуты горестей сердце по-настоящему радеющего о Боге начинает тянуться к Нему с особой силой, ища в Нем опору и утешение, благодаря чему крепнут узы любви между Божьим чадом и Самим Господом.

Перефразируя вышесказанное: зло в нашем мире выполняет две функции – служит инструментом, который, с одной стороны, удерживает нас от его совершения, а именно за счет неизбежных последствий, что влечет за собой совершаемое нами зло, со стороны же другой, способствует выработке в нас тех или иных качеств и добродетелей в их наивысшем проявлении, равно как смещению наших жизненных приоритетов в сторону безоговорочной любви к духовному и Господу.

В заключение отмечу, что если вы человек атеистических взглядов, то ваша участь в мире ином незавидна. Незавидна постольку, поскольку в духовной реальности окружающий вас мир будет складываться исключительно из того духовного багажа, который вы принесете в него с Земли. Нет никаких небес и нет никакой преисподней, в которую можно было бы войти, ибо они существуют внутри нас, переотражаясь на окружающее нас духовное пространство из сокровищницы нашего сердца (механизм формирования духовной реальности – отдельная тема для разговора). Одним словом, вашей духовной действительностью станет то, что селится в вашем собственном сердце, ибо так она устроена Господом, что всякому доброму качеству в нас и всякой духовной истине, ставшей нашим достоянием, в мире ином соответствует что-то прекрасное и совершенное, и наоборот: всякому пороку и лжи, к которой мы прикипели умом и сердцем, соответствует в мире ином что-то злое, безобразное и мрачное. А так как духовных знаний, предстающих в мире ином в виде света, вы не имеете совершенно, вашим уделом в посмертии станет непроглядная тьма. Имейте в виду и то, что существовать в потусторонней действительности вы будете исключительно с себе подобными, так как все родственные по духу создания объединяются в высшей реальности между собой, образуя друг с другом духовные сообщества. С учетом того что неприкосновенность ваших свободных воли и разума не потеряет свою значимость и в мире горнем, никто не будет тянуть вас в небеса за рукав. Вам предстоит очень долго вариться в том бульоне зла и заблуждений, в готовке которого будет принимать участие вся ваша адская родня. Теперь же спросите себя, кто из вашего будущего, совершенно темного окружения сможет направить вас на путь света, если вам под стать каждый его представитель не будет иметь даже начаточных духовных познаний и если добыть необходимые духовные знания за пределами той гиблой, ядовитой среды, в которой вам предстоит обитать, будет сущей невозможностью? Это на Земле, говоря образно, перемешаны между собой ангелы и бесы, где бесы, видя перед собой свет ангелов, могут взять с них пример и обратиться при должном усердии в ангелов. В мире же ином отрицателям Бога взять свет будет неоткуда. В облекающей их тьме они будут блуждать ровно до тех пор, пока не начнут всерьез помышлять о Боге и искренне тянуться к Нему. Ибо простого намерения высвободиться из тьмы, пренебрегая Тем, Кто есть Свет и Жизнь, мало. Однако сколько жертв, слез и боли им придется принести на алтарь страданий, прежде чем в их сердце затеплится первая серьезная мысль о Боге! Сколько еще минует времени, прежде чем они в первый раз удостоятся визита Господнего посланника, а беспросветная тьма, окружающая их, сменится хотя бы на сумеречный свет!