Сегодня мы решили поговорить с вами о Николае Копернике. Материал получился таким объемным, что нам пришлось разделить его на несколько эпизодов. Так что перед вами первая часть нашего статейного сериала. А небольшая выставка, посвященная Копернику во Входной зоне музея, будет работать до середины января 2024 гада.
В 1543 году был опубликован труд Коперника De Revolutionibus orbium coelestium («О вращениях небесных сфер»), в котором была подвергнута пересмотру наиболее авторитетная в Средние века геоцентрическая модель мироздания Птолемея. Стремясь найти лучшее объяснение для наблюдаемых небесных явлений, Коперник предложил поместить в центре мира Солнце, а все видимые движения планет относить к движению Земли и других тел вокруг него. Теория «Лютера астрономии», как некоторые называли польского ученого за его отказ от следования средневековому авторитету, встретила неоднозначную реакцию в христианском мире – на протяжении следующих ста лет коперниканство заняло противоречивое место не только в науке, но и в бурной философской и религиозной жизни эпохи Возрождения, Реформации и религиозных войн. Более чем через полвека после опубликования работы Коперника зародилась телескопическая астрономия, которая открыла новую эпоху в развитии человеческих знаний о космосе. Если до этого на протяжении тысячелетий знания астрономов о количестве небесных тел и их качествах были практически неизменными, то с XVII века, благодаря появлению телескопа, начался стремительный процесс расширения пространства известной человечеству Вселенной. Оба эти новшества имели не только сугубо научное значение, но и оставили значительный след в европейской богословской мысли.
При жизни Николая Коперника (1473-1543) его гелиоцентрическая система, о которой было известно еще до выхода трактата «О вращениях», не подвергалась преследованиям со стороны Католической церкви. Более того, в 1533 году в Ватиканском саду в присутствии кардиналов и папы Климента VII (в миру – Джулио Медичи) гуманистом, папским секретарем И. Видманштеттером был прочитан доклад о теории Коперника, который был принят папой благожелательно – в награду за доклад Видманштеттер получил греческую рукопись. В эпоху Ренессанса Римская курия выступала в роли крупнейшего европейского мецената, спонсируя художников, скульпторов, архитекторов, переводчиков и ученых, поэтому новшества, творимые во славу Церкви, приветствовались. Коперник посвятил свою книгу «О вращениях» папе Павлу III (понтификат 1534-1549) – тем самым он ожидал покровительства и защиты от обвинений в ереси. Во введении к книге он писал: «Если и найдутся какие-нибудь ματαιολόγοι [празднословцы], которые, будучи невеждами во всех математических науках, все-таки берутся о них [рассуждениях Коперника] судить и на основании какого-нибудь места Священного Писания, неверно понятого и извращенного для их цели, осмелятся порицать и преследовать это мое произведение, то я, ничуть не задерживаясь, могу пренебречь их суждением, как легкомысленным». Проблема интерпретации библейского текста была ключевой в конфликте последователей Коперника с иезуитами. Орден иезуитов был утвержден в понтификат Павла III; при нём же был открыт Тридентский собор – эти события ознаменовали эпоху Контрреформации и борьбы за церковную ортодоксию.
Новая космологическая теория появилась в контексте межконфессиональной полемики - мнения католических и протестантских теологов о коперниканстве разделились. Современники передали мнение отца Реформации Мартина Лютера о Копернике в следующих выражениях: «Говорят о каком-то новом астрологе, который доказывает, будто Земля движется, а небо, Солнце и Луна неподвижны; будто здесь происходит то же, что при движении в повозке или на корабле, когда едущему кажется, что он сидит неподвижно, а земля и деревья бегут мимо него. Ну, да теперь ведь всякий, кому хочется прослыть умником, старается выдумать что-нибудь особенное. Вот и этот дурак хочет перевернуть вверх дном всю астрономию. Но, как указывает Священное Писание, Иисус Навин велел остановиться Солнцу, а не Земле». Филипп Меланхтон, соратник Лютера, отзывался о теории Коперника не менее брезгливо и даже призывал побудить светские власти искоренить новое учение. Жан Кальвин никогда напрямую не высказывался о Копернике, однако в своем толковании естественнонаучных пассажей Библии он стремился сохранять буквальное толкование.
