Найти тему
МИР ТАНГО Max&Kati

Какое мое танго? Часть интервью с Chicho Mariano Frumboli, программа "У меня к вам вопрос", Буэнос Айрес, 2023г.

О важности общения с милонгеро старых поколений

Я научился танцевать танго в 1993 году. Много лет назад…

Я и не только я, но и многие из моего поколения танго, кто начал танцевать примерно в одно время со мной, в отличие от Gabriel Angio и Natalia Games, например, или других, кто начал раньше видели старых маэстрос.

Предыдущие поколения имели больше возможностей быть на связи с милонгерос и с людьми которые танцевали в старые добрые времена и могли передать это наследие по-другому. Мое поколение было последним, кто встретил некоторых из этих танцоров (мужчин и женщин) из других эпох. Потом они все постепенно умерли.

Я не знаю, есть ли кто-то живой сегодня, кто действительно танцевал в фундаментальную эпоху танго.

Даже без танцев есть сильный культурный компонент и будучи аргентинцем я всегда имел танго в себе. Это культурное, а не личное.

Вчера я проверил это с подругой. Она не танцует танго.

Я рассказывал ей то и это о танго, и сказал, чтобы она поговорила со мной как тангера или сделала движение.

И хотя она не знает как танцевать танго, она создала танго жестом.

Это что-то в культуре, в крови, что передается.

О потере сути в танго

-2

Проблема в том, что в какой-то момент после того как танго начало расширяться географически, и маэстро начали путешествовать, они пытались преподавать в первую очередь танец, а позже некоторые пытались преподавать немного того, что вы называете сутью. Что бы ни было для них сутью. И…

Я считаю, что эта суть начала теряться.

Если бы я дал вам свое определение сути танго, я бы сказал, чему меня учили и что я теперь думаю после тридцати лет в танго о его сути.

Но меня не учили сути. Для них - старых милонгерос - суть заключалась в том, что они учили вас движению, шагу…

Они называли это «шагом». Вы практиковали его, и они говорили, - Нет! Вам нужно делать это с большим чувством! Вложите больше чувства в это!..

Если я скажу это вам, как учитель, как вы узнаете, как это сделать? Какое чувство вам нужно добавить?

Никакого способа…

Меня никогда не учили как чувствовать в танго.

Никто не учил меня чувствовать танго. Вы понимаете?

История о первом посещении милонги

Я всегда рассказываю историю о моем первом опыте на милонге, это был Salón Argentina. Это был год до того, как я начал танцевать. Я пошел с подругой. Мы сели за столик, зал был полон танцующих людей. Крошечный столик рядом с танцполом, люди проходили очень-очень близко, но никогда не касаясь. Вдруг я увидел пухлую пару. Это изображение зафиксировано в моем сознании. Оба короткие и пухлые, в объятиях. Она висела на нем с выражением экстаза на лице, а его взгляд был направлен внутрь и, казалось, как будто он страдал.

Я подумал: они танцуют или что они делают? Я не понимал, почему на его лице была боль, а на ее - удовольствие. Это было странно. Это не была постановка. Это был просто танец. Это то, что что поразило меня в танго. Почему этот парень страдал? Почему женщина в полном экстазе? Год спустя я начал танцевать танго. Но я понял это только, спустя 8, 9 или 10 лет после того, как начал танцевать. Только тогда я понял.

Для меня это суть. И она имеет отношение к таким понятиям как делиться и быть щедрым, быть честным с самим собой, быть честным с другим человеком, доверять другому человеку, доверять друг другу. Это не имеет ничего общего с формой.  Это о ощущениях и эмоциях и чувствах. Тогда я начал понимать, через восемь лет, что такое чувство в танго. Знаете, это не случилось сразу. Не то, чтобы парень сказал: ты должен чувствовать это, и я просто почувствовал – это невозможно! И не так легко научить кого-то чувствовать. Вы можете ходить на занятия к многим учителям и чувствовать суть, или скорее верить, что они владеют сутью танго. Потому что они могут учить вас тому, что для них является сутью танго. Потому что танго — это общение и свобода, честность и прозрачность.

Например, если я хожу на занятия к тому, кто, как я считаю, передает мне суть танго, потому что мне нравится его белый костюм или его блестяще туфли или потому, что он укладывает волосы особым образом, и для меня это суть танго, то здесь есть ошибка. Потому что они будут учить вас своему способу танцевать танго. Они не дают вам свободы. Они учат тому, как танцуют сами.

