Найти тему

Коперниканцы между мистикой и наукой (XVI-XVII веков)

В первой части материала мы с вами разговаривали о том, как изобретение телескопа изменило европейское богословие. Сегодня вторая часть нашей обширной статьи, посвященной Копернику.

В XVI веке, после смерти Коперника, его теория пала семенем на благодатную почву европейского мистицизма, став камнем преткновения между схоластами и представителями нового мировоззрения. В эпоху Ренессанса магия, обогащенная алхимией, герметизмом и кабалистикой, стала синонимом универсального знания. Магическое мировоззрение противопоставлялось средневековому аристотелизму и схоластике, являвшимся основой западноевропейского богословия. Так, крупнейшей фигурой в европейской алхимии этого времени был Теофраст фон Гогенхайм, имевший прозвище Парацельс (1493-1541). Он прославился своим призывом к обновлению медицины, отказу от использования травников и переходу к применению алхимических методов в лечении болезней, а также публичным сожжением медицинских книг Авиценны, Галена и средневековых врачей. Во второй половине XVI века коперниканство уже виделось многими как составная часть нецерковной антисхоластической традиции – так, в книге Ричарда Бостока 1585 года «Различие между древней и новой физикой» автор сопоставляет астронома Коперника и алхимика Парацельса в качестве двух борцов со схоластическим мировоззрением и восстановителями древней подлинной науки о природе.

Гравюра "Филипп Теофраст Бомбаст называемый Парацельсом". Собрание Государственного музея истории религии
Гравюра "Филипп Теофраст Бомбаст называемый Парацельсом". Собрание Государственного музея истории религии

Кроме алхимии на открытие сокровенных тайн природы без опоры на церковную традицию претендовала также астрология. Именно в эту эпоху жил младший современник Коперника - Мишель де Нотрдам (лат. Нострадамус, 1503-1566), прославившийся своими «Предсказаниями». Интереса к алхимии и астрологии не избежали и крупнейшие астрономы эпохи Научной революции, такие почитатели Коперника как Тихо Браге, Иоганн Кеплер и Исаак Ньютон.

Видными коперниканцами были астроном Томас Диггес (1546-1595) и мистик и математик Джон Ди (1527-1608). Диггес считал сферу неподвижных звезд неограниченной сверху, из-за чего коперниканство всё чаще стало ассоциироваться с учениями античных атомистов Демокрита, Эпикура и Лукреция о бесконечном пространстве Вселенной (сам Коперник считал сферу небесных звезд реальной границей мира). Атомизм и эпикуреизм в эту эпоху считались синонимами безбожия.

Из всех коперниканцев конца XVI в. самую большую известность снискал ноланец (уроженец Нолы) Джордано Бруно (1548-1600). На основе теории Коперника он разработал собственную теорию устройства мира, которая соответствовала его пантеистическому мировоззрению: поскольку Бог и Вселенная суть одно, то, по его мнению, последняя является бесконечной, - следовательно, существует не только один наш мир, но и бесконечное множество других, также обитаемых, куда, возможно, могут переселяться души после смерти. В результате доноса, за свои смелые антиклерикальные и еретические взгляды ноланец был осужден инквизицией. В числе обвинений, предъявленных Бруно, не было веры в гелиоцентризм, вместо этого ему вменяли отрицание троичности Бога, богохульные слова в отношении Иисуса Христа, отрицание непорочного зачатия и рождения от Девы, учение о переселении душ. Несмотря на то, что теория Коперника сама по себе не была признана ересью, её тесная связь с вольнодумством и еретическими взглядами вызывала всё большие подозрения к её приверженцам в церковной среде.

Соломонов М. Рисунок "Ad majoren Dei gloriam! Смерть на костре Джордано Бруно". Собрание Государственного музея истории религии
Соломонов М. Рисунок "Ad majoren Dei gloriam! Смерть на костре Джордано Бруно". Собрание Государственного музея истории религии

Официально книга Коперника оказалась под запретом после того как в 1616 г. комиссия экспертов-теологов признала гелиоцентризм ошибочным с точки зрения богословия. Поводом для этого стала активная проповедь учения Коперника Галилео Галилеем (1564-1642), который вступал в открытую и бескомпромиссную полемику с приверженцами системы Птолемея и иезуитами, считавшими гелиоцентризм не более чем полезной математической гипотезой.

Между тем в XVII веке против физической истинности теории Коперника выдвигали возражения не только теологи, но и ученые. Священник и брат ордена минимов Марен Мерсенн (1588-1648), математик, корреспондент крупнейших ученых своего времени, в библейском комментарии Quaestiones celeberrimae in Genesim (1623) отмечает вычислительные преимущества гелиоцентризма, но указывает, что прямые опытные доказательства у него отсутствуют. Действительно, лишь открытия XVIII-XIX века, такие как аберрация света и наблюдение звездного параллакса, дали опытное подтверждение движения Земли. С этим отчасти связано то, что вплоть до 1835 г. книги Коперника «О вращениях» и Кеплера «Эпитома Коперниканской астрономии» находились в «Индексе запрещенных книг», то есть их чтение и распространение было под официальным запретом для всех католиков.

