В России появился новый уровень путешествия. Из Москвы до Казани можно вроде добраться на машине за 6 с половиной часов. Виной всему трасса М-12, которую с пафосом открыли 21 декабря. Так ли все там гладко? Мы прокатились по дорогой дороге.
Зайцев не видали?
Признаться, перед путешествием по М-12 «Восток» испытываешь некоторый трепет. Не каждый год в России открываются дороги подобного масштаба.
В Татарстане на трассу ведут 6 развязок: в Кайбицком, Верхнеуслонском, Лаишевском и Пестречинском районах. Мы решили начать движение с самого начала пути, съехав на М-12 с трассы Шали – Бавлы. Это 80 километров от Казани. Едешь еще такой по своей родной трассе до Чистополя, и тут раз – и съезд на платную.
Пропустить платную трассу невозможно. Еще за несколько километров на дорожных указателях на желтом фоне тебя предупреждают о возможности поехать в Москву за деньги.
А перед въездом стоит огромный аншлаг с ценами, за какой автомобиль, до какого населенного пункта сколько придется заплатить.
И все. Ты въезжаешь на платную дорогу. Никаких тебе шлагбаумов и очередей. Поначалу даже не верится, что так можно было.
- Я, признаться, был удивлен такой системой оплаты, - говорит Айрат Михеев, уже опробовавший новую трассу. – Думал, будут шлагбаумы, а тут тебя фиксирует камера, и потом на сайте Автодора все это можно оплатить через несколько дней. Единственный минус – многие банки берут комиссию.
Система контроля, правда, пока не совершенна. Автомобилисту достаточно залепить одну цифру на своем госномере снегом - и вуаля! Можно ехать бесплатно. Нам на встречу попадались такие «зайцы», причем на совсем не дешевых автомобилях. Никаких постов ДПС, кто мог бы оштрафовать нарушителя, нами встречено по пути следования не было. Но я думаю, это явление временное.
Чек наш путешествия до Шумерлей и обратно пришел к водителю менее, чем за сутки. Стоило это наше «радищевское» путешествие 2044 рубля…
Апокалипсис сегодня…
А контраст между платной и бесплатной трассой заметен сразу. Мы выбирались из утренней Казани с ее неожиданными пробками на выезд, по самой Шалинской трассе движение в ранний час довольно интенсивное. А тут – освещенная абсолютно пустая дорога с отличным покрытием. Едешь, и на третьей минуте появляется ощущение, что в этом мире произошел апокалипсис, поскольку тебе на встречу не попадается ни одной машины, и тем более, человека. Двигаешься по абсолютно пустой трассе. На 5 минуте поездки немного отпускает. На встречу тебе попадается первый автомобиль. Значит все с нашей планетой нормально…
Отсутствие трафика объясняется просто. Трассу открыли только 21 декабря. Многие автомобилисты просто не знают о ее наличии. Уже после первой развязки, которая попадается нам на пути, количество машин становится заметно больше.
Без душа и молитвы
Одной из особенностей трассы не обычные заправки, а многофункциональные зоны дорожного сервиса. Таковых в Татарстане пока 4 из запланированных 6. Первую подобную зону мы встретили через 15 километров, как начали движение по М-12. Внешне все выглядит заманчиво. Дальнобойщикам и автобусам выделили отдельные зоны для паркинга. Есть даже детская площадка и воркаут-зона.
Душ и даже комната для молитв. Летняя веранда. Однако, все это было занесено снегом. То есть, не функционировало. На вопрос, сколько будет стоить отдать вещи в прачечную или принять горячий душ, управляющий точки отвечать не стал, произнеся только, что все у них уже работает нормально.
«А то понаедут журналисты, напишут тут про нас всякое, а мне потом от начальства попадает.
Персонал в самом кафе оказался более дружелюбным. Девушки за кассой признались, что многие водители удивлены возможность. Не только принять душ, но и помолиться на заправке.
- В молельной комнате нет никакой религиозной атрибутики, - говорит работница АЗС Татьяна. - Только стрелка на потолке, указывающая на Каабу. А в душевых пока идет монтаж оборудования. Когда все будет готово – пока не понятно. Цены мы тоже не знаем. Да и трафик пока, признаться, небольшой.
Однако, несмотря на маленькое количество посетителей, ассортимент в кафе довольно большой. Да и цены божеские. Перемяч с мясом – 70 рублей, элеш с курицей – 85, бекен с капустой – 55. лапша – 106, маленький капучино – 189…
Полноценный обед обойдется в среднем в 250-300 рублей. В общем, дорожный сервис оставил приятное впечатление. Понятно, что многое пока не функционирует, однако, и трассу открыли раньше срока. Не все успели отладить…б
Прикол начинается дальше. Чем ближе к Москве – тем дороже еда. Уже на следующей заправке от Татнефти тот же перемяч подорожал на 12 рублей. А на выклдадке - еда от Итле. То есть, свинины не ждите, но мясо у них всегда было добротное.
С ланч-боксами впервые от них встречаюсь.
Дальше – больше. В Чувашии открылась заправка от Лукойла. Н чуть ли не за 3 часа до нашего нашествия. Ценники они еще развесить не успели, но комплексный обед там уже обошелся бы в 500 рублей.