Когда я понял это много лет назад, я понял, что учить кого-то танцевать - это учить их находить эту свободу. Я говорю очень эзотерические вещи и для меня танго тоже эзотерическое. Я знаю определенное количество voleos, sacadas, colgadas, ganchos и т.д., и я знаю эти элементы танго достаточно хорошо, и я постоянно работаю над их улучшением, и эта работа для меня не о эстетике, а о коммуникации. Я буду лучше в этом только, если я и мой партнер знаем, что мы двигаемся вместе. Мы делимся движением.

Итак, общение идет в первую очередь, затем идет движение. И только после этого - стиль, эстетика. Понимаете?

Еще одна ошибка в танго, что каждый маэстро учит вас разной технике шага!

Но есть только одна!

Они говорят: растяните ногу и сделайте проекцию, ступайте пальцами, а не пяткой, используйте грудь.

Есть только одна техника, потому что речь идет о вашем теле и моем.

Не нужно объяснять мне, как ходить, я хожу с тех пор, как мне исполнился год. Нет особого способа ходить в танго.

В этом проблема. Вы ходите в танго так же, как обычно.

Зачем мне делать это по-другому в танго?

Вы знаете, есть учителя, которые учат ходить пальцами вперед.

Если вы собираетесь объяснять мне технику лодыжки и почему она должна быть такой, а не иначе, чтобы сохранить равновесие, у нас серьезная проблема в танго.

Танго не в лодыжке.

Танго где-то еще.

Движение наших ног - это следствие того, что происходит выше в тот момент, когда мы общаемся друг с другом.

В закрытом или открытом объятии, новом или старом, традиционном или каком-то другом общение есть, выше. Все, что ниже, следствие.

Теперь это делается наоборот. Это создается ниже и толкуется выше.

Суть и корни танго больше связаны с человечностью.

С человеческим общением между двумя людьми.

Если я скажу подойди сюда, то он идет. Видишь? … Мне не пришлось хватать его за спину и тащить его сюда. Понимаешь?

Я сделал предложение, я предложил что-то своим телом, он прочитал это и пришел. Это общение в танго. Это не о руке, или плече, или осанке, спине, заднице, ногах,

ноге - все это эстетика.

И если мы сосредоточимся на эстетике …

Вот почему я говорю, что танго исчезло в какой-то момент. Настоящее танго умерло.

Оно умерло давно. С тех пор, как появились направления, оно умерло.

Направление марафона, салона, сцены, соревнования, нового, старого, традиционного.

Если я танцую в стиле марафона, то я могу чувствовать себя в безопасности, потому что я танцую как все остальные, поэтому они принимают меня. Если я танцор сцены, я собираюсь с людьми танго сцены, это моя банда. И у каждого направления своя группа.

Старые маэстрос говорили мне и моему поколению: “Делай свое танго! Найди свое танго! Твое личное танго, твой стиль! Танго … это ты, ты, ты, ты!”

Когда я наконец сделал это, они сказали мне, -  Это не танго!!!

И я уехал в Париж. Я просто сел на самолет в Париж.

Там люди были более открытыми.

Когда я начинал, был только один бренд и один магазин танго-обуви! Теперь они есть по всему миру. Мы стали продавать себя и терять суть.

О страхе танцевать не как все и поиске своего танго.

-3

Принадлежность к направлению дает вам много уверенности и безопасности.

Поэтому люди не рискуют менять свой танец. Если я хочу танцевать определенным образом, но не делаю этого, потому что поддерживаю свой образ, который создал на основе тенденции, то я могу потерять учеников, зрителям может не понравиться.

Появляется неуверенность.

О эволюции танго.

-4

Было бы хорошо, если бы некоторые люди задали себе вопрос:

ищут ли они свое собственное я в танго?

Но не для того, чтобы быть оригинальным или казаться лучше остальных, нет …

Но как вопрос личной реализации. Тогда танго действительно продвинется.

Вместо этого танго продвигается на 5 лет, затем откатывается на семь.

Так танго никогда не идет вперед.

