Найти тему
4,1K подписчиков

«Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека: какого правителя чествует автор?

148 прочитали

В начале XVII века в небольшом стольном граде Касимове произошло долгожданное событие. В 1600 г. после долгого периода отсутствия хана во главе Касимовского ханства, на трон был посажен Ураз Мухаммед, сын Ондан-султана, потомок Урус-хана. Представление нового хана местной татарской знати и простому народу проходило очень бурно, весело и щедро. Празднество длилось несколько дней, угощения лились рекой, всем были оказаны милости сообразно их положению. Само поднятие хана происходило согласно традициям: в мечети, построенной Шах-Али, хана на троне поднимали представители четырех татарских кланов.

Мечеть Шах Али, Касимов
Мечеть Шах Али, Касимов

Освещение этого торжества и, в целом, интронизация Ураз Мухаммеда стали широко известны благодаря «Сборнику летописей», написанному приближенным хана Кадыр Али-беком. Его личность до сих пор вызывает споры в научной среде, знал ли он Ураз Мухаммеда с ранних лет или же присоединился к нему после пленения царевича в Сибири. Тем не менее он является автором сочинения, в котором одним из основных героев является Ураз Мухаммед-хан.

Ураз Мухаммед. Фото: https://sun9-19.userapi.com/
Ураз Мухаммед. Фото: https://sun9-19.userapi.com/

Ураз Мухаммеду посвящен один из дастанов. Он идет после череды дастанов, посвященных разным правителям, в основном, потомков Чингиз-хана. Повествование, посвященное Ураз Мухаммеду, завершает все сочинение. В этом разделе также перечисляются славные предки Ураз Мухаммеда, далее описывается перипетии его жизненного пути, приведшие в итоге к услужению русскому царю. Автор особо подчеркивает благоволение Бориса Годунова по отношению к казахскому царевичу, которого еще в Москве выводили на показ перед стрельцами и подвластными беками, далее, посадив рядом с собой и сыном Федором Борисовичем, пожаловали ханство. Для знакомства с новым ханом в Москву из Касимова были приглашены двести человек из разных сословий, которые потом сопровождали нового хана к месту службы. Автор сочинения уделяет внимание тому, что Ураз Мухаммед действовал в интересах Бориса Годунова, показал себя строгим, но справедливым правителем, который мог и наградить отличившихся, и наказать провинившихся.

Таким образом благодаря дастанам о чингизидах и Ураз Мухаммеде складывается впечатление, что этого сочинение написано во славу последнего и он является центральным основным героем, вокруг которого крутятся все события, и повествования о чингизидах создают ореол славы, причастности к великим событиям и личностям.

Царь Борис Годунов. Фото: http://www.rmoneta.ru/
Царь Борис Годунов. Фото: http://www.rmoneta.ru/

Однако стоит обратить внимание на первую главу сочинения, посвященной царю Борису. По риторике она кардинально отличается от остальной части. Это полностью хвалебная песнь. Он назван великим беком и белым ханом, который правит четырьмя сторонами света, захватил государства от востока до запада и пленил бесчисленное количество сыновей ханов. Султаны, беки и мурзы приходят к нему для услужения, чтобы справедливость царская распространилась и на них. В связи с этим возникает сомнение в центральной фигуре этого сочинения. Исходя из текста, возвышение Ураз Мухаммеда связано только с Борисом Годуновым, все, что было до него описывается как период лишений, скитаний. И даже пленение Ураз Мухаммеда преподносится как благо, поскольку далее он стал служить русскому государству и получать за это дотации. Более того, учитывая, что Борис Годунов, по словам автора, "захватил в плен ханов четырех сторон света, а султаны, беки и мирзы стремились угождать ему", вероятнее всего имелись ввиду именно чингизиды, предки Ураз Мухаммеда. Таким образом, все усилия автора показать значимость Ураз Мухаммеда посредством величия чингизидов сводятся к нулю, поскольку их потомки, в том числе и Ураз Мухаммед показаны как подчиненные русского царя. В результате этого получается, что данное сочинение в большей степени прославляет Бориса Годунова, который держит в подчинении потомков великих чингизидов и оказывает им свою милость, подавая им надежду на обладание призрачной власти, разрешая им участвовать в дипломатических играх русского государства.

Таким образом, «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека можно скорее считать рупором могущества и милости русского царя, чем произведением о величии казахского царевича, который поднялся по иерархической лестнице по воле Бориса Годунова, великого бека и белого хана.

Л.Ф.Байбулатова

См: Формирование исторической памяти и коллективного сознания – инструкция к применению: Мусульманская средневековая историография

Старотатарский язык "Сборника летописей" Касимовского ханства