Этот объект попал в план города еще в 1960-х. Но реальные подвижки в данном направлении начались лишь спустя десятилетия, когда действующая инфраструктура перестала справляться со все возрастающей нагрузкой. Наконец, в 2013-м была подготовлена предварительная проектно-сметная документация. Но к возведению новой автодороги через водную преграду так и не приступили.
Все упирается в финансы. Об этом 12 декабря 2023 года в ходе своего выступления в Совете Федерации говорил и губернатор Томской области Владимир Мазур. По его словам, третий мост крайне необходим региональной столице. Он подчеркнул, что горожане уже давно о нем мечтают. А с развитием Левобережья актуальность проекта возросла в разы. «Нам нужна федеральная поддержка», — заявил глава региона, обращаясь к сенаторам.
Действительно, своими силами столь затратный проект городу и области не потянуть. По предварительным подсчетам, на реализацию этой задумки необходимо свыше 42 млрд руб., из которых около 2,2 млрд руб. уйдет на подготовку соответствующей документации (прежняя попросту устарела). Такие цифры в июне 2023-го (также в Совфеде РФ) озвучил замгубернатора по строительству и инфраструктуре Николай Руппель. Примечательно, что еще летом прошлого года кампанию оценивали в два раза дешевле.
Предполагается, что переход будет построен между действующими мостами. Длина сооружения составит порядка 1 км, однако с обеих сторон к нему необходимо построить подходы. Основные работы будут проводиться на левом берегу, где инфраструктура пока развита слабо. Здесь предстоит построить дорогу с двумя развязками (работы оцениваются в 3 млрд руб.). Ожидается, что при выделении необходимых средств, к возведению моста приступят в 2025-м. Согласно перечню поручений правительству, который в сентябре 2022-го утвердил президент РФ Владимир Путин, проект должен быть реализован до 2028-го.
Где именно будет проходить новая трасса — пока неизвестно. Рассматриваются разные варианты. Один из них предполагает строительство в районе бывшей карандашной фабрики с выходом к поселку Нижний Склад (как в утвержденном Генплане). Но в декабре 2023-го проектировщики заявили, что объект лучше строить с выходом на Дальне-Ключевскую улицу. Это позволит, как отмечается, эффективно распределять и собирать потоки на мост с разных направлений.
К подобному варианту склонялись еще в позапрошлом десятилетии, но в 2007-м в отредактированном Генплане мост «переместили» чуть ниже по течению, объяснив это плотной многоэтажной жилой застройкой, которая усложняет возведение объекта в створе Дербышевского переулка.