Я чувствую себя очень традиционным в отношении чувства в танго и культурной традиции и даже сути, но я толкаю танго вперед. Я не остаюсь с гелем для волос и костюмом. Я двигаюсь вперед, развивая эту коммуникацию, которую мы имеем.

Эволюция не лежит в движении, а в коммуникации.Теперь я могу танцевать даже касаясь партнера, тогда как раньше я должен был вести руками.

Есть большая эволюция, связанная с коммуникацией, но люди не понимают этого. Они думают, что современность заключена в движении. Движение - это просто форма. Пустая форма без сути. В нем есть только техника, нет сути.

О учителях.

-5

У меня нет проблем с тем, чтобы сказать у кого учился, но у некоторых людей есть.

Я ходил на занятия ко всем. Они все стали частью меня, как я стал частью всех их.

Я учился у Graciela Gonzalez, El Turco Suaya, Elina Roldan, Ricky Barrios, Luis Solanas,

Cecilia Troncoso, у всех … У Teté (Rusconi), Puppy (Castello)... Они все стали частью меня, так же, как я стал частью их.

Если вы ходите на занятия к, скажем,(Sebastian) Achaval …

Я очень люблю Sebastian. Если один из его учеников придет ко мне, чтобы взять у меня уроки, я спрошу, как долго он был с Achaval. Если он скажет, что был два года, я скажу ему, чтобы он продолжал учиться у Achaval. Потому что вы должны пройти процесс с одним и тем же учителем. Я ходил на занятия к многим, но я также давал себе время на обработку информации от каждого из них.

Я всегда поощряю учеников следовать определенному направлению в некотором смысле. Это создаст у них стиль, эстетическую форму и т.д. Но никогда не оставайтесь там навсегда, не определяйте себя этим. Никогда не говорите «я танцор сцены», скажите, что я изучаю сценический танец. Мне нравится ходить на милонгу и танцевать milonguero, мне нравится объятие. Но когда я репетирую, я репетирую сцену, потому что мне нравится это направление. Или мне нравится стиль Javier Rodriguez, но я не танцую на милонге. Все что угодно. Будьте свободны и делайте, что хотите. Не застревайте на одной вещи, на одном стиле.

О том, что же на самом деле танцует Чичо.

Многие люди говорят, что Чичо не танцует танго!

Это мне говорили напрямую, прямо в лицо: “То, что ты танцуешь, не танго!”

Мне это говорили в лицо, и мне пришлось с этим мириться!

Но кто дает вам право говорить, что танго, а что нет? Это как спросить, что такое красота?

Я привлекаю внимание людей к тому факту, что суть существует.

И если мы хотим танцевать больше танго, это должно быть связано с чем-то гораздо более личным, или «существенным» если хотите, а не поверхностным, как стиль одежды или способом движения. Это связано с чем-то очень личным, внутренним, вашим внутренним существом.

И я не могу сказать: ”Мне не нравится твоя суть, измени ее.” Это не логично.

О том, что же искал Чичо первые 8 лет в танго

-6

Это странная история, потому что то, что связало меня с танго …

(что пришло намного позже) не имело ничего общего с сутью танго.

Это было чисто движение.

Я открыл для себя новый способ двигаться, выражать себя и т.д.

И выражать себя с другим человеком рядом со мной - женщиной рядом со мной.

Я влюблялся, вступал в отношения и расставался, были ссоры.

Такие вещи происходили и я всегда искал движение.

Я собирался с Gustavo (Naveira) и Fabian (Salas) и искал самый необычный voleo. Но не пытаясь быть оригинальным или сумасшедшим. Потому что у нас троих была реальная необходимость, голод знаний. Мы хотели знать, как работают вещи, почему они работают. Почему voleo работает так, sacada так. Мы искали способы, пробовали, ища техники …

Это была работа над движением, движением, движением …

Это заняло пару лет. Я знал 25 разных voleo и sacada вместо одной или двух.

Зная, что там есть целый мир и идя в нем гулять, понимая каждый элемент, подгоняя их под музыку, ритм, звук …

Когда я полностью контролировал движение, я начал слушать музыку.

Я даже танцевал под электронное танго, я просто не мог найти музыку, которая подходила бы моему движению. Я делал voleo, colgadas, странные вещи, которые тогда делали не многие, кроме Gustavo и Fabián.

Поэтому я подумал, может быть, какая-то другая музыка лучше подойдет к ним.

