Найти тему

Исаакиевский … да не собор!

У петербуржцев есть еще один повод радоваться зиме: с приходом декабря заканчивается навигация, и можно теперь, не боясь опоздать на мосты, засиживаться в гостях (если хозяева не против!). Судоходство, кстати, стало одной из причин, почему в молодом городе долго не было мостов через главное русло Невы – Петр считал их помехой кораблям. Поэтому в первые десятилетия XVIII века с одного берега на другой можно было попасть только на лодке, а зимой – по льду. Однако долго так продолжаться не могло.

Уже после смерти основателя Петербурга, в 1727 году соорудили первый наплавной деревянный мост. Конструкция была простая: на 26 барок-плашкоутов сверху положили доски и готово! Мост находился примерно в том месте, где теперь стоит Медный всадник, а название получил Исаакиевский - от церкви Исаакия Далматского, предшественницы Исаакиевского собора. Но перебираться по нему на Васильевский и обратно горожане могли только одно лето. Следующие 5 лет, пока императорский двор юного Петра II находился в Москве, мост не наводился. Вновь возвели его в 1732 году, после воцарения новой императрицы Анны Иоанновны и переезда двора обратно в Петербург.

С тех пор, вплоть до середины XIX века, Исаакиевский наплавной мост наводился каждый год: сначала только на теплое время, а затем и зимой. Но на пору ледохода и ледостава его приходилось все же убирать, т.к. мощный невский лед легко мог повредить конструкцию. Для наводки требовалось от 4 до 6 дней.

Проход и проезд по мосту были платными: с прохожего брали 1 копейку, с конного 2 копейки, с владельцев карет 5 копеек. Бесплатно пропускали дворцовые кареты, дворцовых курьеров, участников церемоний и пожарные команды. В 1754 году Елизавета Петровна, празднуя день рождения наследника Павла Петровича, отменила плату «мостовых денег».

-2

Ну а как же судоходство? Мост ему не помешал: третий и пятый пролеты от берегов были разводными. Корабли пропускали так: один плашкоут выводился, а с двух других смежных с ним поднимались половины пролетов. Для эксплуатации переправы требовалось постоянное присутствие трех обер-офицеров морской службы, двух унтер-офицеров и трех рабочих на каждые два плашкоута. Во время спуска кораблей на Адмиралтейской верфи Исаакиевский мост также разводили, как писали, «дабы огромный новый спускаемый корабль не повредил мост или колебанием Невы, или могущим случиться ударом».

В октябре 1809 года на мосту случилась таинственная и трагическая история. Капитаны известных нам по рок-опере Алексея Рыбникова судов «Юнона» и «Авось» Николай Хвостов и Гавриил Давыдов (очень интересные персонажи, кстати, загуглите, этакие русские Розенкранц и Гильденстерн), возвращались в два часа ночи не очень трезвыми из гостей. Мост был разведен, они попытались перебраться по нему с Васильевского острова на другую сторону Невы, но упали в воду и утонули. Тела так и не нашли. О смерти капитанов долго говорили в Петербурге. Державин даже написал стихотворение «В память Давыдова и Хвостова».

-3

В 1820 году при реконструкции Исаакиевского моста по проекту Августина Бетанкура у обоих въездов сделали каменные береговые устои, облицованные гранитом, и лестничные спуски к воде. Их можно видеть и сейчас – это два выступа набережной: один напротив Медного всадника, другой на противоположном берегу, на Васильевском острове, где установлена мемориальная доска.

После окончания строительства постоянного Благовещенского моста, расположенного ниже по течению Невы, Исаакиевский потерял транспортное значение. В 1853 году купцы попросили Николая I передвинуть его поближе к Бирже, где тогда находился торговый порт, но перемещение завершилось лишь спустя три года. Новый-старый мост стал называться Дворцовым, а на прежнем месте устроили лодочный перевоз.

-4

Однако это еще не конец истории его переездов. В 1912 году, после начала строительства известного нам постоянного Дворцового моста, наплавной Дворцовый снова превратился в Исаакиевский и был восстановлен на старом месте. К сожалению, простоял он там не очень долго: 11 июля 1916 года по Неве проходил пароход, искра попала в плашкоут, где хранились запасы керосина для освещения. Огонь, раздуваемый ветром, охватил мост быстро. Очевидицей происшествия стала Анна Ахматова, которая писала: «...и снова деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывет к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата — 11 июля 1916 года...».

Но в Петербурге сильно не расстроились: как сообщалось в городской прессе, мост сгорел всего за несколько месяцев до запланированного демонтажа.

Р.S. Больше постов о Петербурге и окрестностях - в группе ВК.

P.P.S. Больше красивых фото Петербурга - в Телеграм-канале.

Подписывайтесь! ;)