В отличие от многих других народов, у которых принятие ислама стало единым политическим актом, исламизация башкир растянулась на долгие столетия. Причина состояла в том, что они жили достаточно далеко от традиционных центров мусульманской религии, а также в том, что этот народ всегда сохранял если не полную независимость, то внутреннее самоуправление.
Легенда о том, что первых сахабов (миссионеров) сюда отправил еще Мухаммед в 7-м веке при внимательном взгляде представляется вымышленной. Пророк, конечно, имел некоторое представление о тюрках, однако, вряд ли отличал одних от других, а в то время у мусульманской уммы были совершенно другие проблемы и интересы, нежели нести свет веры жителям Поволжья и Урала.
Поэтому, вероятно, на первом этапе ислам распространялся посредством торговли с теми странами, которые обратились ранее. Хорезм и Бухара перешли в эту веру непосредственно после арабского завоевания, в Хазарии тоже было немало мусульман. Учитывая, что в современной Башкирии найдены арабские монеты из Средней Азии, можно быть уверенным, что ее население поддерживало контакты с мусульманскими странами.
Но Ибн Фадлан, благодаря которому ислам приняла Волжская Булгария, не знает о наличии единоверцев среди башкир. Напротив, он именует их самыми опасными из тюрок. Поэтому первые достоверно известные попытки миссионерской деятельности были предприняты после обращения булгар в 922-м году.
В следующие столетия и до самого монгольского нашествия была обращена, по крайней мере, племенная элита западных башкир, связанных с Булгарией торговыми и экономическими союзами – например, усергане, бурзяне, тангауры. Но простых кочевников изменения затронули мало, и большинство проповедников не имели успеха.
Следующий этап начался после объявления ислама официальной религией Золотой Орды. Поскольку прежде башкиры оказали Монгольской империи упорное сопротивление (об этом упомянуто в Сокровенном сказании монголов), они пользовались автономией в улусе Джучи.
Поэтому хан Узбек, распространявший веру среди татар огнем и мечом, с этим народом предпочел обойтись без войны. Известно, что большую часть второй половины своего правления он провел в северных степях. Тогда в Башкирию были направлены многочисленные миссионеры.
Видимо, это имело определенный эффект. С 14-го века тут начинает встречаться все больше мусульманских захоронений и даже построено несколько мавзолеев. А в следующие столетия они распространяются не только на западе, пока не начинают доминировать повсеместно.
После распада Золотой Орды Башкирия считалась автономной частью Ногайского юрта, хотя и часто воевала с его правителями. В середине 16-го века ногайцы столкнулись с тремя последовательными годами засухи, у них начался голод и пришла чума. Поэтому их кочевое государство распадается, этот народ мигрирует в Крымское ханство и на Кавказ.
Это привело к обретению формальной независимости и заключения договоров о союзе с казанскими ханами. Посредством казанцев у башкир была устроена мусульманская духовная организация и началась более активная проповедь ислама среди восточных племен и простых людей вообще.
Но завершился процесс распространения ислама только после падения Казанского ханства. В то время многие татары бежали к своим соседям от последствий войны и репрессий после нее. Поскольку башкиры, хоть и приняли протекторат русского государя, но сохранили свое внутреннее самоуправление, они смогли принять у себя немало казанцев, среди которых были образованные имамы и муллы.
Особо оговаривалось целостность прав на землю, а также и религиозные права. Поскольку завоеванной Казани никаких подобных поблажек предоставлено не было, до изменения политики на этот счет среди башкир поселилось действительно много татар. Впоследствии именно это стало причиной, что первое Духовное управление мусульман находилось в Уфе – и никуда до сих пор не переехало.