- Минус в этих ланч – боксах в том, что еда а! замороженная, как правило. Б – стандартизированная, - признался мне Олег Трифонов, дальнобойщик. – Во Владимирской области есть одна столовая, я честно, не ем, пока до них не доеду. Там тоже еда не из дешевых, но местная, вкусная. И количество соли в супе зависит от настроения повара. Но реально очень вкусно… А на подобных заправках все относительно резиновое.
Эх, дороги…
Дорожное покрытие идеальным назвать нельзя. Иногда машину подтрясывало, чувствовалась вибрация в колесах. В Татарстане накануне прошел мощный снегопад, и в начале пути из двух полос в одну сторону была очищена была только одна. В Чувашии – другая проблема. Там водители жалуются, что дорогу обрабатывают каким-то непонятным реагентом, отчего трасса становится сырой. Грязь и камушки летят из под колес проезжающих машин и можно голландцем получить в лобовое стекло. С одной стороны, странные претензии, на какой трассе этого нет. С другой – тут ты за проезд платишь немалые деньги, и хочется достойного сервиса.
Освещение трассы хорошее. Пока мы ехали до моста через Волгу, трасса полностью была освещена. Фонари расставлены по всей протяженности трассы. Но на улице уже стало светло, скорее всего освещение уже выключили.
Мост через Волгу – это отдельная гордость Его длина — 3,4 км, ширина — 25 метров. По две полосы в обе стороны. Чтобы ускорить процесс возведения, его строили одновременно с двух берегов. Еще лдетом я наблюдал, как его строят. А зимо прокатился уже на автомобиле, хотя тогда казалось, что когда еще…
На красоту Волги можно любоваться с большегрузов, на легковой – мешает отбойник. И поражаешься сложности технического сооружения.
Сколько грунта нужно было вывести, чтобы прорубить дорогу на высоком берегу реки… Хотя местные жители Верхнеуслонского и Лаишеского районов жаловались, что новая трасса перекрыла им привычные пути к реке или к лесу.
Удивительно, но на пути следования через 2 республики мы не встретили ни одного пешеходного перехода через трассу. Ни надземного, ни подземного.
То же и с животными… Можно увидеть довольно протяженные участки дороги, которые ограждены сетчатым забором, дабы дикие звери не мешали движению автомобилей.
Заявлено, что если животному понадобится перейти на другую сторону автомагистрали — есть экодуки. Это «Зеленые мосты» огорожены шумозащитными экранами, покрыты почвой и растительностью. Наверное, зверю лесному они будут понятны, где находятся и как их найти. Но когда ты движешься на автомобиле, этих переходов не видно.
Помощь не за облаками
Если в Татарстане вышек не видно, а связь есть, то в Чувашии – наоборот. И это создает определенные трудности. Гугл, к слову, упорно не замечает М-12 в навигаторе. Яндекс карты с грехом пополам. На одной из только что открывшихся фешенебельных заправок от Лукойла ко мне подошел молодой человек с вопросом, не знаю ли я, где находится шиномонтаж. По трассе таких точек нет, интернета в телефоне нет, в кафе Wi-Fi тоже не работает, хотя завлен, как узнать точки, где ремонтируют шины по близости? Пришлось звонить по бесплатному номеру «Автодора» *2323. Как оказалось, его можно набрать и в самых сложных ситуациях.
Парню помогли. И вас не должна смущать функция «подъедем и решим ваши проблемы в случае ДТП». Как мне рассказал оператор, они ьесплатно смогут эвакуировать автомобиль,, чтобы он не мешал движению. Ну и помогли справочной информацией. Сервис необычный и работает…
Пока без туристов
Что касается туристической инфраструктуры – она пока не развита от слова «совсем». Трассу строили не для того, чтобы можно было посещать исторические места, а для того, чтобы быть удобной в плане передвижения. Тут вопрос, готов ли путешественник проделать от 20 километров в сторону Казани до 60 в сторону Иннополиса – самого молодого города России или проехатьеще 20 к граду - острову в Свияжск. То же и в Чувашии. 80 километров от трассы до Алатыра, где в этом году открылся музей русской провинции, и сто до самих Чебоксар.
Пока ехали, не видели ни одного автобуса… Хотя как по мне, прям идеальные условия даже для того, чтобы пустить слип басы…
- Многое будет зависеть от местных властей, - отмечает директор туристической компании Раиль Хайруллин. – Когда вы ежите по Татарстану, часто можно встретить аншлаги, что по дороге можно встретить те или иные достопримечательности. Если поставить такие аншлаги вдоль трассы М-12, людям будет проще ориентироваться в местных красотах. И в таком случае, это действительно может принести определенный доход как малому бизнесу, так и всей индустрии туризма.
В итоге путешествие из Казани до Шумерлей и обратно обошлось в 2042 рубля. Без учета бензина. Трасса идеально подходит для спокойного путешествия на любом транспорте. Без бензина вы не останетесь, заправки каждые 80-120 километров. С сервисом пока есть проблемы, но в течении полугода многие вопросы будут решены. Главное – это трасса нового уровня, которая позволяет работать и путешествовать с комфортом. За который все-таки придется платить.
Не забываем лайкать. И тут Автодор прислал ответ