Руководитель государства отвечает не только за внутреннюю и внешнюю политику, за суверенитет, независимость и целостность страны. Умный лидер — это ещё и своего рода топ-менеджер, благодаря которому всё, что производит государство, продвигается на мировые рынки.
Для этого, скажете вы, надо рекламировать свои товары. С одной стороны, всё правильно. Но вы когда-нибудь видели или слышали, чтобы Владимир Путин что-то рекламировал?
Нет, он не рекламирует, не нахваливает, а наглядно показывает, что такого есть у России, чего нет ни у одной другой страны мира.
Так было во время визита Президента России в ОАЭ, когда самолет Путина сопровождали и охраняли четыре российских истребителя Су-35, вооруженные каждый четырьмя ракетами.
И вот здесь важна реакция всего мира. А весь мир замер в изумлении и удивлении, потому что арабы такого ещё никому не позволяли — чтобы истребители другого государства прилетели к ним с полным боекомплектом.
Но больше всего России помогло американское издание Military Watch Magazine:
Всё! Это и есть самая лучшая реклама! Нашему президенту ничего даже не понадобилось говорить.
После этого Французский президент Эммануэль Макрон сильно погрустнел, потому что Казахстан и Узбекистан, планировавшие купить у Парижа разрекламированные Макроном «Рафали», отказались от них в пользу российских Су-30СМ.
Токаев и Мирзиёев прекрасно понимали, что парк их военных самолетов давно пора обновить. Старые советские истребители устарели как морально, так и физически: они банально изношены.
Лидеры двух республик Центральной Азии находились в раздумье, какую технику покупать?
На их выбор почти оказал влияние Президент Франции, который в ноябре этого года посетил Казахстан и Узбекистан, где рекламировал свои Rafale и убеждал Токаева с Мирзиёевым: именно «Рафали» станут достойной заменой старым советским истребителям.
Вот, что пишет французская La Tribune:
Конечно, если бы Астана и Ташкент согласились на покупку «Рафалей», это было бы подтверждением того, что Казахстан и Узбекистан выбирают прозападный путь развития. Соответственно, это сулило бы большие прибыли, в частности, для ВПК Франции. Поэтому Макрон и уговаривал Токаева и Мирзиёева на покупку «Рафалей».
Однако спешка нужна при ловле блох, но не в оружейном бизнесе, где потенциальный покупатель будет «намертво привязан» к компании-производителю.
Тем более Макрон не раскрыл двум президентам маленький секрет — покупка «Рафалей» лишь вершина айсберга. Чтобы дозаправлять самолеты в воздухе, надо дополнительно покупать только французские самолеты-заправщики: другие не подходят.
Плюс покупать придется, кроме истребителей, ещё целый комплекс для их обслуживания, содержания и обучения летчиков. Со временем понадобятся и запчасти.
Макрон утаил от Токаева и Мирзиёева, что технологии они не получат, и что для ремонта самолетов их надо будет самостоятельно доставлять во Францию. Да и ремонт будет за счет покупателя. То есть во время боевых действий такая авиация превращается в обузу, которая специально создана неприятелем.
Кстати, один истребитель Rafale стоит $100 млн, а это в 2 раза больше стоимости Су-30 экспортной сборки. Учитывая, что у Казахстана и Узбекистана уже подписаны межгосударственные соглашения с Россией, эти республики получат серьезные скидки при покупке российских самолетов.
К тому же казахские и узбекские пилоты, инженеры и оружейники уже знакомы с нашей техникой, поэтому некоторые запчасти смогут самостоятельно производить или приобретать по приемлемой цене в России или Белоруссии.
В общем, оценив плюсы и минусы, а также увидев, как весь мир расхваливает российские самолеты, Казахстан и Узбекистан отказались покупать макроновские «Рафали». В итоге получилось, что Макрон хотел «перейти дорогу» Путину, уговаривая Астану и Ташкент купить «Рафали», но визит Президента России в ОАЭ лишил Францию доходов.
И для этого Путину не пришлось даже рекламировать свои самолеты, встречаться с Токаевым и Мирзиёеым, чтобы уговорить их на покупку.
Всего-то и понадобилось — показать всему миру, как наши «сушки» охраняют Президента России.
Так что, господа Токаев и Мирзиёев, давайте дружить и приносить пользу друг другу, а не заморским недругам.