Найти тему
RuBaltic.Ru

Беспросветный тоннель: экономические итоги года в странах Прибалтики

Итоги года для экономик стран Прибалтики оказались, мягко говоря, плачевными. Кризис, в котором они очутились из-за антироссийских санкций, только усиливается: все важнейшие экономические показатели трех республик идут вниз, а местное население сегодня вынуждено потуже затягивать пояса. В плюсе разве что военные ведомства, ассигнования на нужды которых растут как на дрожжах. Похоже, Литва, Латвия и Эстония окончательно решили, что выбраться из ямы им поможет лозунг времен Третьего рейха «Пушки вместо масла!».

Уже ни для кого не секрет, что антироссийские санкции бумерангом ударили по экономике стран Евросоюза. Особенно серьезные трудности переживают сегодня Прибалтийские республики, идущие в авангарде русофобской политики Запада.

Лучше остальных (если в данном случае это определение вообще применимо) из всей троицы, пожалуй, чувствует себя Литва. После обрушения ее ВВП в первом квартале этого года на 3,7% национальная экономика, по признанию тамошних экспертов, достигла дна, оттолкнулась от него и следующие три месяца демонстрировала относительно неплохие в текущей ситуации показатели.

Однако затем достигнутый рост в 2,8% вновь замедлился до 0,2% в третьем квартале. Это вынудило Еврокомиссию ухудшить и без того не слишком оптимистичный прогноз по динамике литовского ВВП до 0,4% в годовом измерении.

Причинами названы слабый внешний спрос и высокая инфляция, отражающаяся на потребителях. Вслед за этим в конце сентября Банк Литвы признал, что экономика страны в 2023-м может сократиться на 0,6%.

В итоге литовцы имеют резкий рост цен на электроэнергию, топливо и продукты питания. Так, например, к концу года молоко в Литве подорожало на 23,9%, сахар, варенье, мед, шоколад и прочие сладости взлетели в цене на 11%, пиво — на 11,5%, хлеб — на 10,1%, мясо — на 10,5%, рыба и морепродукты — на 7,8%.

Надежды все той же Еврокомиссии, что инфляция в Литве в этом году замедлится до 8,8%, также не оправдались: в октябре Государственное агентство данных сообщило, что соответствующий показатель составит 11,7%. При этом реальная зарплата подрастет в лучшем случае на 3–5%. Кроме того, ожидается увеличение уровня безработицы, ведь в условиях экономического спада многие местные компании сокращают персонал, а то и вовсе останавливают работу.

Как результат в декабре этого года 160 тысяч граждан Литвы и 38 тысяч предприятий оказались отягощены долгами, общая сумма которых достигла 712 млн евро — рекорд последних трех лет.

Самое интересное, что в чрезвычайно сложной для населения ситуации литовское правительство повышает налоги и акцизы. Увеличиваются, например, НДС для кафе и ресторанов, расценки на почтовые услуги.

Вырученные деньги пойдут в первую очередь военным: Минобороны запрашивает 300–700 млн евро в год только для реализации «приоритетных систем», каковыми являются ожидаемая вскоре бригада бундесвера (для которой требуется обустроить всю необходимую инфраструктуру), введение всеобщей воинской повинности и создание национальной дивизии.

Еще хуже дела обстоят в Латвии, где надеялись, что в 2023-м ВВП останется хотя бы на нуле.

Однако статистика (есть основания считать, что немного подкорректированная в лучшую сторону) говорит о том, что с января по сентябрь этот показатель сократился на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Падение национальной экономики составило минимум 0,5%.

Стиснув зубы, европейские экономисты вроде Агнессы Буцениеце из Swedbank признают, что виной всему антироссийские и антибелорусские санкции ЕС. Недаром же после снижения объемов транзита поступающих с востока угля, минеральных удобрений и нефтепродуктов годовой объем железнодорожных грузовых перевозок в Латвии спикировал сразу на 28,2%, согласно сведениям республиканского Минтранса. Заметный — на 10% и более — спад также фиксируется в рыболовстве, сельском хозяйстве, в финансовом секторе…

Но даже Латвия может чувствовать себя увереннее, чем Эстония, в экономике которой наблюдается самая настоящая катастрофа.

Спад фиксируется шестой квартал подряд, по итогам года Национальный банк прогнозирует снижение ВВП на 3,5%! И если Вильнюс и Рига еще строят оптимистические планы на 2024-й, то в Таллине царит беспросветный пессимизм: от будущего там не ждут ничего хорошего.

Вполне оправданные настроения, если учесть, что грузоперевозки по железной дороге обрушились даже не на какие-то там десятки процентов, а в 7,5 раза за последние 15 лет — с 45 млн тонн в год до 6 млн. Эстонским властям пришлось отказаться от постройки кольцевого пути в обход столицы (имелась такая потребность, чтобы избавить центр Таллина от транзита товарных поездов).

Теперь не до того — сохранить бы бездействующие рельсы, чтобы не растащили на металлолом.

По признанию эстонских же экспертов, экономический спад налицо в профессиональной, научной и технической деятельности, в финансовом секторе, в таких отраслях, как информация и связь, оптовая и розничная торговля, в когда-то важнейшем для республики гостиничном и ресторанном сегменте (российские и белорусские туристы отсутствуют, а денежные гости из Скандинавии и Германии замещать их как-то не спешат).

Строительство, являющееся одним из главных драйверов любой экономики, также пребывает в рецессии, число сделок на рынке жилья сократилось на треть. Неважно обстоят дела у эстонских энергетиков. Снижение объемов внешней торговли Эстонии в середине этого года достигло 29% — такого не ожидали даже самые критично настроенные аналитики.

Основываясь на показателях розничных продаж, упавших во всех трех странах Прибалтики, в ЕС подсчитали, что за последние пару лет потребительские цены в Литве, Латвии и Эстонии выросли более чем на 25%. И сделали вывод, что высокая инфляция привела к значительному снижению покупательской способности населения республик.

Не придает прибалтам оптимизма и мнение экономистов, опрошенных агентством Bloomberg, согласно которому в уходящем году рост ВВП в еврозоне составит всего 0,5%, а в наступающем приподнимется лишь на 0,7%.

Интересно, что с долгосрочными прогнозами в Евросоюзе сейчас вообще туго — слишком уж много факторов на них влияет. Тут и рост долгосрочных процентных ставок, провоцирующий высокий уровень задолженностей, и геополитическая нестабильность, и высокие цены на энергоносители, в частности на природный газ.

Единственное, пожалуй, что можно прогнозировать определенно, так это дальнейшую милитаризацию стран ЕС, в том числе прибалтийских. США охотно продают оружие своим прокси даже в кредит. Помогут ли такие поставки экономикам Эстонии, Латвии и Литвы? Вряд ли. Но глобалистам, находящимся сегодня у власти в этих государствах, национальные интересы по определению неинтересны.