Найти в Дзене

Поколение детей с ключом на шее

А мы сами ходили в школу с первого класса. И в кружки тоже, родители нас за ручку не водили. И нормальным было отправить десяти-одиннадцатилетнего ребенка одного к бабушке в другой город на поезде или самолете, попросив попутчиков присмотреть за ним. Поэтому мы все выросли самостоятельными и ответственными, настоящими мужиками и бабами, которые коня и избу. А нынешних детей в вату кутают до восемнадцати. Первое. В моем детстве машин на дорогах было гораздо меньше. В основном общественный транспорт и грузовики, частные легковые были у одного человека из двадцати. Я говорю о маленьком провинциальном городке, в столицах движение было сильнее. Были ли ДТП? Были. В меньшем количестве, но скорее из-за меньшего количества транспорта, а не из-за самостоятельности детей. Потому что сорвиголов, бросающихся на спор наперерез автобусу, и тогда было достаточно. Иллюстрация. Придумали мы в детстве гадание. Нужно насчитать сто проезжающих мимо легковушек определенного цвета. После сотой оглянуться и

А мы сами ходили в школу с первого класса. И в кружки тоже, родители нас за ручку не водили. И нормальным было отправить десяти-одиннадцатилетнего ребенка одного к бабушке в другой город на поезде или самолете, попросив попутчиков присмотреть за ним. Поэтому мы все выросли самостоятельными и ответственными, настоящими мужиками и бабами, которые коня и избу. А нынешних детей в вату кутают до восемнадцати.

Первое. В моем детстве машин на дорогах было гораздо меньше. В основном общественный транспорт и грузовики, частные легковые были у одного человека из двадцати. Я говорю о маленьком провинциальном городке, в столицах движение было сильнее. Были ли ДТП? Были. В меньшем количестве, но скорее из-за меньшего количества транспорта, а не из-за самостоятельности детей. Потому что сорвиголов, бросающихся на спор наперерез автобусу, и тогда было достаточно.

Иллюстрация. Придумали мы в детстве гадание. Нужно насчитать сто проезжающих мимо легковушек определенного цвета. После сотой оглянуться и посмотреть, кто стоит за тобой, какого цвета у него волосы, блондин, брюнет, рыжий. За парня с такими волосами ты и выйдешь замуж. Кто родился зимой, нужно считать белые машины, кто летом – зеленые, осенним и весенним – желтые и красные. Так вот, на подсчет машин уходило несколько недель. Позади меня на сотой машине никто не стоял. Наверное, поэтому я не замужем.

Второе. Был общественный контроль. Бабульки, просто прохожие, если видели что неладное с ребенком, подходили и интересовались, что случилось, и пытались помочь. Если работяги, идущие со смены на заводе, замечали, что трое пацанов мутузят одного, они вмешивались и объясняли, что так делать неправильно. Еще и подзатыльник отвесят. А сейчас попробуй к ребенку подойди, да еще за руку его возьми. Сразу обвинят во всех смертных грехах и на тебя же заявление напишут. Поэтому люди предпочитают не замечать и не вмешиваться, своя рубашка ближе к телу.

Если ты хулиганил, а соседи это видели, то отчитывали тебя, еще и подзатыльник отвесят, да еще родителям рассказывали, и от них ты получал дополнительных люлей. Сейчас попробуй пожаловаться родителям, начнется крик: «А ты кто такой, чтобы моим детям указывать, не вмешивайся в воспитание, это он с котенком так играл, это он так познает мир, и вообще, мы воспитываем его по японско-французско-финикийской системе!». Еще и заявление на тебя напишут. Не отмоешься потом. Поэтому люди предпочитают действительно не вмешиваться. Не всегда так, конечно.

Иллюстрация. В начале нулевых я жила на четвертом этаже, кодовых замков на подъездах у нас тогда не было. Спускаюсь утром на работу – пролетом ниже, на площадке, две маленькие соседские девочки нашли шприцы и собираются играть в больницу. Ну я и крикнула первое, что пришло в голову: «Бросьте сейчас же!». За мной спускается соседка, их мать, спрашивает: «Ты чо на моих детей кричишь?». Отвечаю: «Шприцы нашли и в руки взяли». Соседка тоже закричала бросить немедленно и, пока мы все вместе спускались, объясняла детям, что ни в коем случае нельзя такое подбирать и в руки брать, можно нечаянно уколоться и заразиться. А мне уже на улице сказала: «Спасибо, еще что такое заметишь, мне говори».