Я попробовал электронную музыку, от «Bajo Fondo», знаете …

И через пару лет я понял … это не удовлетворяло меня.

Но я уехал в Европу с этой кучей информации и движений, которые были разрушены критикой здесь, нападая на мой способ танцевать, а в Европе меня приняли с распростертыми объятиями.

Им понравились sacadas и voleo, все хотели учиться.

Потом я прошел через время пустоты.

Я был сосредоточен только на движении. Люди, которые ходили на мои классы тогда, в La Galería del Tango, знают это.

Я искал самое сложное движение,

Все было о технике, движении, коммуникации …

Когда я действительно начал связываться с танго, это было, когда электронная музыка

больше не подходила мне … Я думал, что это приведет меня к той связи с танцем, которую я искал.

Поскольку они лишили меня места в танго, говоря, что я не танцую танго.

Поэтому я попытался принять это и танцевать под другую музыку …

Но это не сработало, и я продолжал расти, и через несколько лет я понял, где мое танго. Живя за границей, 11000 км от Аргентины, скучая по своей стране, своей культуре. Чувствуя себя аргентинцем. Танцуя танго, преподавая танго по всему миру.

Потому что это моя культура. С этим давлением в спине от них, говорящих:

То, что ты танцуешь, не танго! Очень сложная ситуация …

Я решил послать их всех к черту и делать свое дело.

Вы ищете танго снаружи.

-7

Я живу в Европе уже 24 года. Я не могу преподавать аргентинское танго везде. Это даже не моя цель. Аргентинское танго - это моя культура. Это мое. Это в моей крови. Это МОЕ танго. Но я не могу научить датчанина, бельгийца, голландца, немца или венгра танго, которое я чувствую в своих венах. Это невозможно. Потому что происходит что-то другое, культурное. Есть сущность. А что, если голландец или кто-то еще приедет в Буэнос-Айрес? Он сможет тогда выучить его? Даже тогда нет.

Нет, потому что он будет искать танго вне себя, а не внутри.

Вы не можете просто приехать в Буэнос-Айрес и вернуться гением танго:

“Я был в Буэнос-Айресе и участвовал в шоу там - я умею танцевать танго!”

“Я был диджеем в Буэнос-Айресе! Я должен быть аргентинцем! Я танцую танго!”

Ложь! Я совсем не доверяю таким людям. Танго не там! Это не о приезде в Аргентину.

Люди говорят: чтобы хорошо танцевать танго надо приехать в Аргентину и жить здесь 5 лет, в Сан-Тельмо, рядом с вонючим рынком, где спят нищие - это танго!.. Какая ложь!! Или: “Чтобы танцевать танго, если вы учитель, не забывайте свой ‘мате’!”

"Берите свой ‘мате’ с собой! И немного dulce de leche (десертное блюдо аргентинской кухни), и если сможете также возьмите с собой бандонеон! Так вы будете аргентинцем.

Даже если вы турок. Или китаец. Если вы носите ‘мате’ - вы аргентинец."

И это ложь! Потому что вы ищете танго снаружи.

Так что датчанин, венгр, бельгиец, ямайец должны искать танго в своей собственной истории, в своей собственной культуре. В своей собственной…

О эмоциональной окраске танго, вальса, милонги

-8

Танго - это меланхолия, это прикосновение к своим глубинным чувствам. Танго - это предательство, угроза, обман, неверность, … Танго не счастливо.

Танго - это грусть. Назовите счастливое танго! Такого нет ни одного.

Милонги - это весело. Они рассказывают смешные анекдоты. Вальсы - это романтично, как серенады. Но танго… они все полны депрессии.

“Сердце, не слушай его”,- Caló/Berón. Это позитивно?!

Если я иду на милонгу в любой стране, которой хотите…

И я вижу, что есть милонга в 3 часа дня, то я говорю нет.

Мое самое традиционное отношение всплывает и я говорю, что это не танго.

Я никогда не был на дневной милонге! Никогда!

Дневная милонга в La Ideal была обманом, это было для встреч любовников.

Кто на нее ходил! Только люди из Microcentro (центр Буэнос Айреса) встречались после работы в офисе. Все мы, кто ходил на эту милонгу, знали это. Это тоже культурная вещь. Дневная милонга для меня имеет отношение к классу или практике.

