Данная статья раскрывает способы реализации бюджетной формы в программном продукте 1С: Управление Холдингом. Мы обсудим структуру используемых объектов и их взаимосвязи. Коснемся архитектуры решения и соответствия предложенной архитектуры современным подходам к организации хранения и использования данных. Мы рассмотрим несколько примеров.
Часть первая
Если кратко, то для реализации бюджетной формы нужно настроить Вид отчета и бланк отчета. Бюджетную форму мы представляем как таблицу со строками и колонками ( усложнения будут описаны ниже.) Вид отчета - это структура для хранения данных. В нем определяются строки, колонки и аналитики для каждого показателя. Бланк отчета определяет структуру вывода информации. Т.е. визуализация информации может отличаться от структуры хранения информации.
Давайте рассмотрим пример Бюджетной формы, которую нужно реализовать в системе.
В данном примере имеется две проблемы, которые нужно решить
1. Как отразить данные за 2024-2026 годы свернуто
2. Как структурировать статью оплат? Нужно ли делать группы, подгруппы, какие будут аналитики?
Остановимся на первой задаче.
Базовое решение предполагает Вид отчета со следующей структурой
Бланк отчета выглядит следующим образом
Колонки 2024 и 2025 (колонки "4" и "5") содержат те же показатели, что и колонка "3", но в колонках "4" и "5" нет раскрытия по периодам, а в колонке "3" такое раскрытие есть. Дополнительно в колонки "4" и "5" добавляем отбор для того, чтобы он охватил нужный нам период.
Заполняем ЭО за 2024 год,
И за 2025 год
Для заполнения вышеуказанных ЭО используем стандартный бланк, в котором нет дополнительных колонок 2024 и 2025.
После этого открываем ЭО за 2023 год и видим требуемую визуализацию
Давайте прокомментируем данное решение.
1. Ввод данных осуществляется по годам. Т.е. если мы вводим данные за 2023 год, то не можем одновременно ввести данные за 2024 и за 2025 годы
3. Бланк отчет нарисован только на 2023 год. Несмотря на то, что его можно использовать и в следующих периодах, причем суммирующие цифры будут корректны, название колонок 2024 и 2025
Давайте решим последнюю задачу с названием колонок
Введем два технических показателя, которые покажут нам след. год по отношению к периоду отчета (тип показателя Дата)
Формула для заполнения одного из них может быть например такая. Для второго пишем аналогичную формулу, только добавляем 24 месяца
В название колонок добавляем эти показатели, накладываем отбор, так, чтобы был включен только 1 месяц, и форматируем дату так, чтобы был виден только год.
Бланк выглядит следующим образом
В название колонок добавляем новые показатели, накладываем отбор, так, чтобы был включен только 1 месяц, и форматируем дату так, чтобы был виден только год.
В результате ЭО за 2023 год выглядит следующим образом.
За 2024 год выглядит так.
Предложенное выше решение можно охарактеризовать как базовое. Мы использовали редактирование бланка для того, чтобы удовлетворить функциональным требованиям. При этом решение получается гибким и масштабируемым.
Есть другой подход к решению, у которого много побочных эффектов.
Например если нужно вводить данные за 12 месяцев и по годам за следующие периоды одновременно в одной форме.
Рассмотрим Вид отчета
- Важно! - В названии Видов отчетов, Колонок, Строк - рекомендуется избегать названия аналитики.
В нашем случае в названии колонки есть аналитика "Период". Это приводит к тому, что данная аналитика задваивается (присутствует как в шапке отчета, так и в колонке отчета), поэтому вы должны определиться, в какой период (с января по декабрь) будет записано значение Год+1, и Год+2. Например это будет Январь, тогда при выводе в бланке необходимо будет устанавливать отбор по Январю и исключать это показатель из области раскрытия.
Но это только частичное решение проблемы. Одним из побочных эффектов будет являться то, что данных за 2024 год у вас будет 2 экземпляра. Первый это общие данные введенные в 2023 году, а второй - это данные собственно за 2024
Часть вторая (продолжение следует)....