Третье. Все росли самостоятельными и ответственными, воспитанными в духе товарищества, взаимопомощи, марксизма и ленинизма, с детства могли и суп разогреть, и школьную форму постирать, и дрова рубить, и сено ворошить, и корову доить, и собрать адронный коллайдер из канцелярских скрепок, пластилина и цветного картона.

Откуда столько мужчин моего возраста, которые не знают, как сварить пельмени? Как пришить пуговицу? Где лежат носки и трусы? Сидят голодные, потому что некому вынуть котлеты из холодильника, разогреть и поставить перед ними на стол? Откуда в девяностые взялось столько самостоятельных и ответственных мужчин, сломавшихся и лежащих на диване, лечащих душевные раны спиртосодержащими напитками, пока их жены челночат, устраиваются мыть подъезды, моют посуду в ресторанах, идут нянечками в детский сад, чтобы и ребенка там устроить, и он гарантированно поел три раза в день? Ответственно и самостоятельно свалили вопрос выживания на жен? Не все такие были, конечно, но энное количество наблюдалось.

Иллюстрация. В лихие девяностые мой отец сменил пять или шесть мест работы, шел туда, где платили и можно было заиметь дополнительные ништячки. Был и переводчиком, и кузнецом на заводе, и разнорабочим, давал по выходным частные уроки, брал переводы, работал с дамочками, желающими выйти замуж за иностранцев. В общем, ничем не брезговал. Мать работала учительницей и тоже давала частные уроки. Не стали миллионерами, но на выживание хватало. И нам помогали, когда мы в университетах в других городах учились. А один знакомый нашей семьи, когда его сократили, засел дома. Потому что не пойдет же он с высшим образованием в дворники или рабочие. А тут платят мало, а тут условия плохие. Пока его жена искала подработки и устраивалась везде, где берут, несмотря на тоже высшее образование.

Рисунок из открытых источников
Рисунок из открытых источников

Мы росли самостоятельными и все подростковые проблемы и конфликты решали сами, не привлекая родителей. А сейчас чуть что – бегут жаловаться.

А что в этом хорошего? Почему нельзя рассказать о своих проблемах близким людям, которые могут тебя защитить? Или эти люди и не собираются тебя защищать? Тогда странная это семья.

И сколько было поломанных судеб, сколько подростков перешли на темную сторону, не имея сил противостоять системе? Может, лучше как сейчас – привлекать все возможные органы, чтобы оградить человека от насилия? И что в этом плохого и стыдного, если ты сам не справляешься? Каждый частный случай разбирать не будем, но система и органы защиты подростков есть, и надо ими пользоваться. Во многих случаях помогают.

Противоположный полюс – мы – потерянное поколение, наши родители были заняты своей жизнью и не обращали на нас внимания, теперь у нас великая психологическая травма, поэтому из-за родителей мы не стали космонавтами, учеными, знаменитыми спортсменами, миллионерами, а собираем бутылки по мусорным бакам. А что еще могло получиться из неприкаянных детей с ключом на шее?

Родители нас любили. И волновались за нас – как мы там, с ключом на шее? И договаривались с соседями, чтобы те присмотрели. Но родителям нужно было работать.

А что касается дефицита внимания – лучше полноценно общаться с ребенком полчаса в день. Играть, читать вместе сказки, мастерить поделки, вырезать снежинки на елку. Чем, сидя целый день дома, включать ему мультфильмы или давать телефон (планшет), и пусть сам развлекается. И время, проведенное с детьми, не зависит от эпохи. И в моем детстве были дети, воспитанные телевизором, и сейчас есть дети, воспитанные интернетом. И дело не в количестве времени, проведенного с ребенком, а в его качестве.

Может, если ребенок строил с вами снеговика, он, когда вырастет, будет доверять вам, говорить с вами откровенно и рассказывать о своих проблемах? А если он постоянно слышит: «Иди, мультики посмотри, не мешай, мы заняты», то откуда он будет знать, что с вами можно поговорить?

И, может, когда тебе сорок-пятьдесят лет, хватит уже сваливать все свои проблемы на родителей, часто уже ушедших? Ты же уберменш, самостоятельный, ответственный и с подросткового возраста умеющий сам решать конфликты и разогревать суп, а потом мыть посуду? С ключом на шее, да.

Рассказы про безоблачное детство:

Что остается за рамками родительского внимания

У детей жизненный опыт похлеще, чем у взрослых

Ностальгии и старческого брюзжания пост

Ода люстре «Каскад»

Хотите еще историй? Пишите свое мнение в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!