Но милонга! Вы входите в пространство, раньше оно было полно дыма, теперь нет.

Тусклый свет, тяжелый и густой воздух. Это не принадлежит моему поколению, а предыдущему. Но я испытал это и уловил суть, тяжелую, которая содержится в текстах танго и музыке. Танго составлено, музыкально, очень по-другому, чем джаз.

Оно звучит по-другому. Мелодии танго всегда ведут вас в темное место.

Джаз и госпел (жанр духовной христианской музыки) - это тоже крики страдания, но они более оптимистичны. Не танго. Джаз - это веселье, танцы, движение, улыбки. Танго - это хмурость, это та пара, которую я видел страдающей.

О танце с Juana Sepulveda и Moira Castellano

-9

Когда мы танцуем, у нас есть глубина, какой бы стиль мы ни использовали, будь то открытые или закрытые объятия. Каждый из нас в своем собственном мире.

Я могу быть сосредоточен на скрипке, а Juana на бандонеоне или думать о своем списке покупок, это не имеет значения.

Каждый занимается своим делом, но наше общение работает.

Даже если она думает о своем списке покупок она ответит на ведение voleo.

Потому что у нас есть общий язык, мы знаем друг друга 15, 16 или 17 лет. Что бы что я ни делал, она меня понимает. Это наш кодекс.

Но не с Moira Castellano, например. Завтра мы должны танцевать, это риск.Не риск, а... вызов. Я знаю Moira, не так, как Juana. И мы не виделись 3 года. Я принимаю это как вызов. Мне не нравится то, что легко и привычно.

Я люблю рисковать. Мне нравится адреналин, поэтому я люблю импровизировать.

Я не занимаюсь хореографией. Импровизация - это момент, творчество.

О хореографии

-10

Я считаю, что импровизация - это самая совершенная хореография.

Для того чтобы сделать хорошую импровизацию с посылом, техникой, формой и все такое, нужно знать гораздо больше, чем когда ты просто занимаешься хореографией.

Это хореография, которую вы придумываете в момент, в соответствии с музыкой, вашим партнером, освещением, полом, публикой. Может быть, ваша девушка смотрит,

или продюсер шоу, который возьмет вас на работу. Все влияет на тебя.

В такой ситуации мне нравится находить - и это мой поиск - найти это единение с моим партнером. Для меня настоящий вызов это импровизировать. Я выбираю музыку за пять минут до того, как начну танцевать. Мне нужно увидеть место, освещение, пространство. Это и есть мое вдохновение.

Я говорю: "Это заставляет меня думать о… D’Agostino/Vargas. И я танцую D’Agostino/Vargas, потому что это единственное, что подсказывает свет.

А если мне нравится цвет, или пол, или публика, то я выберу другое произведение.  Я чувствую связь с публикой.

Я начинаю танцевать, и - Хуана знает, что я чувствую, что она один из инструментов, который звучит, а я на нем играю.

Я представляю, что пишу картину. Я рисую в этот самый момент, бросая фиолетовый здесь и синий там. У каждого движения есть свой цвет, форма, определенное значение… Если вы делаете сакаду, то сакада сама по себе не имеет значения. Важна скорость и мастерство выполнения.

Для меня момент выступления - это момент максимального самовыражения.

У меня нет намерения раскрыть себя. Я не говорю: посмотрите на Chicho! Как

его ноги двигаются в ритм, исполняя триоли. Нет! Я пытаюсь, чтобы вы увидели пару.

Увидели Juana. К сожалению, мы все еще находимся в той парадигме лидера

и последователя. Мы могли бы назвать это по-другому.

Но если я отвечаю за то, чтобы вести Juana, я должен убедиться, что ее видят так же, как и меня. Это моя ответственность.

Если ей нужно дать момент, я ей его дам. Дело не только в том, чтобы показать свое мастерство в шоу или свой костюм или танго. Речь идет о создании момента.

О созидании. Это вхождение в другую вселенную...

Я очень рад, что ты дочитал до конца статью. Подпишись и ставь лайк. Так ты даешь продвижение этой статье дальше для других, кто ищет ответы на свои вопросы. Пиши комментарии. Это самое ценное, что ты можешь легко сделать в два клика. Для авторов канала это важно.

Перевод выполнил наш подписчик: Кирилл Улямаев (Уфа, Екатеринбург)