Если говорить о классических петербургских открыточных видах, то, наверное, один из самых популярных – Дворцовый мост с разведёнными пролётами на фоне неба. Каждую ночь, с апреля по ноябрь, пока открыта навигация (а особенно в белые ночи!), на набережных собираются жаждущие красоты туристы, да и петербуржцы от такого зрелища не отказываются (правда, иногда смотрят его не по своей воле, ведь разведённые мосты – это не только «Красота-то какая!», но и «Эх, не успели!..»). :)
Кажется, он был здесь всегда – ну со времени постройки здания Биржи точно. Ан нет. Отсутствие моста в этом месте сильно затрудняло дела петербургских купцов – на Стрелке ведь в начале XIX в. находился торговый порт. Хорошо бы, если б и переправа с Васильевского была поблизости, а не за тридевять земель (единственный доступный тогда наплавной Исаакиевский мост находился на Университетской набережной напротив Медного всадника – я писала о нём тут). Купцы не раз обращались со своей просьбой к властям, и есть сведения, что знаменитый английский инженер Марк Брюнель предлагал Александру I построить тоннель под Невой, ведущий от Стрелки к Зимнему дворцу, однако это оказалось слишком дорого. К слову, Брюнель действительно в 1842 г. построил подводный тоннель, но под Темзой, существующий до сих пор.
Наши же власти поступили проще: в 1853 г. император Николай I распорядился переместить тот самый Исаакиевский мост к Стрелке «для прямой и постоянной связи с Биржей и другими учреждениями Торгового порта». Так бывший Исаакиевский превратился в Дворцовый (название, как нетрудно догадаться, возникло по Зимнему дворцу). А то, что деревянный мост выглядел, мягко говоря, непрезентабельно и портил вид из окон царской резиденции, Николая I, видимо, не очень беспокоило.
Однако это стало беспокоить петербуржцев в начале XX в.: представьте, Неву уже украшали металлические Благовещенский, Литейный и Троицкий мосты, а в самом сердце города, рядом с Зимним дворцом, Стрелкой и Адмиралтейством продолжал стоять наплавной деревянный (по нему, кстати, даже пустили конку). Некрасиво, несовременно, и к тому же, старые плашкоуты, на которых он держался, стали протекать и тонуть. Поэтому необходимость постройки постоянного Дворцового моста была налицо. Вот только время для этого оказалось не очень подходящим: войны, революции, но кто же знал…
Варианты при обсуждении проектов предлагались самые разные: например, засыпать Зимнюю канавку и сделать под её аркой въезд или построить мост напротив Медного всадника, но в итоге оба эти предложения были отклонены. Постоянный мост всё-таки решили возводить на месте прежнего наплавного. С 1901 по 1908 гг. продолжались конкурсы на лучший проект, по итогам которых Дворцовый мост должен был быть «не только утилитарно отвечающим нуждам города, но и украшающим центр города и соответствующим красоте вблизи расположенных зданий…». Конкурсантам предлагалось выполнить существенное условие: впервые разводной пролёт предполагался не у берега (у всех тогдашних невских мостов было так), а по центру русла.
За всё время поступило около 50 проектов, в том числе от французской фирмы «Батиньоль», строившей Троицкий мост. Сначала на нём и остановились, но пока решали финансовые вопросы, началась Русско-японская война, потом революция 1905 года… В 1908 г. инженер Андрей Пшеницкий от Общества Коломенского завода подал два проекта: шестипролётного и пятипролётного моста. После долгих споров выбрали пятипролётный. В январе 1911 г. этот проект утвердил император Николай II, затем был заключён договор с Обществом Коломенского завода, и началось строительство. Договор предусматривал, что все работы должны выполняться русскими рабочими и русскими инженерами из русских материалов, так что трудились под лозунгом «Поддержим отечественного производителя!».
Однако споры по поводу моста продолжались, ведь Пшеницкий разработал только инженерную часть, а не его архитектурный облик. Лишь в начале 1915 г., когда строительство шло полным ходом, Городская управа утвердила один из проектов архитектора Высочайшего двора Романа Мельцера. По его задумке оформление моста планировалось пышным и помпезным: фонари, украшенные скульптурой и императорскими орлами, перила со сложным декором (в первоначальном проекте вообще фигурировали четыре фонаря-башни с подъёмными механизмами для публики и видовыми балконами). Однако всё это, увы, осталось только на бумаге…
К концу 1916 г. инженерная конструкция по проекту Пшеницкого была готова, но к архитектурному оформлению даже не приступали – в казне, истощённой Первой мировой войной, не нашлось средств. А Петербург очень нуждался в надёжной связи двух берегов Невы в центральной части. Тут уж не до помпезных украшений с орлами…
Было принято решение, соорудив временные деревянные перила и поставив стандартные чугунные столбы для фонарей и трамвайных проводов, открыть Дворцовый мост в недостроенном виде. Его проверили на прочность с помощью 34 грузовых автомобилей, и 23 декабря 1916 г. состоялась церемония открытия. Как и мост, она получилась скромной: не было представителей императорской семьи, восторженных отзывов, даже ленточку перерезал не городской голова, а его заместитель. Обстановка в стране не располагала к торжествам: неудачная война, недовольство в обществе, убийство Распутина…
О том, что последовало в дальнейшем, мы знаем. В итоге Дворцовый мост, который мог превзойти по красоте все построенные до него, встретил 1917 год с «временными» деревянными перилами, множеством недоделок и вообще без какого-либо декора… Так что, если услышите, что двуглавых орлов, якобы украшавших нашего героя, во время революции бросили в Неву, не верьте: это просто городская легенда (возможно, она возникла потому, что подобная судьба постигла ограду садика у Зимнего дворца авторства того же Мельцера – оттуда орлов восставшие как раз выломали и уничтожили).