Титульный лист книги «Индекс запрещенных книг», Кёльн, 1614. Собрание Государственного музея истории религии
Титульный лист книги «Индекс запрещенных книг», Кёльн, 1614. Собрание Государственного музея истории религии

Дальнейшее развитие гелиоцентризма и его восприятие богословами было связано с достижениями опытной науки. В самом начале XVII века в Европе получает распространение простейшее устройство с двумя линзами для наблюдения за удаленными объектами. Астрономы в разных странах практически сразу распознали потенциал этого устройства для наблюдения за небом. Усовершенствование простой трубы-рефрактора Томасом Хэрриотом (ок. 1560-1621) и Галилео Галилеем привело к открытию лунного рельефа и солнечных пятен 1609-1610х годах. Однако в отличие от своего английского коллеги Галилей активно публиковал результаты своих наблюдений. В своём знаменитом «Звездном вестнике» (Sidereus Nuncius, 1610) Галилей представил перед европейскими учеными кругами открытие «лун Юпитера» - четырех его спутников. В честь Козимо II Медичи, своего ученика и покровителя, он назвал их Cosmica Sidera – «Звезды Козимо». В честь всех братьев Козимо из рода Медичи они также были названы «Медицейскими звездами», или «лунами» (Medicea sidera – словом sidus мог обозначаться любой светящийся небесный объект, а также созвездие). Сегодня они известны как Ио, Европа, Ганимед и Каллисто (название в честь любимцев бога Юпитера предложил современник Галилея, немецкий астроном Симон Марий, который также претендовал на открытие спутников). Кроме того, были опубликованы зарисовки гористой, испещренной впадинами и холмами поверхности Луны, что шокировало многих современников – Луна как тело, принадлежащее небесной сфере, со времен Античности считалась совершенной.

Переход к телескопической астрономии не был простым – сначала должно было утвердиться мнение, что используемые в телескопе линзы не искажают наблюдаемые явления. Тем не менее, телескопы быстро совершенствовались, и уже в XVII веке у ученых было накоплено значительное количество данных о физическом устройстве космоса. Всего через несколько лет после смерти Галилея, в 1647 г. польский астроном Ян Гевелий опубликовал «Селенографию» – книгу-«путеводитель» по лунному рельефу. На выставке представлено изображение грандиозного для того времени 46-метрового телескопа, сконструированного Гевелием, а также изображение первой обнаруженной в 1680 г. при помощи телескопа кометы.

Листовка "Изображение и описание удивительной и несравненной кометы" 1680 г. Берлин, 1903 г. Собрание Государственного музея истории религии
Листовка "Изображение и описание удивительной и несравненной кометы" 1680 г. Берлин, 1903 г. Собрание Государственного музея истории религии

Тем не менее, не только Галилею и Хэрриоту принадлежит роль в открытии новых небесных объектов – одновременно с Галилеем многие ученые наблюдали солнечные пятна и спутники Юпитера, однако их труды получили меньшую известность. В 1612 году иезуит, профессор еврейского языка и математики в коллегиуме Ингольштадта Кристофер Шайнер (1573-1650) под псевдоним «Апеллес» публикует результаты своих телескопических наблюдений Солнца, где описывает видимые на светиле пятна. Однако первоначально Шайнер считает их не принадлежащими поверхности Солнца, сохраняя предположение античной и средневековой астрономии о его совершенстве. В том же году Галилей, с помощью устройства, сконструированного его товарищем бенедиктинцем Бенедетто Кастелли, наблюдает солнечные пятна и публикует свои размышления о сущности этого феномена – он считает, что пятна находятся на самой солнечной поверхности, что доказывает его поддающуюся изменчивости и разрушению природу. Вслед за этим последовал спор Галилея и Шайнера о природе солнечных пятен и приоритете в их открытии. В 1613 году все письма о солнечных пятнах Галилея вышли в качестве единого произведения.

Благодаря более длительным наблюдениям Шайнер скоро отказался от старой точки зрения на Солнце как неизменный и совершенный объект, поэтому Галилей считал себя победителем в споре. В дальнейшем Шайнер занялся решением технических проблем наблюдения за Солнцем. Прежде всего, он принялся за разработку пригодного для этого оптического устройства – гелиоскопа (более простой гелиоскоп уже был сконструирован Кастелли). В 1626-1630 гг. он опубликовал трактат Rosa Ursina (букв. «Медвежья роза», или «Роза Орсини») со своими наблюдениями солнечных пятен и инструкцией по использованию гелиоскопа (эта книга представлена на выставке, посвященной Копернику). Свой главный труд он посвящает представителю итальянской аристократии – Паоло Джордано Орсини. Подобно Галилею, назвавшему открытые им спутники Юпитера в честь правящего в Тоскане герцогского рода Медичи, Шайнер посвящает солнечные пятна влиятельному роду Орсини. Свои технические инструкции и результаты наблюдений он снабжает в конце книги богословским обоснованием – цитатами из Священного Писания и отцов Церкви, доказывая огненную природу Солнца и звёзд, разрушаемость небесных тел и другие положения, противоречившие средневековой научной картине мира. Теперь благодаря телескопическим наблюдениям иезуиты – главные носители научного и богословского авторитета в католическом мире – предлагали новые интерпретации библейских цитат.

Несмотря на революционные открытия, в XVII веке телескоп не смог дать однозначных свидетельств в пользу теории Коперника. Более того, католические богословы, в том числе Шайнер, сохраняли к ней скептическое отношение, поскольку к тому времени коперниканцами уже были выдвинуты гипотезы о множественности миров и возможной обитаемости Луны и других планет и звёзд, что ставило под вопрос центральный христианский догмат об искуплении.