Николай Сергеев (1855 – 1919) – один из славных пейзажистов той не очень удачно когорты художников, чьи имена заслонили Левитан, Шишкин, Жуковский. Может быть, потому что Сергеев одновременно похож на слишком многих, а свою узнаваемую манеру не выработал. Его ночные пейзажи напоминают шедевры Куинджи, а немного сентиментальные композиции с широкими полями, озерами, радугами после ливня все-таки вторичны, по сравнению с Васильевым и Саврасовым. Но чего у Сергеева не отнять, так это высокого мастерства и любви к природе.
Художником этот уроженец Харькова стал почти случайно. В 21 год, окончив гимназию, он отправился в Санкт-Петербург, поступать в институт путей сообщения. А в итоге стал учиться в мастерской талантливого мариниста Льва Лагорио, ученика Айвазовского. С этого момента живопись стала главным делом для Сергеева. Вскоре он начал посещать Академию художеств и участвовать в выставках.
«Пейзажист должен упражняться двояко, – во-первых, писать этюды с натуры, чтобы изучить в совершенстве анатомию природы; во-вторых, должен вдумчиво наблюдать ее и «фиксировать» в своем воображении то или другое настроение, тот или другой момент. Только при наличности второго условия художник может назваться большим, всеобъемлющим пейзажистом», - писал Сергеев.
И он «упражнялся» десятилетиями – мерзнул ранним зимним утром, стоял под проливным дождем, пробирался через лесную чащу. И картины получались замечательные. Пусть порой и слишком «левитанистые».