Найти тему

Бизнес - не запара, а опора.

В последнее время мы с вами часто видим успешные кейсы швейного бизнеса. Будь то удачные производства или выстрелившие бренды. Многие предприниматели поняли, что здесь реально можно зарабатывать. И в новом году, я уверен, еще большее количество людей устремится в швейный бизнес.

Люди видят открывающиеся здесь возможности, причём это не только люди без опыта, когда "я мама в декрете, всегда мечтала создать бренд одежды". Это и люди с серьёзными бизнес-компетенциями, которые занимались металлургией, большой стройкой или чем бы то ни было ещё. Они видят реальную рентабельность в швейном бизнесе и она выше, чем во многих сегментах. А еще они видят нецивилизованный, несформированный на данный момент рынок, на котором можно действительно делать хорошие деньги.

Как выстроить бизнес, который сможет выдержать внешние удары и стать опорой для собственника? Как создать дело, которое не будет высасывать время, деньги и все силы его владельца? О такой бизнес-структуре я сегодня хочу поговорить.

На самом деле бизнес - это не геройство. Это скучная ежедневная рутина, череда повторяющихся действий. Но эта рутина влияет на результат, формирует базу и гарантирует безопасность.

Систему успешного бизнеса формируют 4 составляющие:

  • Продвижение и продажи
  • Исполнение обязательств
  • Учет
  • Делегирование

С помощью продвижения ты привлекаешь новых клиентов и преобразуешь заявки в продажи. Твоя задача - исполнить те обязательства, что ты на себя взял: отправить заказ клиенту, сшить платье по индивидуальным меркам и т.д. Чтобы бизнес приносил доход, а не убытки, ты должен посчитать себестоимость товара, добавить наценку и сделать так, чтобы доходов стало намного больше расходов. А чтобы вся эта система работала, тебе нужны сотрудники, потому что невозможно выполнить большой объём работы в одиночку. Ты должен уметь делегировать задачи и контролировать весь рабочий механизм вашего бизнеса.

Давай поговорим подробнее о каждом пункте.

1. Продвижение и продажи

Вне зависимости от того, на каком уровне твой бизнес в данный момент, тебе нужно работать над продвижением и продажами. Это первая ступенька ко всему. Не организация производства, не найм команды и даже не учет, а именно продвижение и продажи.

Можно бесконечно создавать продукт, набирать огромную команду профессионалов и выстраивать систему учёта и автоматизации производства. Но если при этом не будет продаж, то в систему перестанут поступать деньги. Неважно как ты старался, если нет итогового результата.

Продажи зависят от твоих действий. Нельзя просто "выкинуть" в сеть продукцию и ждать, что она сама себя будет продавать.

-2

Важно постоянно ставить и тестировать новые гипотезы в продвижении, не останавливаться на одном решении. Используй разные каналы: сайт, телеграм, соцсети, авито и т.д. Пусть как можно больше людей узнают о тебе и твоих товарах и услугах.

Тестируй гипотезы с умом. Ставь одну гипотезу, делай тест и анализ результата. Если получилось, то масштабируй. Если нет, то попробуй еще раз в другое время. Почему надо переносить гипотезы на следующую дату? Чтобы исключить неудачное время для предложения.

Если не получилось продвигать свое швейное производство через Авито, это не говорит о том, что на Авито нет заявок для швейного производства. Если у тебя не работает этот канал продвижения - стоит разобраться, почему. То же самое для Telegram-чатов и для инсты.

Работай с клиентской базой. Очень многие люди находятся в позиции менеджеров по приему заявок. Это же проще сидеть и ждать, когда клиенты сами к тебе придут и принесут свои деньги. Но так происходит все реже и реже. Напоминай о себе своим постоянным клиентам и считай прибыль от новых заявок.

"Я не могу себя постоянно продвигать! Я не могу бесконечно брать в работу новые заявки. Мои мощности конечны, и я не в состоянии буду выполнить все заказы. Вот начну продвигаться, ко мне придёт 15 клиентов. И что я с ними будут делать?" - так думают многие.

Обычно в такой ситуации я отвечаю: “Лучше иметь очередь из желающих работать с тобой и отказывать, чем сидеть без работы и думать, а где взять денег и что кому продать хотя бы по себестоимости, чтобы за аренду заплатить”.

-3

Тем, кто хочет научиться продавать, я искренне рекомендую к прочтению книгу Матвея Кардаша и Михаила Токовинина “Продажи людям: AmoCRM от первого лица”. В ней много полезной информации и ответы на вопросы. Например, что делать, когда к вам пришло 15 клиентов, но взять в работу вы можете только 5. Как правильно отказать и сохранить отношения.

Поучительная история из пятого потока моего наставничества. Ко мне пришла девушка, которая работала с одним крупным клиентом и даже расширила под его запросы свое производство. В какой-то момент клиент махнул ручкой и ушёл, потому что не смог больше давать тот объем работы. И сейчас девушке приходится полностью перестраивать работу и тратить много сил и времени.

Чтобы такая ситуация не произошла с тобой, у тебя не должно останавливаться два потока. Первый поток - это продвижение услуг и товаров, а второй поток - это люди, желающие работать в твоей компании. Так ты можешь формировать базу клиентов и базу кандидатов в твой штат.

2. Исполнение обязательств.

Обеспечить поток клиентов и продать много товара достаточно легко. Но нужно еще выполнять взятые на себя обязательства.

