Найти тему
Строительный мир

Полностью отечественный «продукт»: в России построили уникальный мост. Единственный в своем роде, но не первый

В России в конце декабря 2023-го в эксплуатацию ввели уникальный объект, являющийся полностью отечественным «продуктом» — от разработок до материалов. Об этом в своем Телеграм канале рассказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Глава региона подчеркнул, что новое сооружение через реку Линда на дороге Толоконцево – Могильцы стало первым автодорожным алюминиевым мостом в России.

© Телеграм канал Глеба Никитина / @glebnikitin_nn (Новый мост ч/з р. Линда)
© Телеграм канал Глеба Никитина / @glebnikitin_nn (Новый мост ч/з р. Линда)

К реализации проекта стоимостью свыше 400 млн руб. в районе города Бор приступили в феврале 2022-го. За несколько месяцев до этого Минстрой РФ согласовал специальные технические условия (СТУ), что позволило дать старт кампании. Раннее российскими учеными была проделана огромная исследовательская работа, завершившаяся успешными испытаниями алюминиевых сплавов и конструкций из них.

Как рассказал «Строительному миру» промышленный эксперт, к.э.н. Леонид Хазанов, «крылатый металл» в нашей стране начали выпускать лишь в конце 1920-х — производство было налажено в Ленинграде на «Красном Выборжце», а позднее и на Опытном алюминиевом заводе. В дальнейшем запустили Волховский алюминиевый завод, что дало мощный импульс развитию алюминиевой отрасли в СССР. Однако данный металл применяли преимущественно в авиастроении, хотя в тех же США его внедряли в самых разных отраслях, включая мостостроение.

© Florstein / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Коломенский мост в Санкт-Петербурге)
© Florstein / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Коломенский мост в Санкт-Петербурге)

В России вплоть до 2017-го в эксплуатации находился лишь один мост (Коломенский), построенный из алюминия — знаменитый питерский объект, заменивший в 1969-м старый деревянный пешеходный переход через канал Грибоедова. Как подчеркивает Хазанов, подобные проекты не реализовывали из-за отсутствия специалистов и нерешенных проблем с нормативно-правовой базой.

Однако, благодаря во многом усилиям Алюминиевой Ассоциации, во второй половине прошлого десятилетия ситуация начала меняться. С тех пор в стране появилось свыше десяти таких сооружений, правда, исключительно для пешеходов. Теперь открыт и двухполосный автомобильный мост. Его длина составила 72 м (четыре пролета по 18 м). Он заменил прежнюю конструкцию, возведенную в 1980-х, и с недавнего времени находящуюся в аварийном состоянии.

© Правительство Нижегородской обл. / government-nnov.ru (Строительство моста ч/з р. Линда)
© Правительство Нижегородской обл. / government-nnov.ru (Строительство моста ч/з р. Линда)

В проекте было задействовано несколько отечественных компаний. Ортотропную плиту проезжей части изготовил Красноярский металлургический завод (КраМЗ). Стоит отметить, что предприятие выполняло подобные заказы и раньше, однако преимущественно заявки поступали из Европы. После 2022 года сотрудничество с Западом на время затихло, но, как отмечается, вновь набирает обороты — соответствующие переговоры ведутся в частности с немцами.

Балки пролетного строения нового моста через Линду изготовлены из плит, выпущенных Самарским металлургическим заводом. Их собирали на площадке посредством болтовых соединений (без сварки) и закрепляли на опорах. Затем на них монтировали металлические плиты, а после проведения гидроизоляционных работ укладывали литой асфальтобетон. По словам экспертов, алюминиевые конструкции отличаются особой прочностью, легкостью, стойкостью к перепадам температур и коррозии, а срок службы составляет не менее 70 лет.

Объект в Нижегородской области, как отмечают многие СМИ, стал первым автодорожным алюминиевым мостом в стране. Действительно, аналогов, если говорить о самой технологии, разработанной отечественными специалистами, у проекта нет. Причем, не только в России, но и на континенте. Хотя подобные сооружения встречаются в ряде европейских стран. А в Норвегии из алюминия задумали построить переход через фьорд длиной 1,2 км.

Тем не менее, нельзя не отметить, что опыт строительства аналогичных конструкций для движения транспортных средств в стране уже был. Правда, неудачный. Дело в том, что в 1963 году в Подмосковье (г. Рузы) открыли 32-метровый автодорожный мост, возведенный с применением «крылатого металла». Однако не прошло и года, как его вынужденно демонтировали — при выборе алюминиевого сплава были допущены ошибки, из-за чего конструкция подверглась коррозии.