С другой стороны, у польского астронома появился страстный апологет из числа учеников самого Меланхтона - протестантский теолог из Виттенбергского университета Георг Иоахим Ретик (1514-1574), без усилий которого трактат «О вращениях», возможно, не был бы опубликован. Ретик отстаивал безусловную правоту Коперника и был против написанного А. Осиандером предисловия, в котором тот уверял читателей в гипотетичности и умозрительности изложенной в книге гелиоцентрической теории. В числе прочего Ретик состоял в переписке с французским философом-кальвинистом Пьером Раме (1515-1572), впоследствии ставшим жертвой резни гугенотов в Варфоломеевскую ночь. Раме выдвигал проект реформирования всех наук, в том числе астрономии, и считал Коперника одним из величайших ученых своего времени. В целом, и среди лютеран, и среди кальвинистов идеи Коперника находили не только критиков, но и горячих сторонников. Однако осторожное отношение теологов к проблеме отношения науки и богословия привело к признанию большинством астрономов скорее полезности, чем истинности идей Коперника – такова была в частности, протестантская, «Виттенбергская» интерпретация его теории.
Католические теологи не менее неоднозначно отреагировали на новую астрономию. В числе первых критиков был доминиканец Джованни Мария Толосани, который, так же как и Коперник, занимался проблемой исправления календаря. Признавая математические способности Коперника, он, тем не менее, обвинил его в невежестве в областях физики и логики, а в работе «Об истинности Священного Писания» (De veritate Sacrae Scripturae, 1544) открыто обвинил астронома в искажении Библии. Однако критика коперниканства обрела системность уже после того как за наукой в католическом мире был установлен бдительный контроль иезуитов.
Между тем, во второй половине XVI в. у Коперника находились сторонники даже в бастионе католической веры – в Испании. Благодаря составлению новых более точных эфемерид (таблиц с координатами небесных объектов) на основе тригонометрических расчетов Коперника, его авторитет как искусного математика утвердился в научной среде, благодаря чему, например, в университете Саламанки гелиоцентризм был разрешен к преподаванию. Августинец Диего Суньига (1536-1597) сделал попытку оправдать теорию Коперника с точки зрения библейской экзегезы. Он считал, что Священное Писание не говорит в пользу гео- или гелиоцентрической космологии. В посвященном королю Испании Филиппу II «Комментарии на книгу Иова» (1587) он выдвинул нетрадиционное толкование фразы, где говорится о Боге, что Он «сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат» (Иов, 9:6). Суньига предположил, что в пассаже говорится не о «неподвижности», а о «неизменности» Земли. Аналогично он трактует пассаж Екклесиаста: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (Еккл. 1: 4); этот фрагмент, по мнению Суньиги, следует трактовать так, что «сама Земля остается одной и той же и находится в одном и том же состоянии» (ipsa terra una eademque est, et eodem modo se habet). Иезуиты выступили против такой интерпретации. Математик, астроном, иезуит Кристофер Клавий (1538-1612) в Комментарии на книгу Сакробоско «О сфере» обосновывает правоту геоцентризма Птолемея, ссылаясь на тот же фрагмент Екклесиаста и на псалмы (Пс. 18: 6-7; 103: 5). Крупный иезуитский экзегет Корнелис Лапид (1567–1637) в своём «Комментарии» на книгу Екклесиаста поясняет, что мнение о подвижности Земли, выдвинутое некоторыми древними «философами,… а ныне Николаем Коперником», противоречит не только философии, но и многим местам Священного Писания. В числе дополнительных примеров он приводит Пс. 92.1 («…облёкся Господь силою, и опоясался, ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется») и Нав. 10: 12-13 («Иисус воззвал к Господу… и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!... И остановилось солнце, и луна стояла…»).
Лапид опровергает Коперника посредством критики теории его последователя – английского натурфилософа У. Гильберта (1544-1603), считавшего Землю огромным одушевленным магнитом, и объяснявшим магнитными свойствами её движение. «Комментарий на Екклесиаста» Лапида был издан после так называемого увещевания Галилея 1616 г., и автор уже ссылается на решение коллегии кардиналов под председательством Р. Беллармина, которое осудило Коперника и Суньигу на основании утвержденной иезуитами интерпретации «астрономических» мест Библии. Гелиоцентрический «переворот», произошедший на фоне масштабных религиозных потрясений, заставил католических богословов выработать единое мнение по вопросу о статусе астрономических теорий. И оно было не в пользу Коперника.
Читайте продолжение во 2 серии...