-4

Если ты качественно выполняешь свою работу, не подводишь по срокам, твои товары достойного качества, - то ты все делаешь правильно. Продолжай. Со временем на тебя будет работать “сарафанное” радио и клиентов будет больше.

Репутация зарабатывается годами, но твои факапы могут сыграть злую шутку. Факт - негатив люди пишут охотнее, чем положительные отзывы. Поэтому, собирай портфолио из хороших отзывов, фото клиентов, запрашивай обратную связь. Так ты узнаешь свои слабые места и сможешь улучшить свою работу.

3. Учет

Вот ты обеспечил себе поток клиентов, исполняешь свои обязательства. И теперь самое время посчитать, что ты натворил. Бизнес долго не проживет, если ты будешь работать в убыток.

К выгоранию, как раз ведет история с недостатком денег. Ты делаешь круто, но недоедаешь. Далеко на инициативе и интересе ты не уедешь.

Часто люди продолжают работать, закрывая глаза на кассовые разрывы, на свои кредиты. Уже столько вложили сил, времени и денег, а выхлопа нет. “Но не брошу же я, не закрою своё детище”.

Совет: решения нужно принимать рационально, не на эмоциях. И лучше опираться на цифры, они не врут.

-5

Если выбранное направление бизнеса не приносит тебе результаты, и ты исчерпал все свои ресурсы, то логичнее его закрыть. “Как же так, я не могу проиграть. Закрыть бизнес - это поражение”. Все ошибаются и лучше признаться в этом сразу, а не тащить дохлого коня, с которого нужно было слезть год назад.

Чтобы такого не было, начни считать деньги. Заведи тетрадку с котиком и записывай доходы, расходы.

Не пытайся сразу сделать сложную систему учета. “Я хочу, чтобы в одной табличке были материалы, заказы, распределение по сотрудникам, зарплата и т.д.” Это утопия. Чем сложнее таблица, тем дольше ты будешь внедрять ее и в итоге забросишь.

Учет - это регулярные действия. Чем проще, тем быстрее ты это введешь в привычку.

-6

Мы с командой периодически проводим “Марафон учета”, где даем шаблоны управленческих таблиц. С помощью них легко внедрить учет в швейный бизнес от 0 до 10 млн. И ты увидишь результаты, как и сотни наших марафонцев, которые навели порядок на своих производствах.

Если ты один раз посчитал и забросил, то это не будет работать. Умение и дисциплина твои друзья. Но с дисциплиной сложно. Каждый день вести таблички - это же скучно. А где героизм? Где я на скаку останавливаю коней в горящих избах.

Бизнес не про это.

4. Делегирование

Представим, в твоем бизнесе хорошо с продажами. При этом ты качественно выполняешь свои обязательства и работаешь в плюс, потому что все считаешь. Возникает вопрос нагрузки, которую физически и психологически может выдержать человек.

Люди и их бизнесы не растут, потому что страшно. Сами себе запрещают это делать. Банальная история: собственник швейного производства, без которого сотрудники не могут и пальцем пошевелить. Без него не решается ни одна задача, поэтому он работает почти без выходных и праздников.

-7

А такую ситуацию можно решить за неделю, просто наняв личного ассистента за условные 15 000 рублей. Новый сотрудник возьмет на себя все операционные задачи, связанные с закупкой, курьерами, заказами и прочей мелочевкой. Освободившееся время и силы можно пустить на то, что реально поможет компании расти и развиваться. А для всего остального есть сотрудники.

Какие ключевые задачи предпринимателя в бизнесе?

  • влияние на продвижение и продажи
  • изменения в команде
  • построение системы

А купить иголки, вызвать механика и принять доставку ткани сможет твой персонал. Так работает делегирование. И чтобы проще это было сделать, опиши свою работу через бизнес-процессы. Сейчас объясню простыми словами.

Например, у тебя швейное производство, которое торгует на WB своим брендом одежды. Последним элементом бизнес-процесса будет продукция, отгруженная на WB. И дальше расписываем цепочку: продукция, отправленная в транспортную компанию - продукция, упакованная для перевозки - продукция, проверенная на ОТК - продукция, прошедшая ВТО и т.д.

Раскручивай процессы от конечного пункта к началу. Над каждым этапом прописывай красными буквами, какие действия ты выполняешь, но не должен это делать. И потом, увидев всю картину, ты решишь, что можешь делегировать. Задачи можно распределить между действующими сотрудниками или нанять нового специалиста.

Если тебе знакома фраза “рук не хватает”, то это не про системный бизнес. Так выглядит дешевый кипиш.

-8

Нужно расписать все процессы. На узкие задачи найти вменяемых исполнителей. Если ты занимаешься индивидуальным пошивом - найми себе мастера, который тебя заменит. Пока ищешь, возьми в помощь хотя бы практиканта, который будет делать прямую строчку или ВТО изделий.

Если нет денег нанять крутого специалиста, то начни с дешевого сотрудника.

Если ты зарабатываешь от 50 000 рублей, то найми себе ассистента и перевесь на него часть задач. Ты удивишься, сколько времени и сил освободится для важных задач.

Соблюдая эти 4 пункта, ты сможешь выстроить системный бизнес. И даже если будет что-то неприятное вокруг происходить, то ты сможешь устоять. Не работает одна гипотеза, пробуй другие варианты. Продолжай работать и выполнять обязательства. Веди учет и нанимай сотрудников.

Всё течет, все меняется. А самые сильные остаются.