«Рождённый в муках» Дворцовый мост вскоре после начала эксплуатации стал нуждаться в ремонтах и доработках. Одним из основных вопросов, который решался уже при новой власти, стало декоративное оформление. Бригада молодых скульпторов Института пролетарского искусства предлагала поставить по краям фигуры рабочего, крестьянина, красногвардейца и матроса, а в центре – скульптурные группы, изображающие союз рабочих и крестьян, народы СССР, Красную Армию и Флот. Однако и этот проект остался на бумаге.
В ходе начавшейся в 1939 г. реконструкции у моста, наконец, появились чугунные перила – уже с новой символикой: звёздами, знамёнами и снопами пшеницы (архитектор Лев Носков, скульпторы Игорь Крестовский и Митрофан Демьянов). Из-за этого в народе его прозвали «Звёздным» (официальное имя он тоже сменил в первые годы советской власти и до 1944 г. назывался Республиканским, потом вновь стал Дворцовым). Во время реконструкции появились также фонари, которые одновременно служили столбами, поддерживающими трамвайные и троллейбусные провода.
Это было, конечно, лучше, чем то, что раньше, но довольны остались не все. Вот что писал журнал «Архитектура Ленинграда» в №1 за 1940 г.: «Архитектурная форма этих фонарей не соответствует ампирной решётке. … Рисунок решётки излишне перенасыщен и отяжелён. Автор, задумав оформление моста в стиле петербургского ампира, решил его путём подражания этому стилю, не попытавшись подойти к своей задаче в свете современной интерпретации архитектурного наследия. … Приходится выразить сожаление, что к столь ответственным работам не было привлечено внимание широкой архитектурной общественности, хотя бы в порядке открытого конкурса». Что ж, конкурсов Дворцовый мост повидал достаточно, и видимо, от них устали…
Все последующие десятилетия ремонты и реконструкции многострадального моста продолжались. Фактически его сооружение можно было считать полностью законченным в конце 1970-х, когда достроили опоры разводного пролёта и заменили деревянные элементы конструкций, прослужившие 60 лет. Из-за недоделок, с которыми сдали мост в 1916-м, в колодцы, куда при разводке опускались противовесы, поступала вода. Устранить этот дефект удалось только в начале 1990-х.
Любопытно, что наш герой стал последним разводным мостом, построенным в Российской империи. Он проектировался в Петербурге, открылся в Петрограде, а окончательное оформление получил уже в Ленинграде.
В 1997 году в ходе очередных работ установили новые фонари, сняли трамвайные рельсы и устроили ночную художественную подсветку (сейчас трудно представить, но когда-то её не было, да). По этому поводу состоялся праздник «Дворцовый мост зажигает огни» – с фейерверком, залпом пушек Петропавловской крепости и бальными танцами прямо на мосту. Впрочем, что танцы! Дворцовый этим не удивишь: в 1920-е там устраивали, например, показательные прыжки в воду.
В 2012-2013 гг. в ходе капитального ремонта полностью заменили разводной механизм, причём во время работ движение по мосту прекращалось только ночью, днём он был открыт для пешеходов и транспорта.
Поднятые пролёты моста не раз становились кинотеатром под открытым небом. А с 2016-го ежегодно летом открывается сезон звукового шоу «Поющие мосты» – Дворцовый разводится под классическую (и не только!) музыку. Проект стал новой визитной карточкой Петербурга. Правда, не все горожане ему рады: были жалобы на шум от жителей Васильевского острова – «поют»-то мосты в час ночи... Хотя когда я спрашивала знакомых, снимавших квартиру буквально в двух шагах от Адмиралтейства, они очень удивились: какие такие мосты, знать ничего про них не знаем, спим как сурки. В общем, мнения, как обычно, разные...
Лично я люблю, когда Дворцовый разводится под музыку, и стараюсь обязательно каждый год на это посмотреть. Если ещё не видели – сходите, зрелище завораживающее, до мурашек!
Р.S. Больше постов о Петербурге и окрестностях - в группе ВК.
P.P.S. Больше красивых фото Петербурга - в Телеграм-канале.
Подписывайтесь! ;)